ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО



ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ [308]

 

Поликультурное образование в современном вузенаправлено на формирование у студентов готовности к осознанному выбору нравственных ценностей и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества. Реализация идей поликультурного образования в педагогическом процессе вуза позволяет студентам более полно ознакомиться с важнейшими закономерностями развития культуры, овладеть способами межкультурного общения на основе понимания культуры мира
и межличностных отношений.

 

поликультурное образование, педагогический процесс, гуманитарный вуз, межкультурная компетенция.

В России поликультурное образование приобрело особую актуальность
и сложность в 90-е годы ХХ века, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой были характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, влияние идей народной педагогики на формирование самосознания личности.В XXI веке поликультурность стала характеристикой современного социального мироустройства, и образования в частности, которая приобрела особую значимость во всех развитых странах мира.

 

Цели и задачи поликультурного образования в вузе

В 1999 году была разработана и опубликована Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России, главную цель кторого В.В. Макаев, З.А. Малькова и Л.Л. Супрунова определяют следующим образом: формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас и верований [309].

В 2003 году была опубликована Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации [310]. Поликультурное образование,согласно этой концепции, характеризуетсянаправленностью содержания образования и педагогического процесса на формирование у студентов готовности к осознанному выбору нравственных ценностей и продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества. Реализация идей поликультурного образования в содержании учебных курсов и педагогическом процессе вуза позволяет более полно удовлетворять образовательные потребности различных культурных групп и в то же время дает студентам возможность ознакомиться
с важнейшими закономерностями развития культуры, овладеть способами межкультурного общения на основе определенных концептуальных идей.

В 2010 году был разработан новый проект Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации, опубликованный на официальном сайте Министерства образования РФ. Составителями документа были предложены определения важнейших понятий и принципов поликультурного образования [311].

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 года большое значение придается интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта
и традиций, активному выходу на рынок образовательных услуг, широкому участию учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ, развитию академической мобильности обучающихся [312].

Важнейшими принципами государственной политики в сфере образования являются защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Эти идеи нашли свое отражение в тексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в статье 12 которого отмечается: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование
и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [313] .

Вопросы поликультурного образования, приобретающие особую актуальность в современную эпоху глобальных изменений, неоднократно освещались
в монографиях и учебных пособиях И.В. Балицкой, И.С. Бессарабовой, Е.В. Бондаревской, С.К. Бондыревой, В.П. Борисенкова, Б.Л. Вульфсона, О.В. Гукаленко, Ю.С. Давыдова, А.Н. Джуринского, Л.Л. Супруновой и др.

Определяя поликультурное образование как концепцию и практику воспитания и образования, которое осуществляется в процессе культурно разнообразного взаимодействия, А.Н. Джуринский справедливо подчеркивает, что оно направлено на установление благоприятных отношений взаимообмена и взаимопонимания между представителями различных культур страны и несомненно, способствует формированию положительного отношения к многообразию культур, рассмотрению культурного многообразия в качестве позитивного условия педагогической деятельности и предоставлению равных образовательных возможностей представителям всех культурных групп [314].  

Отмечая междисциплинарный характер поликультурного образования, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды, И.С. Бессарабова обращает внимание на его социальную сущность – антирасистскую направленность, обязательность для учащихся всех этнокультурных групп, нацеленность на достижение социальной справедливости, непрерывности и динамичности [315].

В современных условиях в результате интенсивных международных контактов в молодежной среде возникают новые представления о культуре и ценностях. Резко возросли, прежде всего, кросс-культурная адаптивность, а также способность общаться и работать в различных интернациональных коллективах [316].
В связи с этим появилась настоятельная необходимость в формировании многоязычной поликультурной личности. Сложившаяся ситуация требует усиления работы с молодежью по воспитанию толерантного отношения к различным этническим сообществам, их языку и культуре, по преодолению предрассудков и стереотипов, расширению сотрудничества и взаимодействия. Несомненно, особое внимание следует уделять «конкретному изучению ценностей отечественной культуры как необходимого условия успешного осуществления межкультурной коммуникации и ведения межкультурного полилога» [317].

Подчеркнем, что значительная роль в формировании поликультурных ценностей у современной молодежи отводится гуманитарным вузам, которые призваны обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, а также сформировать у студентов уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, понимание культуры мира и межличностных отношений.

Однако становление поликультурности, поворот к интересам всего человечества, гармонизация человеческих отношений, развитие творческих начал у студентов идут в российских вузах сложно и неоднозначно. В качестве серьезных проблем, стоящих на их пути, можно выделить прагматическую направленность профессиональной подготовки, недостаток необходимых средств и времени, формальное отношение педагогов высшей школы к воспитанию студентов. Часто в вузах отсутствуют условия, которые способствовали бы повышению духовности студентов, их ответственности за результаты своего образования и дальнейшей профессиональной деятельности, осознанию ими важности поликультурных ценностей для сохранения европейской и мировой цивилизаций. Сложившаяся ситуация требует незамедлительных мер по гуманизации педагогического процесса в вузе с целью придания человеческого измерения производству и накоплению знаний.

Значительным гуманистическим потенциалом обладает поликультурное образование.

Безусловно, важно рассматривать человека не только как представителя определенного этноса, но и как центр пересечения многих культур: этнической
и религиозной, гендерной и возрастной, социальной и профессиональной и др. При этом этничность не всегда и не во всех странах является определяющей культурной характеристикой [318]. Обучающийся может иметь несколько идентичностей, т.е. быть полиидентичным. Со временем под воздействием личных и социально-экономических причин идентичность может изменяться, т.е. возможен, по
Г.Д. Дмитриеву, «дрейф идентичности».

За прошедшие годы идеи поликультурного образования получили развитие как на теоретическом, так и на практическом уровне. Важнейшими чертами поликультурного образования, присущими современной российской высшей школе, можно назвать воспитание у молодежи уважения к гуманистическим культурным ценностям народов России и мира; взаимосвязь этнических и нравственных ценностей; опора на идеи этнопедагогики в содержании образования и в педагогическом процессе; воспитание учащихся в коллективе как членов многокультурного общества; оказание педагогической поддержки детям мигрантов; формирование межкультурной компетенции студентов вуза; объединение в рамках поликультурного образования идей патриотического и интернационального воспитания [319].

Особенного внимания заслуживают исследования по компетентностному подходу в рамках поликультурного образования, связанные с вопросами формирования у обучающихся межкультурной компетенции как способности успешно жить, общаться и взаимодействовать с людьми в культурно разнородном обществе [320]. Межкультурная компетенция представляется не только как достаточная осведомленность в аспектах своей и чужой социокультурной среды, но и как знание языка другого народа, что позволяет говорить о поликультурно ориентированной личности.

 


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!