Основные категории земель и государственная аграрная политика 7 страница
Таким образом, наем государством рабочей силы не выходил за рамки принудительной феодальной повинности. Рабочая сила еще не выступала в качестве товара, поскольку она продолжала оставаться в феодальной зависимости. Основные производственные отношения по-прежнему имели феодально-зависимый характер.
Ко второй категории наемных рабочих относились те, кто находился в более свободных условиях найма. Большей частью это были лица китайской национальности, горняки по специальности (по ремеслу), нанимавшиеся к управляющему разработками, а также мастеровые, имевшие специальные технические навыки, как, например, поиск месторождений, мастера по выплавке металла и т. д. Они именовались хоафу. Оплата этих лиц при найме на государственные рудники не приравнивалась к финансированному жалованью обычных работников и, естественно, была более высокой. Число свободных наемных рабочих на государственных горнорудных предприятиях было невелико. Особенностью их положения была относительная личная свобода. Высокая профессиональная подготовка хоафу создавала благоприятные условия для найма на рудники, принадлежавшие частным китайским и вьетнамским предпринимателям, а также на государственные рудники.
В исторической литературе почти нет материалов относительно условий разработки рудников, являвшихся собственностью китайских предпринимателей. Однако известно, что на этих рудниках было занято большое число людей. Так, в 1834 г. Нгуен Конг Чы в докладной записке императору Минь Мангу отмечал: «У китайцев, занимающихся добычей ископаемых, на каждом руднике занято по 700—800 человек»[635]. Другой чиновник, Нгуен Фан, посетив север страны, докладывал императору, что «на золотом прииске Кимминь (пров. Шонтэй), разработка которого разрешена китайцу Хо Шоки, в списке о найме кули значатся лишь 20 человек, а на самом деле там работает более 1 тыс. человек»[636]. В целях сокращения уплаты государству налогов китайские предприниматели стремились скрыть подлинное число рабочих, наживая таким образом большие капиталы за счет жестокой эксплуатации трудового люда.
|
|
Рабочая сила на таких рудниках в основном была представлена жителями южных провинций Китая, которые в поисках работы и средств к существованию переходили вьетнамскую границу и селились в предгорных и горных районах Вьетбака, пограничных провинциях, где занимались поиском, разработкой и выплавкой металлов из руд. Эти старатели были искусными мастерами, поэтому вьетнамское феодальное государство нередко нанимало их для организации производства на рудниках.
Система найма на рудниках, эксплуатировавшихся китайцами, былаотносительно свободной, и сам наемный рабочий чувствовал себя до некоторой степени свободным. На китайских рудниках существовало более четкое разделение труда. Рудник делился на различные рудодобывающие специализированные бригады (тао), во главе которых стоял мастер (тао хо). На каждом крупном руднике насчитывалось до десятка таких мастеров. Специализированные подразделения отвечали за определенный род работы, как, например, за добычу и транспортировку руды, выплавку металла и т. д.
|
|
Рудники, находившиеся в ведении китайских предпринимателей, разрабатывались более прогрессивными методами; производительность труда на этих рудниках была относительно высокой. Объем продукции этих рудников был значительно выше объема продукции, получаемой на государственных рудниках. Многие государственные рудники, постепенно приходившие в упадок, попадая в руки китайских предпринимателей, обеспечивали весьма высокую производительность труда. Типичным примером в этом отношении может служить серебряный рудник Тонгтинь.
Рудники, находившиеся в ведении лиц китайского происхождения, в известной степени отражали технический уровень и способ разработки горных руд, существовавшие в Китае. Последнее представляется естественным, ибо основные специалисты на этих рудниках ранее были заняты в рудных промыслах Китая. В этой связи можно предположить, что на некоторых крупных рудниках, принадлежавших китайским предпринимателям, наличествовали элементы капиталистических отношений (мануфактура капиталистического типа на ранней стадии своего развития).
|
|
Однако следует отметить, что китайские предприниматели в большинстве своем являлись временными поселенцами на вьетнамской территории. Спустя некоторое время они, как правило, возвращались на родину с накопленным капиталом. Продукция рудников, за исключением незначительной части, вносимой вьетнамскому государству в качестве налога, полностью уходила за границу (преимущественно в Китай). Эта продукция не участвовала в накоплении капитала и, разумеется, не способствовала развитию во Вьетнаме капиталистических отношений.
На рудниках, разрабатываемых вождями местных племен, большую часть рабочей силы составляли представители многочисленных национальных меньшинств и частично китайские эмигранты. Так, на медном руднике Тулонг было занято 4 тыс. человек из народности хоа-тхыонг. Для более активного вовлечения представителей этнических групп в горнорудные промыслы вьетнамское феодальное государство в 1821 г. снизило наполовину подушный налог с народностей нунг, ман и др. Разработка недр на этих рудниках велась на более низком техническом уровне по сравнению с рудниками, находившимися в ведении китайских предпринимателей.
|
|
Вожди местных племен занимали высокие посты, концентрируя в своих руках огромную власть в районах, населенных национальными меньшинствами. Арендуя рудники, они использовали свою власть при найме рабочей силы. В этом случае не имела места свободная купля-продажа рабочей силы, наем рабочей силы все еще выступал в форме феодальной эксплуатации. Наряду с этим следует отметить, что наем китайских рабочих на рудники имел свободный характер.
На некоторых рудниках, являвшихся собственностью вьетнамских предпринимателей, также отмечался относительно свободный порядок найма рабочей силы. На рудниках, владельцем которых был Тю Зань Хо, отношения между владельцем и рабочими не имели ярко выраженного принудительного характера, наем рабочей силы носил свободный характер. Способы разработки в рудниках Тю Зань Хо были аналогичны способам разработки, применявшимся на рудниках, арендуемых китайскими предпринимателями. На этих рудниках существовало четкое разделение труда, имевшее более или менее выраженный капиталистический характер[637].Однако вплоть до середины XIX в. такие рудники были единичными.
Вьетнамские источники свидетельствуют о том, что приведенное число рудников действовало непостоянно. Так, в течение многих лет не эксплуатировались цинковые, оловянные, серные и другие рудники. Часто добыча руд приостанавливалась, рудники забрасывались[638]. Изучение вьетнамских источников позволяет сделать вывод о постоянном сокращении числа горнорудных разработок после 1810 г. Наивысшее число постоянно действующих рудников составило в 1808—1810 гг. 79, а наименьшее — 39 (в 1831 г.). К концу 1840 г. это число возросло до 57, а в период правления Тхиеу Чи оно колебалось от 51 до 68. Позднее, в начальный период правления Ты Дыка, число рудников с 60 (в 1848 г.) сократилось до 54 (в 1850 г.), что свидетельствовало также о сокращении горнорудных разработок.
В целом можно констатировать, что горнорудные промыслы в первой половине XIX в. развивались, хотя и замедленными темпами. Такое замедленное развитие объяснялось тем, что добыча ископаемых, развитие торговли и промышленности наталкивались на феодальный характер государства; политика, проводимая династией Нгуенов в целом, тормозила развитие экономики и торговли. Государство порой старалось само захватить источник доходов, отстранить купцов и предпринимателей от разработки полезных ископаемых. Так, император Минь Манг говорил, что «золото и серебро, являющиеся богатствами нашей страны, добываются для государственных нужд. Если разрешить арендаторам добывать эти богатства по своему усмотрению, то не избежать того, что коварные купцы будут расхищать их и набьют ими свои карманы»[639]. Руководствуясь этими соображениями, Минь Манг стремился отобрать многие рудники у частных лиц. Если такие рудники приносили большой доход, то правительство расширяло их эксплуатацию; когда же они начинали нести убытки, то оно прекращало их разработку; когда же разработка недр приходила в упадок, государство, как в 1849 г., частично возвращалось к старой политике[640], владельцы цинковых рудников были освобождены от уплаты налога на первые три-четыре года[641].
Феодальное государство осуществляло строгий контроль за рудниками в целях обеспечения их налогообложения. Каждый год государственные уполномоченные либо провинциальные чиновники были обязаны обследовать частные рудники для установления размера налога. Все это создавало много трудностей для предпринимателей, которые на протяжении длительного времени отвлекались от работы. Более того, инспектирующие чиновники занимались вымогательством и коррупцией. В связи с этим небезынтересно также отметить, что размеры взимаемых налогов при императоре Минь Манге были значительно выше, чем в эпоху правления поздних Ле, в связи с чем многие владельцы рудников оказались не в состоянии уплатить все налоги, подвергаясь преследованиям со стороны государства, которое конфисковало их имущество. Налоги достигли больших размеров. Ежегодно государство получало от рудников около 100087 куанов, в том числе с золотых приисков —33838, с серебряных рудников—19839, с медных — 3676 и железных рудников — 25480 куанов[642]. Более того, владельцев рудников принуждали дополнительно продавать государству продукцию по заниженным ценам, установленным им самим. Часто, будучи не в состоянии уплатить государству высокие налоги натурой (золотом, медью, цинком, оловом и др.) и принуждаемые продавать продукцию рудников сверх налогов по заниженным ценам, предприниматели в конечном счете разорялись, а рудники их забрасывались.
Уровень развития горнорудных промыслов убедительно свидетельствует об отсталом характере производительных сил феодального вьетнамского государства в первой половине XIX в.
Ремесло
Для определения уровня экономического развития Вьетнама к середине XIX в. существенное значение имеет характеристика мелкой промышленности. Вьетнамская мелкая промышленность прошла весьма длительный путь своего развития — от домашних промыслов и ремесла до мелкого товарного производства.
В. И. Ленин указывал, что «домашние промыслы составляют необходимую принадлежность натурального хозяйства»[643]. Их изделия потребляются непосредственным производителем. Следующей формой развития мелкой промышленности является ремесло, т. е. «производство изделий по заказу потребителя»[644]. Третьей формой развития мелкой промышленности является непосредственная продажа ремесленником своих товаров на рынке или через скупщика. «Патриархальное земледелие соединяется с мелким производством промышленных продуктов на рынок, т. е. с товарным производством в промышленности»[645].
В первой половине XIX в. во Вьетнаме сосуществовали все три указанные формы, причем вторая и третья формы развития мелкой промышленности в этот период были более распространены.
При патриархальном (натуральном) земледелии домашние промыслы земледельцев служили для них побочным занятием, а земледелие — основным.
Из домашних промыслов, повсеместно распространенных во Вьетнаме в крестьянских хозяйствах, следует назвать ткачество, изготовление одежды и обуви, примитивного сельскохозяйственного инвентаря, переработку риса в муку, постройку жилищ. Крестьянские промыслы имели сезонный характер, крестьяне занимались ими в свободное от полевых работ время. Эта примитивная форма промышленности существовала в рамках таких социально-административных организаций, как община, дон диены и пр.
Развитие домашних промыслов давно привело постепенно к простому разделению труда в общине; ремесленник все более освобождался от сельскохозяйственных работ и специализировался в той или иной отрасли ремесленного производства. Функции «домашнего промысла» все чаще стали выполнять ремесленники-специалисты. Ремесло постепенно становилось постоянным занятием ремесленника, который уже работал по заказу потребителя. Он получал от крестьян за продукт своего труда либо натурой, либо деньгами, на которые приобретал сырье, материалы, необходимые орудия труда.
В рассматриваемый период происходил процесс дальнейшего отделения ремесла от сельского хозяйства (в части ремесел он завершился, в части — еще шел). Ставшие самостоятельными ремесла подвергались количественному и качественному изменению.
В конце XVIII — начале XIX в. во Вьетнаме основную часть ремесленной продукции давали и специализированные поселения профессиональных ремесленников — фыонги, о которых речь будет идти ниже, и сельские ремесленники. Во втором случае происходил процесс дальнейшего отделения все новых видов ремесленного труда от земледельческого и превращения деревенских ремесленников в простых товаропроизводителей. Эта форма, как указывал В. И. Ленин, стоит еще очень близко к предыдущей, отличаясь от нее лишь тем, что при ней «появляется товарное обращение — в том случае, когда ремесленник получает плату деньгами и появляется на рынке для закупки орудий, сырья и проч.»[646].
Связь между земледельцами и сельскими ремесленниками-товаропроизводителями, работающими на рынок, осуществлялась путем товарного обмена на местных рынках. Это, в свою очередь, подрывало общину как производственную единицу и тем самым создавало благоприятные условия для углубления разделения труда между деревней и городом. «Патриархальный крестьянин превращается в мелкого товаропроизводителя, тяготеющего... к употреблению наемного труда, т. е. к капиталистическому производству»[647]. Следовательно, с развитием ремесла и разложением мелких товаропроизводителей. Наибольшее развитие этот процесс получил во Вьетнаме, по-видимому, в XVII—XIX вв., когда происходило резкое расслоение ремесленного производства: от сельского хозяйства отделялась все более существенная часть ремесла. С ростом общественного разделения труда давно наметилась и специализация в производстве в XVIII—XIX вв. Промысловые поселения достигали высокого уровня разделения труда, распределяя между собой как добычу сырья, так и его первичную обработку с последующим превращением его в ремесленное изделие[648].
Многие ремесленные поселения специализировались на производстве какого-либо одного товара. Одни, например, занимались разведением тутовых деревьев, другие обрабатывали коконы, третьи ткали пряжу, четвертые выделывали шелк. Население поселков Кобан (пров. Намдинь), Дайфунг, Фуонгса (пров. Хадонг) ткало, например, пряжу, для которой закупались коконы в соседних деревнях[649]. Население поселков Ланггу, Хачи (пров. Хадонг) занималось плетением основ для бамбуковых шляп, а население поселков Фыонгчунг, Винтьхинь (пров. Хадонг) специализировалось на их изготовлении. Гончарные изделия могли обжигаться в одном месте, покрываться краской в другом, расписываться в третьем. Уже имело место детальное разделение труда. В результате такого общественного разделения труда одни ремесленные поселения находились в прямой зависимости от других, между ними существовала тесная взаимосвязь. Разделение труда в рассматриваемый период находилось уже на достаточно высоком уровне[650]. Оно осуществлялось не только в процессе производства различных товаров, но и при изготовлении одного и того же вида товара.
В ряде случаев изготовление того или иного товара являлось монополией определенных поселков. Так, инкрустирование перламутром было развито в окрестностях Ханоя. При строительстве и расширении города упомянутые поселки превратились в отдельную ремесленную улицу Ханоя, названную улицей Инкрустаторов. Подобным образом возникли многочисленные промысловые поселки, а в городах — промысловые улицы и кварталы. Существовали крупные центры гончарного производства, как, например, на севере страны — Батчанг (пров. Бакнинь), а на юге — Телон, Митхо, Зядинь. В Телоне ежегодно до 1882 г. производили 14,5 млн. шт. кирпича, общее количество черепицы и брусчатки составляло 1,6 млн. шт. Каждая печь давала 40 тыс. шт. черепицы, 13 тыс. шт. брусчатки. В Митхо ежегодно производилось около 500 тыс. шт. кирпича и столько же черепицы, а также 20 тыс. шт. брусчатки[651].
Описанное выше разделение труда явилось прямым следствием самой специфики многовекового развития вьетнамского ремесла.
Основную массу производителей составляли мелкие ремесленники, которые не располагали достаточными средствами, чтобы иметь возможность заниматься всеми процессами производства. Большинство изготовляло какую-нибудь одну деталь и стремилось держать в своих руках монополию на изготовление какого-либо одного вида товара или отдельной детали. По мере развития хозяйства усиливалась конкуренция, мелкие ремесленники, стремясь сохранить монопольное право на производство тех или иных товаров, прибегали к различным методам, чтобы избежать конкуренции и обеспечить свое положение в качестве хозяина. Такие ремесленники старались держать в тайне технику изготовления того или иного предмета, скрывая от других изобретения и усовершенствования. Так, кондитеры поселков Мечи и Зитьвонг (пров. Хадонг) выпекали ком (лепешки из риса). Технология выпечки кома передавалась только по мужской линии или замужней женщине. Ремесленники из Нобана (пров. Хадонг) специализировались на производстве дрожжей, технология приготовления которых передавалась только по мужской линии и держалась в строгой тайне от дочерей[652]. Местами это доходило до того, что девушек не разрешалось выдавать замуж в другие поселки, чтобы таким образом сохранить секрет мастерства. Сохранение профессиональных тайн, в сваю очередь, в определенной мере тормозило развитие ремесла. Специализированные поселения профессиональных ремесленников назывались фыонги.
Города Ханой, Хюэ, Сайгон-Телон, Митхо, Зядинь и другие были центрами вьетнамского ремесла, они производили предметы широкого потребления, которые распространялись по всему Вьетнаму. Наиболее развитыми отраслями профессионального ремесленного производства являлись ткачество, гончарное дело, кораблестроение, изготовление металлических изделий и др. Вьетнамские ремесленные мастерские не имели столь тесных межцеховых связей, как на Западе, что препятствовало свободному развитию ремесла: инициатива и мастерство ремесленников ограничивались рамками своего цеха. Во главе цеха стоял староста (тыонг мук), имевший определенные заслуги перед властями и обладавший большим опытом работы. За свои заслуги он получал титул чиновника определенного ранга. Центральной же фигурой в цехе был мастер. Для того чтобы стать мастером, надо было трудиться долгие годы и регулярно преподносить ценные подарки старостам. В цеховой организации существовала строгая иерархия, и, пока был жив мастер, подмастерье и ученики не могли стать самостоятельными мастерами. В процессе работы ремесленник должен был строго следовать установленному образцу, т. е., по существу, копировать принятые модели и рисунок, и лишь в очень ограниченной степени мог проявлять личную инициативу. Цехи строго хранили тайну ремесла, что, конечно, не способствовало повышению уровня мастерства и развитию техники.
Вьетнамская ремесленная корпорация (фыонг хой) в отличие от западных цеховых организаций в большей степени была подотчетна феодальному государству и его представителям в лице губернаторов провинции и имела не только производственный, но и коммерческий и административный характер. В ряде случаев некоторые фыонги выполняли религиозные обряды ремесленников одной профессии, фыонг хой зачастую выступала также в качестве организации взаимопомощи ремесленников.
Фыонги, как правило, были сконцентрированы в городах и в их окрестностях. Цеховые ремесленные корпорации объединяли до 50 ремесленников одной профессии во главе со старостой, который отвечал перед губернатором провинции за действия ремесленников и ежемесячно докладывал о численности корпорации. Центром профессиональных ремесленников Северного Вьетнама был Ханой, в Центральном Вьетнаме — Хюэ, а в Южном Вьетнаме — Сайгон—Телон. Помимо основных этих центров в первой половине XIX в. фыонги также наличествовали и во многих других городах, а также образовывали самостоятельные населенные пункты[653].
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!