Основные категории земель и государственная аграрная политика 4 страница



В период существования паевой системы земельного жалова­ния чиновничества из фондов общины до 1839 г. феодальная рен­та в центре взималась, очевидно, не только помещиками — лай зитями, но и служилыми феодалами за счет эксплуатации зави­симых крестьян, которых сажали на общинный пай чиновника. С общинных земель, используемых таким образом, чиновничест­во получало ренту путем усиленной эксплуатации крестьянства, так как чиновничество захватывало лучшую землю, имея право выбирать место своего пая первыми. Именно поэтому с общинных земель Центрального Вьетнама, как и с частных, в первой полови­не XIX в. государство тоже стало получать только налог, а фео­дальная рента присваивалась помещиками — лай зитями и чинов­никами внутри общины, владевшими большим количеством общин­ной земли. После перевода в 1818 г. чиновничества на денежное жалованье с сохранением общинного пая, а затем только на де­нежное жалованье в 1839 г. служилый феодал был отделен от землевладения и превратился в платного государственного служа­щего. Как таковой, он уже получал жалованье не в виде ренты, а в виде части государственного дохода. Земельную ренту он мог получать уже только как помещик с той частной земли, которую приобретал тем или иным способом.

Таким образом, с начала XIX в. происходит трансформация характера общинного землевладения в центре Вьетнама. С общин­ных земель уже взимается только налог, а феодальная рента либо присваивается служилыми феодалами внутри общины (как это было до 1839 г.), либо попадает в руки солдат, общинных старост и общинной верхушки, эксплуатирующих как рядовых общинни­ков-арендаторов, так и наемных работников и зависимых крестьян. Общинное землевладение в Центральном Вьетнаме носило двойственный характер: с одной стороны, общинная земля была неотчуждаема, что лишало ее характера частной собственности и формально делало собственностью всего коллектива, с другой стороны, ренту с нее получали общинная верхушка, солдаты и до 1839 г. чиновники, использующие в качестве зависимых и батра­ков неприписное и общинное крестьянство. Прежний характер об­щинное владение сохраняло в основном при наделении солдат жалованием. Несмотря на то что налогообложение частных зе­мель в центре было выше, чем в целом на севере, но так как зем­ли у чиновника центра было значительно больше, чем на севере, то ренту с общего количества своей земли центральный помещик получал большую, чем северный.

В 1803 г. не был указан размер налогообложения на юге Вьет­нама. Было упомянуто только, что оно остается таким же, как и ранее. Существенно, что применительно к югу не говорилось о делении на общинную и частную землю; вся земля делилась только на долинную и горную. Налоги взимались только по этим категориям. Фактически почти вся земля в Намки была частной (и крестьянская и помещичья), так как была освоена после из­дания указа о превращении всех пустующих земель после их обработки в частные.

Как же складывалась аграрная политика в отношении этих ка­тегорий земель? В 1803 г. группа чиновников во главе с Нгуен Ван Тханем подала доклад с предложением оставить на севере 30% частной земли из имеющейся, а остальную передать в общину[588]. Зя Лонг отверг этот проект, обещав обсудить его в бу­дущем. Его интересовало использование уже имеющейся общин­ной земли, купля-продажа которой была им запрещена. Поэтому Зя Лонг определил в 1804 г. получателей паев общинной земли, в число которых были втиснуты почти все социальные группы Вьетнама.

Прежде всего эту землю получали все чиновники от 1-го до-9-го ранга, причем чиновники высшего ранга получали этой земли более чем в 2 раза больше, чем низшего (18 паев и 8 паев).

Получили общинную землю все категории солдат: гвардия — 9 паев, войска Нгеана и Тханьхоа, войска севера — по 8,5 пая, провинциальные войска — 8 паев, зависимые солдаты и ремеслен­ники — по 7 паев, полноправные крестьяне — по 6,5 пая, молодые, пожилые и больные крестьяне — по 5,5 пая, старики, «наемные» ибедные — по 4,5 пая, малорослые, калеки и физически неполноцен­ные — по 4 пая, сироты и вдовы — по 3 пая[589].

Распределение земли в общине не могло удовлетворить нужд всех тех социальных слоев, которым эта земля полагалась. Да го­сударство на это и не рассчитывало. К примеру, полноправные крестьяне получили лишь на 2 пая больше, чем «наемные», бед­ные и старики, но должны были платить подушные налоги от 1 куана 6 тиенов до 1 куана 2 тиенов, в то время как «наемные», бедные и старики вообще освобождались от подушных налогов. Кроме того, полноправные крестьяне пришлых дворов вообще не имели права на общинную землю, а подушные налоги должны были платить почти как крестьяне основных дворов — от 1 куана 4 тиенов до 1 куана. Следовательно, не величина земельного пая определяла экономическое положение человека, исходя из которого он должен был платить подушный налог государству. Эконо­мическое положение крестьянина определялось его внеобщинными доходами — частной землей, экономическое положение чиновни­ка — его жалованьем. В 1803 г. некоторая часть чиновничества севера была переведена на жалованье. С 1818 г. все чиновничество получало денежное жалованье[590]. В наихудшем положении оказа­лись солдаты. Перевести почти стотысячную армию полностью на денежное жалованье было невозможно. Поэтому кроме снабже­ния одеждой и денежного жалованья в 1 куан, а также общин­ного пая им было установлено еще и земельное жалование из фондов общинных земель. Но именно этого жалования община и не могла дать солдатам: ей не хватало фондов земли этой ка­тегории.

В 1805 г. Зя Лонг, не рассчитав возможностей выдачи земли в общинах, положенной солдатам, но захваченной «множеством мелких служащих, которые ею незаконно пользуются», приказал выдать земельное жалование всем солдатам страны, указав, что «чиновники и мелкие служащие не имеют права им пользовать­ся»[591]. Земля, которая полагалась солдатам за службу, была в значительной мере захвачена должностными лицами деревни, об­щины, волости, мелкими провинциальными чиновниками. Значи­тельная доля была превращена в поместные владения. Естест­венно, для всей армии ее не хватало. Поэтому уже в 1806 г. ос­новная часть регулярной армии была лишена права на земельные наделы из фонда общинных земель, предназначенных в жалова­ние солдатам. Только несколько подразделений гвардии получили по 1 мау на человека из фондов общинного земельного жалования солдатам. Даже некоторым категориям столичных солдат и войск из Нгеана и Тханьхоа земли не досталось, но было официально разрешено иметь одного зависимого из числа неприписных кре­стьян, который освобождался от трудовых работ и вносил налог по категории военнообязанных[592].

В конце 1800-х годов вопрос о наделении солдат земельным жалованием приобретает особую остроту, так как рассматривается в русле требований консерваторов вернуться к старым добрым временам. В 1809 г. начальник отдела юстиции Бактханя подал доклад с предложениями выделить солдатам в жалование по 5 мау земли из общинного фонда: «Если не хватит земли в дерев­не, взять в соседней деревне. Если не хватит земли в хюене, взять в соседнем хюене». Вынужденный идти на частичные уступки кон­сервативным лидерам, а главным образом не имея возможности компенсировать солдат достаточным денежным жалованьем, Зя Лонг установил земельное жалование войску. Конечно, о 5 мау на одного солдата, потребованных Фам Чи Дангом, речи быть не могло. Гвардия, столичные войска и дворцовые отряды получи­ли по 1 мау, войска Нгеана и Тханьхоа — по 9, северяне — по 8 мау[593]. Таким образом был частично решен вопрос о наделении солдат земельным жалованием.

Итак, через старый механизм общины в 1803—1804 гг. не было возможности удовлетворить нужды в земле многих социаль­ных слоев вьетнамского позднефеодального общества. Общинные земли играли все меньшую роль в обеспечении господствующего класса феодалов. Наоборот, крестьянское землевладение даже в Центральном Вьетнаме начало приобретать характерные черты частного землевладения, что выразилось в официальном отделении налога от ренты.

Общинные земли не могли прокормить и солдат. Крестьяне основных дворов лишь одной ногой стояли на общинной земле, крестьяне пришлых дворов вообще не имели к ней никакого отно­шения. Община еще могла земельными наделами кое-как поддер­жать стариков, бедняков, наемных, калек, малорослых, вдов и сирот, но функционировать как полноценный экономический меха­низм она уже не могла. Нужды и требования всех классов и со­циальных групп явно не могли разрешиться в рамках общины как экономической ячейки и получали реализацию вне ее (эксплуа­тация частных земель, купля-продажа земли, цена которой в 1814 г. достигала 200 куанов за 1 мау, производство на рынок и т. д.). В 10-х годах государство и не пыталось восстановить эко­номическую мощь общины, но с приходом к власти Минь Манга и усилением консервативных элементов в правительстве начина­ется новый этап — попытка укрепить общинное землевладение.

Новый император, Минь Манг, начал с того, что установил в 1820 г. выдачу гвардии 9 паев и 1 мау земли на жалование из общинных земельных фондов[594]. Всей армии земли предоставлено не было. Скорее всего это было связано с тем, что в начале 20-х годов Минь Манг мог распоряжаться лишь в центре, так как на юге и на севере находилась оппозиционно настроенная адми­нистрация Ле Ван Зюета и Ле Тята. В 1821 г. императором было отвергнуто предложение об увеличении солдатам жалованья во время прохождения действительной службы, так как Минь Манг твердо решил наделить всех солдат землей. Предоставление земли всем солдатам затянулось до 1831 г., когда резко усилились кон­сервативные тенденции по всей стране. Тогда гвардейцы и сто­личные войска получили 9 паев и 1 мау в жалование, солдаты Тханьхоа и Нгеана — 8 паев и 9 шао, провинциальные солдаты — 7 паев и 8—7 шао на жалование.

С конца 20-х годов, после смерти Ле Тята, начинается пре­следование помещиков и наступление на частное землевладение.

В 1828 г. Нгуен Конг Чы подал доклад, в котором обрушился на помещиков (тхо хао). Он обвинял их в том, что они «постоян­но захватывают в аренду общинные земли и обогащаются, а бед­някам некуда жаловаться». Нгуен Конг Чы четко определял основного эксплуататора крестьян и виновника его бедственного положения: «Ранее при обсуждении дел люди сваливали ошибки на чиновников, но не понимали, что большая часть (бед. — Ред.) происходит из-за помещиков. Вред (беднякам. — Ред.) из-за чи­новника на 10—20%, а из-за помещика на 80—90%»[595]. Обладая всей полнотой власти в общине, помещики «скрывали от налого­обложения общинников и обрабатываемые земли: тысячи мау зем­ли не облагались налогами, лишь обогащая карманы помещиков, сотни налогоплательщиков не вносятся в списки, лишь выполняя повинности в пользу помещиков». Чтобы прекратить захват поме­щиками общинных земель и превращение свободных крестьян в зависимых, Нгуен Конг Чы предлагал предать нескольких человек закону и запретить «обычай аренды общинной земли». Однако со­ветники императора встретили это предложение с неодобрением. Не решаясь отменить закон об аренде общинной земли сроком на три года, установленный еще в начале века, при Зя Лонге, они предложили лишь следить за соблюдением этого срока и препят­ствовать его продлению и захвату общинной земли. Очень ясно было сформулировано бессилие правительства перед самовласти­ем помещиков в деревне: «Если совсем запретить аренду общин­ной земли, то богачи все равно добудут себе средства, это им не составит труда, а беднякам не миновать невзгод»[596]. Даже кон­сервативное чиновничество в конце 30-х годов понимало, что оно не может ничего изменить в сложившихся социальных отношениях в деревне, так как для этого необходимо восстановить архаиче­ское общинное землевладение. Отговариваясь формальными заяв­лениями о необходимости препятствовать захвату общинных зе­мель в деревне, столичная администрация, по существу, способ­ствовала своим невмешательством развитию этого процесса. В кон­це 20-х годов и Минь Манг еще разделял эту точку зрения. Он даже несколько осадил Нгуен Конг Чы, указав ему, что «не надо прибегать к жестокости» при обмере укрываемых помещиками от налогообложения земель[597]. В 1829 г. была полностью отвергнута программа Нгуен Конг Чы по восстановлению общины, включа­ющая создание общинных зерновых складов, общинных конфу­цианских школ и т. д.

В 1829 г. произошел знаменитый инцидент с попыткой поме­щиков подкупить Нгуен Конг Чы и обвинение его бактханьской администрацией в нечестности. Лишь император оправдал дея тельного консерватора. В 1829 г. начались массовые репрессии в отношении бактханьской администрации, в основном созданной Ле Тятом. Генерал-губернатор Чыонг Ван Минь был отдан в сол­даты, расправляясь с массой старых соратников Ле Тята, импера­тор не пощадил и своего ставленника. В начале 30-х годов про­должал усиливаться захват помещиками заброшенных общинных и частных земель, и государство поощряло их в этом, ставя лишь условием обязательную уплату земельных налогов.

Если не считать отдельной инициативы Нгуен Конг Чы в 1828 г., то можно полагать, что вмешательство государства в дела общины с целью ее «восстановления» началось в 1831 г., ког­да чиновникам Ниньбиня было приказано исправить неправильно записанные категории земель в списках налогообложения[598]. Наступление на поместное землевладение велось довольно мед­ленно. На юге еще губернаторствовал Ле Ван Зюет, и Минь Манг не мог чувствовать себя хозяином во всей стране. Даже после смерти Ле Ван Зюета в ходе восстания Ле Ван Кхоя он отвергает консервативное предложение начальника налогового управления Хайзыонга выдавать солдатам по 5 мау в жалование из фондов общинных земель.

В это же время продолжается и другая линия в отношении деревни. В 1834 г. Нгуен Данг Зяй подал доклад с предложением выдвигать на должности начальников тонгов (волостей) состоя­тельных людей и помещиков (хао хыу) и за успехи награждать их[599]. Император приказал придерживаться многоступенчатых выборов: общинный совет—староста общины — помощник на­чальника тонга — начальник тонга. В результате начальниками тонгов все равно становились помещики, но система, предложен­ная Зяем, была значительно проще и предусматривала большую заинтересованность помещиков в успешном ведении дел в де­ревне. Несмотря на то что это мероприятие было предложено Зяем в момент крайней опасности для властей в Хюе, когда и север и юг полыхали в огне восстаний, и было направлено преж­де всего для организации помещичьих дружин для борьбы с вос­ставшими, император отклонил это предложение.

После разгрома восстания Ле Ван Кхоя началась социальная реакция, которая прежде всего сказалась на вмешательстве госу­дарства в аграрную структуру деревни.

Сначала решено было навести порядок в Зядине. В 1836 г. на юг был послан наместником Чыонг Данг Куэ, который должен был прежде всего изменить там аграрную структуру. Затем он приехал в Зядинь и тут же принялся за обмер земли. У обмера земли в Зядине были свои противники, например начальник нало­гового управления Виньлонга Чыонг Ван Уиен[600]. Однако Чыонг Данг Куэ настоял на своем, и аграрная структура Зядиня пре­терпела существенные изменения.

Ранее на юге не было общевьетнамских мер измерения площа­ди земель: мау и шао. Существовали тхыа, шо, зай и тхоань. Есть основания считать, что тхыа, шо и зай не являлись мерами площадей, а представляли собой определенные виды земельных владений. Об этом свидетельствует сам Чыонг Данг Куэ: «Есть места, ранее называвшиеся 1 тхыа, но такие длинные, широкие и извилистые, что лишь за полдня дойдешь до конца». Такие по­местья делились на несколько участков, число которых достига­ло нескольких десятков, и передавались зависимым крестьянам и арендаторам. Зависимые и арендаторы платили высокую про­дуктовую ренту. Описывая процесс захвата помещиками земли, Чыонг Данг Куэ докладывал: «Помещики, опираясь на силу, за­хватывают (земли.— Авт.), у бедняков нет земли, даже чтобы во­ткнуть шило». Безземельные бедняки вынуждены были идти в зависимые к помещикам: «Есть люди в деревне, которые захва­тили землю у других общин, местные бедняки вынуждены зани­мать у них землю, обрабатывать ее и жить на ней». В зависи­мость к помещикам попадали целые деревни, у которых не было не только своей пахотной земли, но даже деревенской террито­рии для застройки, и они вынуждены были покупать землю под деревенскую территорию у соседних деревень. Но и после такой покупки эта приобретенная земля не считалась официально де­ревней и они продолжали «жить на чужбине», так как находи­лись в зависимости от помещиков. Бывало, что у помещика было в зависимости несколько деревень, которые не имели даже и куп­ленной земли, а находились на земле хозяина. Зависимые могли жить и разрозненно, в разных деревнях[601]. Степени личной и эко­номической зависимости этих крестьян были различными.

В результате перемера полей по общевьетнамским эталонам; 20197 шо и 13 зай были превращены в 629611 мау. С горных полей стали взимать 23 тханга с 1 мау, с долинных — 26 тхангов. Было введено разделение на частные и общинные земли. В общинные земли включались все земли, ранее непосредственно-управляемые государством (за некоторыми исключениями), а также земли, передаваемые для совместной обработки всей об­щине; частными землями объявлялись индивидуально обрабаты­ваемые земли крестьян и помещиков. Налоговые ставки с обеих, категорий земли не различались. Отсутствие категорий плодород­ности при учете налогообложения было выгодно прежде всего бо­гатым землевладельцам, которые захватывали лучшие земли. Вместе с тем помещикам был нанесен чувствительный ущерб: зем­ля, на которой жили их зависимые, невзирая на то, была ли она ими куплена или являлась собственностью помещика, станови­лась деревенской территорией, принадлежащей самой деревне (в том случае, если она принадлежала помещику, он терпел мате­риальный ущерб). Помимо этого помещики официально лишались своих зависимых, объявляемых полноправными, а их поселки — деревнями свободных со своим управлением. Если зависимые жи­ли в разных деревнях, то им предоставлялись целинные земли, которые они должны были обработать и создать общину со своим; списком крестьян. При перемере земли государственные органы делали все возможное, чтобы укрепить фонд общинных земель, хотя на налогообложении это не отражалось. В общинные земли превращались: а) заброшенные поля в случае их последующей об­работки вне зависимости от того, весь ли участок земли был за­брошен или только часть его; б) совместно всей деревней обрабатываемые земли; в) выморочные земли; г) часть земли бывшего Фиенана; д) отдельные участки в Диньтыонге и Зядине. В непо­средственно управляемую государством землю было превращено лишь 75 мау.

Такое решительное наступление на помещика в Зядине могло быть предпринято лишь в результате вооруженной победы импе­ратора над югом после разгрома восстания Ле Ван Кхоя, когда помещик-южанин рассматривался как побежденный, который дол­жен был заплатить за поражение контрибуцию отказом от доли своей частной собственности и зависимого крестьянства.

Резкое вмешательство в аграрную структуру юга вызвало мас­совое бегство крестьян; поэтому была разрешена аренда земли беглецов с немедленной передачей ее им после возвращения.

Перемер земли в Зядине привел к следующим результатам: значительному увеличению общинного владения; лишению поме­щиков части зависимого крестьянства; лишению помещиков части их земельной собственности (если на их земле компактно жили зависимые крестьяне, которые превращались в свободную общи­ну); массовому бегству крестьянства, поскольку, формально осво­бодив зависимых крестьян от помещичьей власти, государство ни­как не обеспечило их экономическую независимость от него. Кре­стьяне не получили пахотной земли, да и не хотели ее получать. Основной массой земли продолжали владеть помещики, и зави­симые крестьяне снова возвращались в их имения. Но сам реали-затор перемера Чыонг Данг Куэ считал, что «теперь, когда пере­мерили землю, все люди обрабатывают свою часть и вносят на­логи, а не эксплуатируются помещиками»[602]. Это вряд ли соответ­ствовало действительности, так как уже в 1837 г. Хоанг Кюинь сообщил из Зядиня, что население бежит с такой силой, что чи­новники, чтобы количество народа в списках общин не уменьша­лось, вносят в них стариков 60—70 лет. В 1838 г. начальник су­дебного управления в Виньлонге признал провал борьбы с поме­щиками, сообщая, что богачи, используя труд бедняков, не спра­шивают у них официальных документов, укрывают у себя всех, а начальники тонгов (волостей.— Авт.) никого не разоблачают, дело не удалось, не смогли изменить все до конца. В ответ им­ператор приказал «запретить всем помещикам, чиновникам и об­щинным старостам под страхом наказания укрывать у себя бро­дяг, не вписанных в списки общины. Если же таковых найдут, то следует тут же вносить в списки, выделять для обработки за­брошенную землю и предоставлять место для жилья. Если же землевладельцы и богачи будут держать у себя укрывающихся от внесения в списки, то будут сурово наказаны. Власти тонга, хюена и фу в случае попустительства также будут делить с ними от­ветственность»[603].


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!