КУЛЬТУРА ГОРОДА КАК (НЕ) САМОГО СЕБЯ: ЗАБОТА О СЕБЕ



В АНТИЧНОЙ ПЕДАГОГИКЕ [191]

 

В статье сопоставлены древнегреческие и древнеримские представления об образовании человека, существенно меняющем его понимание самого себя. В логике античных мыслителей, такое образование было прерогативой того, кто знает и умеет осуществлять «заботу о себе». Заботящийся о самом себе человек занимал одно из центральных мест в сочинениях античных мыслителей, которые вне «заботы о себе» не видели возможности приобретения образования и идентификации с культурой города.

 

античная педагогика,забота о себе, культура города.

 

Категория «забота о себе» имеет многовековую историю и занимает особое место среди современных антрополого-педагогических категорий. Ее актуальность обусловлена усиливающимся интересом к истокам понимания роли культуры и образования в становлении человека – человека как такового и человека конкретно-исторического. Первые сохранившиеся в истории представления о заботящемся о себе человеке были сформулированы античными мыслителями и концентрировались вокруг отношений человека к государству, власти, другому человеку, самому себе – тем, не потерявших своей актуальности, многоаспектных, но связанных, прежде всего, с педагогикой. Истоки утверждения о том, что «беззаботного» образования (образования вне «заботы о себе») не существует, лежат
в трудах древнегреческих наставников Платона, Ксенофонта, Исократа и др. Их идеи, будучи по-разному интерпретированными древнеримскими наставниками, писавшими как по-гречески, так и на латыни, – Сенекой, Эпиктетом, Плотином
и др., стали ведущим антропологическим ориентиром античной педагогики.

Обращение к категории «забота о себе» в начале третьего тысячелетия осложнено значительной отдаленностью ментальных установок античной педагогической реальности от установок современной педагогической реальности. Нам, связывающим получение образования, прежде всего, с образовательными учреждениями, достаточно трудно представить, что древний грек или римлянин связывал образование с особым образом организованной заботой о самом себе [192]
в пространстве города или недалеко от урбанистического центра.

«Забота о себе»: между Античностью и современностью

 

Отличительной чертой работ, выполненных на рубеже ХХ и XXI веков, является актуализация понятия «забота о себе» в широком контексте исторических, культурных, образовательных и социальных стратегий. Заботящийся о себе человек стал определяться как реализующий разнообразные практики и техники построения себя в мире других: медитации, исихазма, общения, питания, визуализации, автодидактики и т.д. [193]. Истоки столь широкого понимания «заботы о себе» лежат в работах М. Фуко, который отобрал и сопоставил наиболее значимые,
с его точки зрения, труды античных мыслителей (преимущественно стоиков)
и указал на возможность проецирования античной «заботы о себе» на современность [194]. Его представления о том, каким может и должен быть субъект «непосредственно для самого себя», были во многом обусловлены пространством города. По М. Фуко, город – это система замкнутых пространств с жестким режимом (тюрем, больниц, школ, казарм, заводов и других заведений), в которых реализуется общая поведенческая модель [195]. В каждом из этих пространств реализуется один и тот же властный механизм: подчинение души через подчинение тела. Противостоять ему, по М. Фуко, могут только «практики свободы», способствующие интеграции в пространство города при сохранении собственного «я». М. Фуко удалось заострить вопрос: можно ли считать «заботу о себе» особым проектом культуры личности в культуре города как в ее настоящем, так и в прошлом?

Исследователь педагогической заботы Ф. Камби отвечает на этот вопрос положительно и поясняет, что проект имеет множество измерений, среди которых есть и педагогическое. Стремление «“взять-под-свою-заботу” как educere/edere», по его мнению, находится в центре общественной жизни любой культуры и является не одной из форм педагогической заботы, а ее главной, особой и всеобъемлющей ее формой, максимально сближающей воспитание и социализацию [196]. Это теория и практика, жизненно необходимые человеку, о котором из поколения
в поколение заботятся, воспитывая и формируя его «я».

Д. Де Марцио, напротив, убежден, что античная «забота о себе» – особый формат, который был задан для анализа трансформаций именно педагогических установок и способов деятельности. «Забота о себе» связана не столько с этикой
в целом, сколько с педагогической этикой: учитель жертвует заботой о самом себе ради заботы о других, и это самопожертвование часто остается не замеченным теми, кто заботится о себе под его контролем (что и произошло с Сократом, противопоставившим себя городу) [197]. Современные ученики, по Д. Де Марцио, очень похожи на учеников Сократа, хоть и выросли в совершенно иных реалиях. Им точно так же нужен жертвующий собой учитель, который убедит их в ошибочности восприятия образовательного успеха как заботы о внешнем по отношению
к себе, но не о себе самом [198].

Иной точки зрения придерживаются Р.Т. Вебб, Л. Галсон, В. Питтон, обсуждающие «заботу о себе» в отношении неолиберализма, защиты образовательных интересов школ того или иного города и точек сближения политики личностного образовательного выбора с политикой в области образования [199]. В их видении «забота о себе» есть педагогический проект современной культуры, лишь имплицитно связанный со своим античным прообразом.

«Забота о себе» конкретизируется в современном научном дискурсе как
с опорой на сформулированные античными мыслителями представления, так
и без таковой, как внеавторская и вневременная идея, имманентно присущая всем эпохам и культурам, а потому не требующая обращения к истокам своего становления. Диалог с античным идеалом «заботы о себе» невозможен без понимания ее онтологического смысла, восстановления «заботы о себе» «в собственных корнях» и осуществления «археологических раскопок» [200]. В противном случае античная «забота о себе» рискует быть свернутой до ключевых цитат, не позволяющих нам, современным, отличать настоящую заботу от беззаботности, грань между которыми была столь четкой на протяжении более чем тысячелетнего развития античной цивилизации.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!