Педагогическое измерение античной «заботы о себе»



Через призму терминологии

Сущность процесса идентификации человека с культурой города и интериоризация ее ценностей в древности раскрывались через понятия «забота». Каждый эллин или латинянин осуществлял образовательные выборы в широком жизненном пространстве, на которое была накинута некая «заботливая» сеть невозможности автономного существования и принадлежности полису или империи.

Стремление мыслить заботу педагогически нашло отражение в древнегреческом слове «ἐπιμέλεια» и латинском «cura», которые имели несколько значений: «забота» (о чем-либо или о ком-либо), «попечение» (о чем-либо), «тревога»
(о чем-либо или о ком-либо), «управление» (чем-либо) и др. Дополняя друг друга, эти значения ориентировали на необходимость активного участия в жизни города и другого человека через спектр личных и общественных дел и поручений. Существовало достаточное количество слов, имеющих сходные значения со словом «ἐπιμέλεια», но без приставки «ἐπι-»: «μελέδημα», «μελέτη», «μελεδώνη» и ряд других [201]. Это многообразие было связано с тем, что жизнь древнего грека в его глазах представляла собой цепочку «забот» разного уровня: забота главы семьи о доме
и репутации, забота правителя о подданных и единомышленниках, забота о больных и немощных, забота о друзьях и детях, забота о собственном теле и т.д. Иначе говоря, вокруг этого комплекса «забот» разворачивалась деятельность, которая гарантировала общественный порядок, сплавляя индивидуальное и коллективное. «Забота» как «ἐπιμέλεια» была связана с этими «заботами», но не определялась ими, поскольку умение правильно действовать заодно с другими приобреталось благодаря образованию.

В «Кратком словаре слов греческого Нового Завета» «ἐπιμέλεια» определена как действие, которое в том числе может быть осуществлено с целью обновления самого себя [202]. Приставка «ἐπι-» имела ряд значений, связанных с целенаправленным действием, которое может осуществляться с кем-то или наперекор чему-либо: движение против чего-либо, к чему-либо или до чего-либо, сопровождение, прибавление, следование, последовательность, причинность» [203]. Наиболее обширный корпус слов с данной приставкой был связан с производными от «επιστήμη» («знание», «умение», «научная отрасль», «дисциплина»), из которых в современный научный тезаурус вошло понятие «эпистема». В «ἐπιμέλεια» приставка акцентировала внимание не просто на активном деятельностном начале, но и на возможных трудностях, с которыми потенциально может столкнуться тот, кто осуществляет данную заботу как действие-сопровождение или действие-изменение, идущее вразрез с чем-то в интеллектуальной сфере.

В латинском тезаурусе понятие «cura» имело значительно большее число значений, связанных с целенаправленной образовательной активностью: любознательность, пытливость, исследование, труд, сочинение, почитание, надзор, опека и др. Однокоренными для понятия «cura» выступали слова «curator» («куратор»), «сurans» («врач») и «secura» («обезопасить») [204]. Этот комплекс слов был объединен у римлян не только единым корнем, но и единым смыслом, во многом близким к тем, которые вкладывались в «ἐπιμέλεια». При переходе древнегреческого «ἐπιμέλεια» в латинское «cura» произошло ограничение контекстов употребления, однако для словосочетания «забота о себе» педагогический контекст так и остался основным.

Для свободного гражданина мира античной культуры «ἐπιμέλεια ἑαυτοῦ»,
а затем терминологические модификации «cura sui» предполагали ряд путей
и способов обретения себя в пространстве города, не противоречащих «επιστήμη» («знанию») о самом себе. В «ἐπιμέλεια ἑαυτοῦ» приставка «ἐπι-» усиливалась словом «ἑαυτοῦ» и позволяла древнегреческим авторам говорить о том, что данная деятельность осуществляется по направлению к себе, ради самого себя и в течение определенного времени. Происходило двойное акцентирование значимости того, что деятельность осуществляется, прежде всего, для того, кто ее осуществляет. Выражение «cura sui» не имело значимой приставки, и акцентуацию на «самости» давало латинским авторам только само слово «сам». Однако благодаря слову «cura» смысловые слои центрировались вокруг вполне определенной деятельности, поскольку «cura» четко указывало на заботу как терапию, уход, работу, надзор или опеку, которые могут осуществляться по отношению к самому себе.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!