Основные категории земель и государственная аграрная политика 8 страница



В связи с развитием производства численность фыонгов по­стоянно росла и, по некоторым данным, в начале XIX в. составила более тысячи. Каждый центр ремесленной промышленности де­лился на определенное число фыонг хой. Фыонги выступали в ро­ли торговых и административных единиц, а те — только как про­изводственные корпорации (цехи) ремесленников. Фыонги в Ха­ное, например, занимались не только производством, но и прода­жей различных товаров. Так, фыонг Хангдао занимался продажей тканей и шелка, фыонг Мам — продажей рыбных продуктов; скобяные товары продавались фыонгом Хангдонг, шляпы — фыонгом Хангнон и т. д. До сих пор в Ханое сохранились улицы под названием Хлопковая, Шелковая, Серебряная, Гончарная и др. Продажа завозимых в Ханой товаров производилась и специаль­но предназначенными для этого фыонгами[654], которые выступали как представители объединенных торговцев, подчинивших себе ре­месленное производство. Фыонги бывали часто оторваны от своих производственных баз, размещавшихся далеко от рынков сбыта. Другие же фыонги, наоборот, имели при себе производственные базы. Так, фыонг Хангбак в Ханое производил серебряные изде­лия, которые продавались там же; фыонг Хангма занимался про­изводством изделий из бамбука, а члены фыонга Хангза изготов­ляли кожаные изделия, продажа которых производилась на ме­сте[655]. Упомянутые фыонги являлись одновременно и производст­венными и коммерческими организациями.

Фыонги могли иметь собственные религиозные церемонии. Так, население Лакхе (уезд Хоайдык, пров. Хадонг) на протяжении нескольких веков занималось прядением шелковых тканей. Ремес­ленники Лакхе устраивали ежегодные религиозные церемонии в честь китайцев, якобы передавших вьетнамцам технику изготовле­ния шелка. Фыонг из 40 ремесленников-ткачей в Лакхе регулярно выполнял религиозные обряды[656]. Вьетнамские фыонги выступали также в роли органов взаимопомощи. Так, ремесленники одной или разных профессий объединялись в один фыонг с целью оказа­ния друг другу помощи в производстве. Правда, только в этой роли фыонг выступал весьма редко.

Члены фыонга под руководством старосты корпорации — тыонг мука — временами уезжали на заработки. В таких случаях тыонг мук договаривался с хозяином об условиях работы, получал от него заработную плату, которую делил между ремесленниками. Заработок тыонг мука был таким же, как любого члена фыонга. Однако в качестве вознаграждения он еще получал от хозяина подарки натурой или деньгами. Тыонг мук нес непосредственную ответственность за свой фыонг и по требованию губернатора про­изводил вербовку ремесленников на различные виды работы, опла­чивавшейся деньгами[657]. Ремесленники платили промысловый на­лог натурой — продукцией, а подушный налог — деньгами. Так, в Иентхае, Хокхау (окрестность Ханоя), население которых занима­лось производством бумаги, ежегодно с каждого здорового жи­теля взималось 5,5 тыс. листов бумаги, а со стариков и увечных — половина указанного количества. В Батчанге (пров. Бакнинь), где изготавливались гончарные изделия, со здоровых взималось по 300 шт. черепицы, а с увечных и больных — по 150 шт.[658]. В Тхиен-чао (пров. Ниньбинь), где выделывали циновки, с каждой семьи взималось по две пары циновок, а подушный налог уплачивался деньгами или рисом. С калек и престарелых взимали половину указанного количества или суммы.

К началу XIX в. по приказу императорского двора во Вьетна­ме стали сажать тутовые деревья и одновременно открывали ма­стерские по разведению шелковичных червей и изготовлению шел­ка. Всю продукцию шелка государство забирало в качестве на­лога. Так, в Лакхе (пров. Хадонг), где население занималось шелкоткачеством при императорах Зя Лонге и Минь Манге, еже­годно должны были вносить в качестве налога 600 рулонов шел­ка разного цвета (в каждом рулене содержалось 27,6 м при ши­рине от 90 до 94 см). При Тхиеу Чи поселение Лакхе было пре­вращено в придворные мастерские, которые возглавлял некий Чан Куй с двумя заместителями, которому был присвоен ранг чинов­ника седьмой категории второго класса. Отныне в Лакхе помимо уплаты названных выше налогов должны были производить все виды шелка, необходимые двору[659].

Императорский двор ввел ряд запретов и ограничений — регла­ментация производства, жесткий контроль государства над про­изводством, систематическое усиление налогового обложения, что губительно сказывалось на развитии ремесла. Более того, просто­людинам не разрешалось строить дома с высокой крышей и во­ротами, украшать архитектурные детали домов резьбой, использо­вать в строительстве драгоценные породы древесины. Простолюди­нам не разрешалось ходить обутыми, одеваться в парчу, атлас и шелка. Они могли носить только одежду, сшитую из хлопчатобу­мажной ткани, и ходить босыми. Такая деятельность феодального государства, естественно, тормозила развитие ремесленного про­изводства.

Потребности двора в шелковых тканях непрерывно возраста­ли. Французский консул в Куиньоне де Верневиль писал, что в шелкоткацкой мастерской Биньдиня имелось 34 ткацких станка. Шелкоткацкие мастерские имелись в семи волостях (Нхоннгай, Аннгай, Зыонган, Нхонан, Чунгсон, Тайлыонг, Иенсон). Только в одной Гомите насчитывалось 10 ткацких станков, в Фочате — 12. На каждом станке были заняты четыре человека. Обычно работа­ли шесть месяцев в году (с апреля по сентябрь). С октября по март станки не работали ввиду того, что хозяева не могли за­пастись пряжей. Китайские торговцы скупали пряжу Биньдиня, Куангнама и затем отправляли в Китай для производства шелка. Гуандунский и вьетнамский шелк-сырец считались лучшими.

В 1851 г. Ты Дык приказал упразднить многие мастерские, спе­циализировавшиеся на разведении тутового шелкопряда, в тех провинциях, где выращивали тутовые деревья. Тем самым был на­несен большой ущерб национальному шелководству.

Императорский двор притеснял торговцев и ремесленников, а проводимая им политика изоляционизма (закрытых портов) силь­но тормозила развитие национальной промышленности. Одной из важных причин медленного развития ремесла являлось и то, что покупательная способность внутри страны была очень низкой, по­этому товары кустарных промыслов не имели большого сбыта.

Несмотря на то что политика феодального государства тормо­зила развитие ремесла, оно тем не менее развивалось, особенно в городах. С появлением новых городов и поселений их основное население составляли ремесленники и торговцы. Город выступал в качестве носителя товарного производства. Возрастало число от­дельных отраслей товарного хозяйства (производство изделий из металлов, оружия, бумаги, керамических изделий, обуви, одежды, тканей, обрушенного риса). Широкое развитие во Вьетнаме полу­чило производство изделий из бамбука, разнообразных плетеных изделий, циновок. Рост мелкотоварного производства наблюдался в текстильной и кожевенной промышленности.

Ремесленное производство в городах и деревнях было пред­ставлено такими отраслями, как мыловарение, сахароварение, ви­ноделие и производство лаковых изделий. Одним из наиболее раз­витых во Вьетнаме было производство рыбного соуса ныок мам. Традиционно славились во Вьетнаме изделия резчиков по сло­новой кости, дереву, ювелиров. В окрестностях столицы работали лучшие мастера по производству лаковых изделий, инкрустато­ры[660], вышивальщики.

Традиционным центром ремесленного производства являлась северная часть Вьетнама (Бакки), где ремесло развилось значи­тельно раньше, чем в центральных (Чунгки) и южных (Намки) районах страны. Одной из причин того была острая нужда в зе­мельных участках, заставлявшая безземельных крестьян занимать­ся ремеслом. Вследствие же относительно недавнего освоения юж­ной части страны, где имелась значительная площадь неосвоенных земельных угодий, население этой части менее нуждалось в до­полнительных заработках. Постепенно в поисках заработка ре­месленники Северного Вьетнама передвигались из старых центров ремесла в новые — южные районы, где наряду с развитием старых основывались новые промыслы.

Вьетнамское феодальное ремесло в различных частях страны в первой половине XIX в. находилось на разном уровне развития. Так, в прибрежных районах степень развития производства была более высокой, чем во внутренних и горных районах страны. В ходе развития товарного хозяйства шло дальнейшее расслоение мелких производителей. Внутри мелкого производства происходила имущественная дифференциация — разорение одних и концентра­ция производства в руках других. Более состоятельные ремеслен­ники постепенно увеличивали свои предприятия. Они уже не при­нимали непосредственного участия в производственном процессе и стали прибегать к найму рабочей силы. Мелкие же ремесленни­ки разорялись и шли работать к более состоятельным владельцам мастерских.

В отдельных случаях мастерские перерастали в крупные пред­приятия типа простой кооперации или даже мануфактуры. Одна­ко процесс первоначального накопления капитала и разорения мелких производителей в условиях Вьетнама в первой половине XIX в. протекал медленно. Использование наемного труда в мел­ком товарном производстве в рассматриваемый период пока было незначительным явлением.

Таким образом, мелкое товарное производство служило исход­ным пунктом возникновения и развития капиталистических отно­шений. Элементы их можно проследить на примере гончарного производства, довольно крупные предприятия которого были соз­даны разбогатевшими ремесленниками и торговцами-скупщиками, Так, население Батчанга (уезд Зялам, в окрестностях Ханоя) на протяжении нескольких веков занималось гончарным ремес­лом, достигнув высокого уровня производства. В этой деревне имелось 15—16 крупных печей, длина каждой печи достигала 8м, ширина и высота составляли по 4 м. У каждой печи было занято до 50 человек, а на всех печах — около 800 человек. В производ­стве гончарных изделий имело место сравнительно четкое разде­ление труда, использовалась относительно развитая техника, хотя в целом указанное производство основывалось на ручном труде,

На примере изготовления гончарных изделий можно наблю­дать переход от мелкотоварного производства к более высокой форме промышленности — сравнительно крупным мастерским. Гончарное производство в Батчанге можно отнести к простой ка­питалистической кооперации, которая развивалась из раздроб­ленного мелкого производства. На предприятиях этой отрасли ра­ботали разорившиеся ремесленники, деревенская беднота. Исполь­зование значительного числа наемных рабочих можно считать важным моментом развития капиталистических элементов в про­изводстве Вьетнама. В середине XIX в. существовали кирпичные, черепичные, судостроительные мануфактуры[661].

Зачатки капиталистического производства можно проследить и в текстильной промышленности. Среди многочисленных мастер­ских, разбросанных по всей стране, по своим размерам особенно выделялись ткацкие мануфактуры провинций Хадонг и Биньдинь.

Итак, еще до французского захвата Вьетнама отмечался отно­сительный рост производства, основанного на частной собствен­ности и личном труде мелких ремесленников и крестьян. На этой стадии развития ремесла в стране уже пользовались наемным тру­дом, однако еще в весьма ограниченном масштабе.

Все сказанное выше дает основание полагать, что в отдельных отраслях вьетнамской промышленности уже имелись первоначаль­ные элементы развития капиталистических отношений. Однако в целом во Вьетнаме рассматриваемого периода продолжало господ­ствовать простое мелкотоварное производство ремесленников и крестьян.

Наряду с отдельными частными мануфактурами во Вьетнаме в первой половине XIX в. существовали многочисленные государ­ственные мастерские (казенные мануфактуры) по изготовлению огнестрельного оружия, чеканке монет, строительству судов. На­пример, на Ханойском монетном дворе, основанном в 1803 г., дей­ствовало несколько литейных печей. В 1820 г. в Ханое была от­крыта еще одна литейная мастерская — под названием «Баохоа кинькук».

По берегам больших рек, в приморских городах и селах были основаны многочисленные верфи и мастерские, где строились небольшие суда, предназначенные для рыооловсгеа и кабочажного плавания. В начале XIX в. в Хюэ была сооружена судоверфь. Во всех крупных лесных провинциях страны, таких, как Нгеан, Тханьхоа, где имелись удобные водные пути, существовали вер­фи, строились суда, барки, сампаны. Верфи, как правило, находи­лись в местах дислокации войск. Морские суда строились на вер­фях Сайгона, Биенхоа, Диньтыонга и др.

Императору Зя Лонгу принадлежало около 200 деревянных су­дов водоизмещением 12 т каждое, вооруженных шестью-семью пушками. Помимо этих судов он владел еще 500 мелкими и 100 крупными галерами. Всего в морском флоте вьетнамского го­сударства в начале XIX в. было занято 26800 человек, в том числе 8 тыс. человек, работавших в судостроительных мастер­ских[662]. В конце 30-х годов судоверфь Хюэ спустила на воду пер­вое паровое судно европейского типа, за что владельцы этой вер­фи Хоанг Ван Лить и Ву Зуи Чинь получили большие награды.

Иностранцы, побывавшие во Вьетнаме в указанный период, высоко ценили искусство вьетнамских кораблестроителей. Так, капитан первого ранга военно-морских сил США Уайт, посетив­ший Сайгон в 1820 г., насчитал в городском арсенале 150 галер. По его признанию, «аннамиты, безусловно, являются наиискусней­шими корабелами и выполняют работу с исключительной точ­ностью»[663]. Англичанин Кроуфорд, посетивший Вьетнам в 1822 г., отмечал, что «кохинхинцы пользуются заслуженной славой наибо­лее опытных моряков на Дальнем Востоке»[664].

Во Вьетнаме помимо судоверфей имелись многочисленные ору­жейные мастерские, которых особенно много было в провинциях Тханьхоа и Нгеан. Так, в 1872 г. в провинции Нгеан, которая славилась своими оружейниками, было отлито 500 пушек и изго­товлено 2 тыс. ружей. Оружейные мастерские имелись и во многих других провинциях страны.

В этот период в стране функционировало значительное число мастерских, обслуживавших двор: от ювелирных, где изготавлива­лись украшения из золота и серебра, до швейных, где шилась одежда из парчи и атласа. Существовали также строительные ма­стерские, которые занимались сооружением дворцов, крепостей, замков, усыпальниц. Все эти мастерские находились в ведении ведомства общественных работ (бо конг). Всю работу в указан­ных мастерских выполняли завербованные ремесленники, крестья­не и солдаты. Число рабочих, занятых в отдельных мастерских или на строительных участках, достигало тысячи человек.

Крестьяне, солдаты и ремесленники получали мизерную плату за свой труд, при этом никак не учитывалась их квалификация. Последнее порождало большое недовольство ремесленников, вы­полнявших свою работу без какой бы то ни было заинтересованности. Существовавший режим труда имел характер принудитель­ных работ и никоим образом не мог способствовать промышлен­ному развитию. Форма наемного труда имела полукрепостниче­ский характер.

Государство перепоручало организацию ремесленного произ­водства и контроль над ним куанам[665]. Куаны по государствен­ному указу набирали в различных провинциях лучших мастеров для работы в тех или иных государственных мастерских под конт­ролем тех же государственных чиновников. По государственному указу губернаторы производили вербовку ремесленников для ра­боты в государственных оружейных и судостроительных мастер­ских и на строительстве королевских дворцов и усыпальниц. Крупные мастерские, принадлежавшие двору, в которых работали тысячи и десятки тысяч мастеровых, занятых на строительстве усыпальниц, дворцов, создававших произведения искусства для правителя и его сановников (вышивки, шелкоткачество, изделия из лака,-резьба по слоновой кости, золотые и серебряные украше­ния), передавались в управление куанам. По законодательству Зя Лонга куаны принудительно вербовали население на так назы­ваемые общественные работы, определяли меру наказания до 10— 15 ударов палками для тех, кто уклонялся от таких работ.

В рассматриваемый период большая часть горнорудных про­мыслов и крупные ремесленные мастерские (кораблестроение, из­готовление оружия, чеканка монет и другие отрасли ремесленного производства) были сосредоточены главным образом в руках фео­дального государства и, очевидно, представляли собой казенные мануфактуры. Феодальные порядки мешали развиваться ремес­ленному производству. Насильственное принуждение лучших ре­месленников и мастеровых к отбыванию трудовой повинности в го­сударственных мастерских, естественно, не могло не тормозить экономическое развитие страны, тем не менее частное ремесленное производство при Нгуенах хотя и медленно, но развивалось. В многочисленных малых и крупных частных ремесленных ма­стерских производились предметы, необходимые для повседневной жизни, главным образом товары широкого потребления.

С развитием ремесла и товарно-денежных отношений появи­лись также крупные частные мастерские, которые уже были за­чатками капиталистических отношений.

Торговля

Внутренняя торговля. Рост мелкого и крупного производства в первой половине XIX в. во Вьетнаме свидетельствовал об углуб­лении общественного разделения труда, что, в свою очередь, спо­собствовало расширению торговых связей между городом и дерев­ней. Торговля занимала важное место в экономической жизни Вьетнама, где значительного распространения достигли товарно-денежные отношения. Однако в целом их развитие по-прежнему определялось решающей ролью феодального способа производст­ва. Как указывал К. Маркс, «размер, в котором продукция посту­пает в торговлю, проходит через руки купцов, зависит от способа производства»[666]. Характеризуя эту зависимость, В. И. Ленин, ссылаясь на К. Маркса, писал: «„Рынок" является там и постоль­ку, где и поскольку появляется общественное разделение труда и товарное производство. Величина рынка неразрывно связана со степенью специализации общественного труда»[667].

Однако торговля являлась не только индикатором уровня эко­номического развития Вьетнама, но и средством, обеспечивающим дальнейший рост товарно-денежных отношений в стране. К. Маркс отмечал, что «на основе любого способа производства торговля способствует созданию избыточного продукта, предназначенного войти в обмен, для того, чтобы увеличить потребление или сокро­вища производителей (под которыми следует понимать собствен­ников продуктов); следовательно, она все более придает производ­ству характер производства ради меновой стоимости»[668].

Развитие торговли в масштабах всей страны стало в XIX в. насущным требованием для ускорения экономического роста Вьет­нама. После прихода к власти династии Нгуенов была обеспечена политическая стабильность страны, что значительно облегчило об­щение между севером и югом. Широкое развитие получило кабо­тажное плавание. Возросло число морских перевозок; расшири­лись торговые связи между севером и югом. Южновьетнамский рис доставлялся не только в центральные провинции страны, но^ и в Ханой[669]. Все это свидетельствовало о процессе включения южновьетнамского рынка в систему складывавшегося общевьет­намского рынка на основе общественного разделения труда между различными частями страны. В начале XIX в. получило дальней­шее развитие товарно-денежное обращение, способствовавшее расширению торговли, появлению торговцев-скупщиков, которые продавали сырье ремесленнику, скупая у него готовую продукцию. В роли торговцев и ростовщиков выступали купцы, куаны и по­мещики.

Внутренняя торговля велась на рынках, в торговых поселениях и городских кварталах (фо), на речных переправах и пристанях, В условиях большой протяженности и удобства водных путей (рек, каналов, трасс каботажного плавания вдоль морского побе­режья и т. п.) торговля на воде играла не менее, если не более-важную роль, чем на суше[670]. В середине XIX в. в наиболее развитых районах сельскохозяйственного и ремесленного производ­ства Бакки, расположенных в равнинных и возвышенных местно­стях, насчитывалось от 21 до 44 рыночных центров и торговых улиц в каждой провинции. Центром торговли на севере был Ха­ной, в городе и пригородах действовало 24 торговых центра, 27— в провинции Ханой. Довольно широко была развита сеть торгово­го обмена и в горных провинциях. В Чунгки крупнейшим торго­вым центром была столичная провинция Тхыатхиен, и особенно сама столица Хюэ, где существовало множество торговых улиц, рядов, а при Минь Манге был построен огромный крытый рынок. В Биньдине, развитом центре садоводства, ремесла, лесного про­мысла, насчитывалось 60 рыночных центров. Крупнейшим торго­вым центром юга был Сайгон, купцы и судовладельцы которого занимались регулярной торговлей рисом, используя развитую сеть внутренних водных путей. Значительная часть общего товарообо­рота приходилась на лодочные торговые маршруты. В Дангчаунге, например, в конце XVIII в. наряду с 33 рынками функционирова­ло 39 водных торговых маршрутов, которые обслуживались 500 ко­раблями и лодками[671]. Торговля на водных маршрутах велась не только в их конечных пунктах, на пристанях и базарах, но и на переправах и прямо по пути (лодки останавливались перед любым населенным пунктом).


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!