Основные категории земель и государственная аграрная политика 3 страница



Кроме процесса уравнения налоговых ставок с непосредствен­но управляемых, общинных и частных земель шло частичное воз­вращение государством конфискованных после 1802 г. частных земель.

Во второй половине 20-х годов продолжается процесс полного уравнения налоговых ставок с некоторых категорий непосредствен­но управляемых государством и общинных земель.

Так, в Биньдине в 1826 г. с земель жуонг чай стали взимать налоги, равные налогам с общинных полей. В 1835 г. часть куль­товых земель, данных семьям двух высших чиновников эпохи Зя Лонга, была переведена в категорию общинных земель. Семьи чиновников были компенсированы деньгами. Наконец, в 1836 г. все непосредственно управляемые государством земли куан дьен и куан тхо в Куангчи были переведены в категорию общинных зе­мель. В 1839 г. при конфискации половины частных земель в Биньдине и переводе их в категорию общинных полей заодно в эту же категорию были переведены все земли, непосредственно управляемые государством, что значительно сократило налоговые поступления в провинции.

Обращает на себя внимание тот факт, что полный перевод не­посредственно управляемых государством земель в общинные и соответственное уравнение налоговых ставок были произведены лишь в двух провинциях с наименее плодородной землей — в Ку­ангчи и Биньдине. По всей вероятности, здесь невозможна была повышенная эксплуатация зависимого крестьянства. Не выдержи­вая тяжелого налогового гнета, крестьяне разбегались, и у госу­дарства не было сил вернуть их на землю.

Более стабильное положение государственных зависимых в других провинциях может быть объяснено тем, что там были уро­жайные земли, из которых непосредственно управляемые госу­дарством занимали самые плодородные места. На большей части территории Вьетнама налоговые ставки на непосредственно управ­ляемых государством землях не были прямо уравнены со став­ками с общинных земель, но постоянно продолжалось снижение налогов с них. Одной из первых акций Тхиеу Чи после занятия престола было снижение налогов с непосредственно управляемых земель на 50% в Тхыатхиен в 1841 г. В 1846 г. один из высших чиновников, Нгуен Кхак Туан, предложил унифицировать налоги со всех непосредственно управляемых государством общинных и частных земель, сведя все налогообложение к ставкам с общин­ных и частных земель. Предложение было очень решительным и вследствие этого было отклонено. Но сам факт свидетельствует о том, что вопрос об унификации налогообложения уже назрел.

Обращает на себя внимание тот факт, что, несмотря на сни­жение налоговых ставок с непосредственно управляемой государ­ственной земли на 20—30% в центре в 1821 г. и повторное сни­жение тех же ставок на 50% в столичном районе, в 1841 г. общий уровень их оставался очень высоким и в 1846 г. достигал на не­которых полях 245 тхангов с 1 мау.

В 1848 г. пришедший к власти Ты Дык вновь снизил налоги на некоторые категории непосредственно управляемых государст­вом земель: чай куан, дьен чанг, чай конг, дон дьен конг, а так­же на земли зависимых, которые не подпали под общее снижение налогов по случаю воцарения нового монарха. Несмотря на пред­ложения реалистически мыслящего чиновничества избавить зави­симых крестьян от наиболее жестких форм налогового гнета, феодальное вьетнамское государство не отказалось от дополни­тельного, хотя и не совсем надежного источника доходов.

Вьетнамское государство вступило во вторую половину XIX в., отягощенное высокооблагаемыми казенными землями и неполно­правными государственными зависимыми.

4. Известно, что на разных этапах своей истории вьетнамское государство предпринимало организацию освоения целинных зе­мель. В первой половине XIX в. такое освоение осуществлялось солдатами, нсприписными крестьянами, осужденными преступни­ками и ссыльнопоселенцами, которым государство выдавало ин­вентарь, скот и ссуду, а также богачами — помещиками, имеющи­ми возможность на свои деньги набрать крестьян.

Большое распространение получили дон дьены еще в период антитзйшонского сопротивления. Их организовывал Нгуен Фук Ань для снабжения продовольствием своих солдат в 1785 г. в Сиаме, куда он бежал после поражения от Тэйшонов. После ор­ганизации нгуеновской администрации в Зядине особое распро­странение получили созданные в 1790 г. специальные дон дьены, в которые набирались крестьяне, обязанные платить высокий на­лог— 6 хоков риса с человека. Во главе таких дон дьенов чаще всего стояли состоятельные люди из местных помещиков, которые могли на свои средства набрать более 10 крестьян. В этом случае они получали чин управляющего (кай чай), имели право выпи­сываться из списков деревни, освобождались от повинностей и теряли всякую связь с общиной. На протяжении 12 лет этот вид специальных дон дьенов, которые фактически являлись поместья­ми, играл наиболее существенную роль в обеспечении армии ри­сом. Наряду с этим существовали дон диены, в которых работали солдаты. Они были организованы в том же, 1790 г., но вскоре поч­ти все войска были брошены на борьбу с Тэйшонами. В 1789 г. были созданы дон дьены из неприписных крестьян, которые снаб­жались государственным инвентарем, скотом и ссудой. Все это они должны были вернуть после сбора урожая. Во главе таких дон дьенов стояли чиновники (дьен туат), в обязанность которых входило снабжение армии продовольствием[573].

В 1802 г. Зя Лонг освободил всех крестьян дон диенов от на­логов на пять лет, начиная с 1803 г.[574]. Затем налоги были снижены на 2/3 и составили 4 хока. В дальнейшем налоги с дон дье-нов постоянно снижались, колеблясь от 2 до 3 хоков с человека. Все это усилило приток крестьян в дон дьены. В 1814 г. число крестьян в дон диенах вместе с промысловиками и домашними ремесленниками приблизилось к десяти тысячам, и из них стали набирать в солдаты каждого третьего[575]. Поселение дон дьенов не рассматривалось как община, его жители превратились, по су­ществу, в лично-зависимых по отношению к организовавшему их набор помещику. Увеличение числа лично-зависимых крестьян дон дьенов очень обеспокоило Минь Манга, резко настроенного против поместного землевладения. В 1821 г. он обратился к Ле Ван Зюету с запросом по поводу того, почему в Зядине коли­чество людей в дон диенах растет, а число приписных крестьян в списках деревень не увеличивается. Губернатор Зядиня вынуж­ден был оправдывать наличие дон диенов большим количеством неприписных и бродяг, которым в случае отсутствия дон диенов некуда будет деться. В конце концов губернатор вынужден был установить новый порядок организации дон диенов, при котором уход в дон диен был возможен только в том случае, если против выписки крестьян из деревень не возражали деревенские власти[576]. Естественно, это несколько затрудняло организацию новых поме­стий, но в условиях почти полного отсутствия фонда общинных зе­мель на юге и слабой круговой поруки уход крестьян из деревень мало сказывался на экономическом положении оставшихся, пла­тивших налоги со своих частных земель. Поэтому особых возра­жений у властей деревенских общин не должно было возникать. У Минь Манга, мыслившего категориями старой деревни, с преоб­ладанием общинных земель, такой порядок не вызвал возражений.

В Центральном Вьетнаме в 20-х годах продолжалась обработ­ка земли солдатами, которые оставляли себе часть урожая лишь на пропитание, а все остальное сдавали государству[577]. Все прось­бы провинциальной администрации перевести их на фиксирован­ный налог наталкивались на сопротивление Минь Манга, и они продолжали вносить в казну половину урожая.

В 1828 г. с идеей создания на севере зоань диенов из бедняков, обрабатывающих заброшенные земли, выступил Нгуен Конг Чы. Уже в 10-х годах оставленные крестьянские земли там обраба­тывали солдаты, которые должны были их вернуть по первому требованию возвращавшихся беглых крестьян. По плану Нгуен Конг Чы зоань диены конца 20-х годов на севере, состоявшие из безземельного крестьянства, должны были получить государствен­ную субсидию, скот, инвентарь. Кроме этого после превращения из заброшенных в пахотные обработанные земли получали осво­бождение от налога на три года, а затем облагались налогом по ставкам с частной земли, однако не могли отчуждаться. План был одобрен, и в 1828 г. начата реализация широкой программы по созданию 71 поселения на заброшенных землях Намдиня. 2350 бед­няков должны были обработать 18970 мау земли, из которых должен был быть создан уезд Тиенхай. Однако не все земли, счи­тавшиеся заброшенными, в действительности были таковыми. Часть из них скрывали от налогообложения намдиньские помещи­ки, которые в 1829 г. дали Нгуен Конг Чы взятку за то, чтобы он оставил им часть этих «заброшенных» земель. Нгуен Конг Чы подал на помещиков в суд Бактханя. Однако чиновники севера встали на сторону помещиков и обвинили в нечестности самого Чы. Лишь императору удалось «восстановить справедливость»: оправ­дав Нгуен Конг Чы, он приказал наказать помещиков[578]. Но и Нгуен Конг Чы был отозван в столицу, и вскоре освоенные земли в Намдине стали снова забрасываться. В 1832 г. Нгуен Конг Чы, уже как генерал-губернатор Хайзыонга и Куангиена, занялся соз­данием дон диенов в Куангиене. Здесь заброшенную землю долж­ны были обрабатывать на средства государства местные солдаты, которые после сбора урожая должны были вносить в казну 2/3 со­бранного риса[579]. После превращения заброшенной земли в пахотную она должна была передаваться в обработку крестьянам: с условием уплаты налога по ставкам с общинной земли. Освое­ние заброшенных земель на севере с его малоземельем шло архаи­ческими методами и продвигалось с трудом. Основным направ­лением приложения усилий была не столько борьба с природой, сколько настоящее сражение с помещиками, которые скрывали обрабатываемую землю от налогов и записывали ее как забро­шенную. В связи с этим деятельность Нгуен Конг Чы приобрела: ярко выраженный социальный характер и была направлена про­тив богатых землевладельцев севера.

По-иному развивалось освоение целинных земель на юге, где земли было много. Однако и здесь в 20-х годах свободная коло­низация целины, организованная состоятельными людьми — кай чай (управляющими поселений колонистов), а в действительности — распорядителями больших государственных имений, претерпела из­вестную метаморфозу. В 1822 г., очевидно по указу из Хюэ, все дон дьены, состоящие из 248 поселений колонистов общей чис­ленностью 9630 человек, были переведены на полувоенное поло­жение. 48 главных управляющих получили освобождение от подуш­ных налогов и поземельных податей. Основная масса сельскохо­зяйственных работников в дон дьенах солдатами считалась лишь условно и вносила подушный налог—1 куан 5 тиенов и плату за освобождение от трудовых повинностей — 2 хока риса. Некоторые категории крестьян дон диенов платили за освобождение от тру­довых работ в денежной форме. Однако с начала 30-х годов сол­даты дон диенов начинают все чаще использоваться для участия в пограничных военных конфликтах и на трудовых работах. В свя­зи с этим они периодически освобождались от подушных налогов.

Поземельные же подати постепенно увеличивались и в 1831 г. со­ставили 2 хока 15 тхангов[580]. С 1830 г. осужденных преступников стали посылать на освоение целинных земель, снабжая инвента­рем и освобождая от налогов за землю на три года. Предложение Нгуен Конг Чы послать всех ссыльных на юг не встретило под­держки в Хюэ, и они были разосланы по всей стране, кроме до­линного севера, но часть все же попала на юг: в Виньтхань, Динь-тыонг и Хатиен.

После восстания Ле Ван Кхоя и вмешательства государства в аграрную структуру Зядиня дон диены начали приходить в упа­док. В 1840 г. часть земель под дон диенами южнее Кханьхоа была передана преступникам и ссыльнопоселенцам, обязанным вносить в казну половину урожая, а то, что они не могли обрабо­тать, отдавалось крестьянам с условием уплаты налогов по став­кам с общинной земли. Особенно интенсивно осваивались поля в Биенхоа и Анзянге. В 1840 г. были произведены награждения солдат на юге за освоение земли[581].

Конец дон диенов этого типа на юге наступил очень скоро. С приходом к власти нового монарха, Тхиеу Чи, уже в 1841 г. значительная часть дон диенов как на севере, так и на юге была взята у солдат и передана крестьянам с условием уплаты налогов по ставкам с общинной земли. Когда в 1844 г. император пред­ложил Ле Ван Фу снова восстановить дон диены в Зядине и Биенхоа, тот сказал, что все население дон диенов разбежалось[582].

В 1845 г. были установлены новые правила освоения земель в Намки. Основная ответственность ложилась при этом не на дон дьены, а на государственных чиновников фу и хюенов, а также на общинное самоуправление деревень. Но в 1848 г. получившим силу закона докладом Нгуен Данг Зяя вместе с группой чинов­ников этот указ был отменен[583].

В результате бурной политической борьбы «реалистов» и кон­серваторов по вопросам экономики в 1853 г. была предпринята попытка снова возродить систему освоения земель в Намки при помощи дон диенов. Это мероприятие было связано с именем на­местника юга Нгуен Чи Фыонга, который при организации систе­мы дон диенов в Намки учел опыт эпохи Зя Лонга, что незамед­лительно дало экономический эффект. В 1854 г. было объявлено, что те люди, которые наберут бедных, беглых и неприписных кре­стьян, могут основывать отдельные деревни. Такой набор могли производить только богачи, так как для этого нужны были нема­лые средства. В случае создания отдельных деревень организато­ры их освобождались от подушных налогов, военной службы и общественных работ на пять лет. Наряду с этим к освоению це­лины привлекались преступники. Такая политика встретила сопро­тивление консервативно настроенного чиновничества. Один из его представителей обвинил Нгуен Чи Фыонга в том, что в результа­те проведения такой политики бедные начинают грабить, преступ­ники разбегаются, а приписные крестьяне живут на стороне[584]. В действительности же организация дон диенов типа времени Зя Лонга моментально вызвала приток в них бедных приписных кре­стьян, как в былые времена. Практика Нгуен Чи Фыонга была одобрена Ты Дыком, а обвинение с него снято. Уже в 1856 г. им­ператор разрешил выписать из списков общин 13800 крестьян, которые перешли осваивать целину в дон диенах[585]. Рост дон дие­нов происходил в основном за счет деревенской бедноты в общине, которую еще так недавно пытался воссоздать на юге Минь Манг. В 1857 г. Нгуен Чи Фыонг рассказал на приеме у императора о значительных успехах освоения целины путем организации дон диенов нового типа. Однако французское вторжение сорвало меро­приятия по организации дон диенов, так как все силы вьетнам­ского государства были брошены на борьбу с интервентами.

5. Одним из основных социальных конфликтов первой половины XIX в. был конфликт между старыми служилыми феодалами-чи­новниками и уже претендующими на политическое признание по­местными феодалами. Основой политической власти служилых феодалов являлась экономическая база в виде государственной земельной собственности. Количественно основную часть государ­ственной земельной собственности составляла земля, находившая­ся во владении общины, на которую государство имело верховное право собственности в полном объеме. Политическими противни­ками феодального служилого сословия были помещики-землевла­дельцы, обладавшие частной земельной собственностью и получав­шие земельную ренту. Борьба осложнялась тем, что часто служилые феодалы одновременно являлись и частными землевладель­цами. На верхних уровнях чиновничьей иерархии служилые фео­далы в большей степени зависели от чиновничьего жалованья, на низших — меньше. Поэтому политический импульс начала века — благосклонное отношение к частной земельной собственности — исходил от военных чиновников, в недавнем прошлом зядиньских помещиков, часто шедших в бой со своими дружинами, состоя­щими из набранных приписных или неприписных крестьян (тхуок киен), которые скорее всего были их зависимыми.

Различное отношение феодального государства на протяжении первой половины XIX в. к общинному и частному землевладению определялось тем политическим влиянием, которым пользовались служилые и поместные феодалы. Проследив политику государства по отношению к этим двум видам землевладения, можно оценить и изменение социальной базы государства на протяжении полу­века. Еще до окончательного разгрома Тэйшонов на севере в 1802 г. были отменены все налоги на военные нужды, которые взимались с частных землевладельцев в Зядине. Вскоре на 1/3 были снижены подушные налоги всем зядиньцам, а также натураль­ные подати с крестьян дон диенов. Крестьяне пришлых дворов по­лучили налоговые льготы наряду с крестьянами основных дворов. Перед походом на север Зя Лонг специально обратился с воззва­нием к помещикам — общинным старостам (хао мук),— в котором обещал им должностные посты в случае поддержки. За поимку Тэйшонов предоставлялись земля, характер которой был очень близок к частной, и зависимые крестьяне[586]. В инструкции для действия войск на севере тоже упоминалось прежде всего привле­чение на свою сторону общинных старост-помещиков.

Сразу же после прихода к власти община стала интересовать Зя Лонга, во-первых, с точки зрения сбора налогов, а во-вторых, с точки зрения наделения солдат, а не чиновников земельным жа­лованием из фонда общинной земли. Уже в 1802 г. было приказа­но выдать солдатам земельное жалование в размере 1 мау, а также земельный пай в столичной провинции Куангдык. Именно поэтому был издан приказ, запрещающий продажу общинной зем­ли. В 1803 г. было установлено налогообложение общинных и частных земель.

На севере, где общинное землевладение занимало господству­ющие позиции, налоговые ставки с общинных и частных земель были различны. В долинных провинциях и Тханьхоа — Нгеане с общинных земель трех категорий взималось 120, 84 и 50 батов риса, с частных —40, 30 и 20 батов. На окраинных провинциях со 2-й и 3-й категорий общинных земель собирали налоги в 42 и 25 батов риса, с 1, 2, 3-й категорий частных земель взимали 20, 15 и 10 батов[587]. Между общинными и частными землями сущест­вовало четкое различие. С общинных земель государство получало ренту-налог, затем отделенная рента в централизованном порядке через жалованье перераспределялась между всем сословием слу­жилых феодалов. С частных земель севера государство взимало только налог, а рента доставалась владельцу.

Иной была картина в Центральном Вьетнаме. Здесь государ­ственный налог дифференцированно взимался лишь в зависимости от категорий земли — 40, 30 и 20 тхангов. Налогообложение об­щинных и частных земель ничем не различалось. Пониженное налогообложение общинных земель в центре по сравнению с тако­вым на севере было связано с традиционным налогообложением в «старых владениях» Нгуенов, вызванным слабой внутренней структурой общины. При столь малом фонде общинных зе­мель в случае повышения налогообложения из центра было легче бежать на более свободный юг; поэтому государство вынуждено было меньше давить на общинного крестьянина. Основная масса крестьян здесь, как и помещики, имела частные земли. Частных земель здесь в то время было уже так много, что их пониженное по сравнению с общинными налогообложение наносило бы большой финансовый ущерб государству, поскольку дополнительные льготы достались бы в значительной степени крестьянам. Поэто­му в центре крестьяне платили ренту-налог как с общинных, так и с частных земель, а помещики, используя свое административ­ное положение лай зитей, укрывали свои земли от налогов и ре­гулярно присваивали себе ренту не только с частных, но и с об­щинных земель. В то же время общинных земель было в центре так мало, что их пониженное налогообложение особого ущерба государству не приносило. В некоторых провинциях общинной земли было настолько мало, что ее не хватало даже на жалование солдатам. Недаром на всем протяжении первой половины XIX в. вопрос о наделении солдат жалованием из фондов общины был одним из самых острых.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!