Основные категории земель и государственная аграрная политика 10 страница
Многие товары (корица, воск, ласточкины гнезда, черепаший панцирь, оленьи рога, слоновая кость, ценные породы древесины и т. д.) являлись монополией государства, выпадая таким образом из сферы торговли. Государство держало в своих руках также торговлю промышленным сырьем (медь, свинец, олово, никель, железо, селитра и др.).
Политика вьетнамского феодального государства в области внешней торговли, особенно в период правления Ты Дыка, бесспорно, во многом тормозила последнюю. Налоговые сборы взимались чистым серебром, в некоторых таможнях налоги уплачивались наполовину деньгами и наполовину серебром. На базе изучения налоговых поступлений[690] из таможенных пунктов всей страны можно сделать вывод о том, что состояние торговли во Вьетнаме с 1800—1820 гг. улучшалось и в дальнейшем, до 1843 г., торговля получила определенное развитие. Свидетельством этого является признание англичанина Кроуфорда, который писал, что вопреки распространенному ложному мнению о том, что во Вьетнаме, так же как и в Японии и Китае, все порты закрыты для европейских купцов, у него сложилось впечатление, что нигде в Восточной Азии нет такой свободы для европейских купцов, как в Кохинхине, где начиная с 1818 г. по указу императора все иностранные купцы пользуются одинаковыми правами[691]. Тот же Кроуфорд в письме от 28 июня 1825 г. отмечал: «Наша торговля с Кохинхиной продолжает развиваться. Однако, ввиду того что в этой стране (Вьетнаме. — Авт.) свирепствует голод, число судов, перевозивших товары в Сингапур, сократилось до 13»[692]. В 1839 г., при императоре Минь Манге, общая стоимость экспорта достигла 1888423 фр. В 1841 г., при Тхиеу Чи, эта сумма возросла до 2 906 317 фр.[693].
|
|
Начиная с 1848 г., при вуа Ты Дыке, началось свертывание внешней торговли[694]. Иностранным судам запрещалось заходить во вьетнамские порты, за исключением порта Дананг (Туран). Общее число судов, швартовавшихся в этом порту, было строго ограничено. На вывоз риса, соли, драгоценных металлов и ранее требовалось специальное разрешение от правительства, но теперь их старались не выдавать.
После утраты шести провинций Южного Вьетнама состояние торговли еще более ухудшилось (хотя официально она там не велась), что резко сократило поступления доходов в государственную казну[695].
Проводимая государством в середине XIX в. политика «закрытых портов» тормозила развитие национальной торговли и экономики, усилив тем самым позиции китайских торговцев. Китайские торговцы занимались сбором таможенных пошлин у городских застав, причалов, ведали транспортировкой товаров. В последние годы правления Ты Дыка китайский двор основал во Вьетнаме «торговое отделение»[696].
|
|
Однако вьетнамский рынок в силу объективных причин развития все же постепенно включался в восточноазиатский и мировой рынок, свидетельством чего является проникновение в страну мексиканского доллара, используемого в качестве международной валюты для стран Тихоокеанского бассейна (вьетнамцы его называли «монетой с головой дьявола»). Об этом же свидетельствует активизация торговых отношений с Китаем, Сиамом, европейскими колониями в Малайе, Индии, на Филиппинах, в Индонезии, с Макао и некоторыми европейскими странами, такими, как Франция, Англия, Португалия и Испания.
Частичное расширение торговли заставило правительство унифицировать систему мер и весов и упорядочить денежное обращение. На территории всей страны имела хождение медная монета — донг. Широкое распространение получило также литье золотых и серебряных монет.
Консервативные меры феодального государства в области внешней и внутренней торговли не могли полностью задержать развитие капиталистических отношений. Несмотря на искусственные препоны и рогатки, ростки их все же пробивали себе дорогу, что соответствовало объективным законам развития вьетнамского общества. За развитие капитализма активно выступали отдельные передовые представители вьетнамской интеллигенции, побывавшие в странах Юго-Восточной Азии, Китае и Западной Европе. По возвращении на родину эти лица (Нгуен Чыонг То, Фан Тхань Зян, Динь Ван Диен, Нгуен Хюэ Те, Ле Динь и др.) выступали за проведение социально-экономических и политических реформ, доказывали необходимость развития науки, техники, вступления страны на путь технического прогресса. Указанные лица осуждали старые, отжившие порядки и выступали за проведение в стране коренных преобразований. В 1863 г. Нгуен Чыонг То[697] представил правительству проект реформ в трех томах, среди которых предусматривались меры по развитию торговли и указывалось на необходимость прекращения политики «закрытых портов»[698].
|
|
Подводя итоги развития горнорудных промыслов, ремесла и торговли, следует отметить, что наиболее важным явлением в социально-экономической жизни Вьетнама первой половины XIX в. было дальнейшее развитие товарно-денежных отношений и расширение сферы применения наемного труда, рост торгового капитала. В некоторых отраслях промышленности (гончарная, текстильная и рисоочистительная) в недрах феодализма уже имелись элементы новых, капиталистических хозяйственных отношений (мануфактуры капиталистического типа на ранней стадии своего развития).
|
|
Однако еще рано было говорить о том, что феодализм во Вьетнаме уже полностью исчерпал все возможности своего развития, он еще имел определенную историческую перспективу, переходя к своей поздней стадии.
Город
В XVIII—XIX вв. наиболее значительное развитие получили главные города севера, центра, юга и особенно портовые города в южной части страны.
В Ханое к XVIII в. сложился устойчивый центр товарного производства, ремесла и торговли всего севера. Ремесло, отделившееся в особую отрасль производства с ярко выраженным мелкотоварным характером, сконцентрировалось в основном в столице и ее пригородах. Так, при увеличении на севере общего количества специализированных ремесленных поселений — фыонгов — в 10 раз более 50% из них сосредоточилось в Ханое и прилегающем районе[699].
Важным, хотя и не таким крупным, как Ханой, экономическим центром был город Хюэ. При династии Нгуенов он стал столицей, что наложило заметный отпечаток на характер его развития. В столичном районе (Тхуанхоа) сложился ремесленный комплекс, образовался местный рынок. Цай Тинь Лань так описывает Хюэ: «Город окружен кирпичной стеною, весьма крепкою и довольно красивою... высотой более 10 футов, а в окружности 4—5 футов, имеет восемь ворот... В излучинах реки стоит множество военных и купеческих судов, также и перевозных барок под соломенными навесами. Близ города, с четырех сторон, находятся хорошо обстроенные торговые площади; на них бесчисленное множество всяких товаров; дома обывателей построены ровно, все чисты и красивы»[700].
Интересные сведения о жизни Хюэ XVIII в., его архитектуре приводит в своей книге видный ученый феодального периода Ле Куи Дон. Он писал: «Территория Фусуана обширна, около 10 замов[701]… в центре, на возвышенном месте, императорская резиденция, построенная в направлении с северо-запада на юго-восток. С основания города прошло всего 90 лет, а наверху уже построены храмы для богослужений с многочисленными внутренними галереями, внизу — жилые дома».
В большом городе, вне стен цитадели, вдоль широкой центральной улицы, по свидетельству Ле Куи Дона, располагались верфи и продовольственные склады, рынок и связанные с ним торговые кварталы. Протекавшая через столицу река служила важнейшим транспортным путем, связывающим город с сельской округой. В описании Ле Куй Дона видно заметное социальное расслоение жителей города. Дворец охраняли размещенные вокруг него сухопутные и морские войска. Влиятельные придворные выбрали для жилья лучшие места по берегам реки, где построили свои дома и разбили сады.
Портовые города играли важную экономическую роль, особенно на юге. Они являлись центрами внешней торговли, а также конечными пунктами закупочной торговли, которая велась во внутренних районах. В Сайгон и другие южные порты Вьетнама приходили корабли из Китая, Японии, Малайи, Сиама, других стран Азии и из Европы. Другими развитыми портовыми городами были Дананг, Вунглям, Хоангша, Танкуан и др. Ханой, Хюэ и Сайгон также являлись городами-портами если не внешними, то внутренними.
Во Вьетнаме помещичье землевладение сложилось только к XVIII в. и при этом характеризовалось преобладанием мелкой частнофеодальной собственности. Поэтому здесь не было фигуры крупного всевластного феодала, который подчинил бы себе город и с которым шла ожесточенная борьба. Слабый вьетнамский помещик не мог противопоставить себя городу и повлиять на его развитие.
Уже к началу XIX в. во Вьетнаме сложились условия для развития новой массовой формы городской жизни, а города стали играть все большую роль в жизни вьетнамского феодального общества. Это явилось прямым следствием сдвигов, происшедших в его социально-экономической структуре и связанных с переходом на стадию позднего феодализма. Развитие частнофеодальной системы сопровождалось ускорением развития производительных сил, углублением общественного разделения труда, изменением производственных отношений. Таким образом, сам уровень социально-экономического развития общества обусловил широкое распространение городских форм жизни.
Рост городов происходил в основном по двум путям. Во-первых, усилился процесс концентрации ремесла и торговли в столицах. В то же время усилилось и обрастание ремесленными и торговыми поселениями административных центров. Значительного развития достигли такие из них, как Фохиен (пров. Хайхынг), Хойан (пров. Куангнам), Тханьха (пров. Тхыатхиен), Зядинь (Сайгон, пров. Зядинь). В этих городах сосредоточивалось все больше ремесленников и торговцев, оживленно функционировали рынки, появлялись лавки иностранных купцов[702]. Процесс постепенного превращения городов — административных центров в местные экономические центры в основном шел на территории Северного и Центрального Вьетнама, где существовала веками сложившаяся и устоявшаяся административная структура. На юге же преобладал путь развития города из возникавших на новых местах торгово-ремесленных поселений. Здесь административная структура только образовывалась в XVIII в. в ходе освоения вьетнамцами новых земель. На новых, свободных от аграрного перенаселения территориях сформировалось более сильное, чем на севере и в центре, частное землевладение. В то же время на юге еще быстрее происходили распад деревенской общинной организации, ослабление внутриобщинных связей, что привело к углублению лежавшего в основе развития города процесса отделения ремесла от сельского хозяйства.
Отсутствие в южной части страны городов, монополизировавших, подобно Ханою и Хюэ, ремесло и торговлю в прилегающих областях, также способствовало возникновению здесь ряда новых экономических центров. Развитие на юге городской жизни было облегчено одновременно тем, что здесь слабее проявлялось влияние консервативных устоев феодального общества, особенно в условиях притока на осваиваемые земли новых групп населения.
Торгово-ремесленные городские поселения возникали в южной части страны на местах рынков, промыслов, перекрещивания сухопутных и особенно водных торговых путей, выращивания и обработки технических и прочих культур, производства ремесленных товаров, вокруг рудников. Часто город вырастал в результате соединения нескольких подобных экономических организмов. Ярким примером развития на юге города из небольшого торгово-ремесленного поселения является Сайгон, ставший в середине XIX в. вторым по значению после Ханоя экономическим центром Вьетнама.
Прообразом Сайгона являлся торговый центр, сложившийся на берегу р. Донгнай. Уже в XVII в. он имел важное экономическое значение. По реке сюда приплывали торговать вьетнамские и китайские джонки, малайские, голландские и португальские корабли. Это место использовали для стоянки даже испанские военные суда.
Дальнейшему развитию Сайгона способствовало расселение здесь в 1777 г. солдат крестьянской армии Тэйшонов, которые провели большие работы по перестройке Сайгонского порта и углублению каналов для облегчения водного сообщения между Сайгоном и дельтой р. Меконг. Уже в этот период Сайгон фактически стал главным городом южной части Вьетнама. В 1790 г. Нгуен Ань построил цитадель города, внутри которой располагались храм предков, склады, пакгаузы, оружейный завод. Крепость играла важную военную роль до 1836 г., когда Минь Манг разрушил ее как центр восстания Ле Ван Кхоя.
Одновременно с расцветом цитадели Сайгона продолжал развиваться и город вокруг нее. Правда, как показывает карта 1815 г., Сайгон состоял тогда всего из одной улицы (собственно Сайгона) и большого торгового квартала (Телон)[703]. Но и в то время иностранцы, посещавшие южную часть страны, отмечали размеры Сайгона и активность экономической жизни в городе. Американец Уайт назвал Сайгон «одним из главнейших городов Кохинхины» и оценил его численность в 24 тыс. человек[704]. А вот, как описывал свои впечатления другой европейский путешественник: «Улицы прямые, широкие и удобные; численность населения значительна»[705]. Расцвет торговли в Сайгоне отмечало и официальное издание династии Нгуенов по географии страны, описывающее восемь рынков, располагавшихся на его территории[706].
«Свободное» образование городов хотя и было более характерно для юга в силу сложившихся там условий, но имело также место и на севере, что подтверждает наличие общего для всего Вьетнама характера процесса развития городской жизни. В конце XVIII — начале XIX в. в дельте Красной реки и в районе китайской границы происходил быстрый рост городских поселений в результате объединения ремесленных, горнорудных и торговых поселений. Во всей стране в основе процесса создания новых городских поселений вне традиционных административных центров лежали такие факторы, как развитие мелкотоварного ремесленного производства и товарного хозяйства частного феодала, между которыми налаживался обмен посредством рынка.
Распространенным типом небольшого городского поселения на юге был так называемый тхуок. Имели место также комплексы из двух-трех тхуоков. Тхуок, являясь административной единицей провинциального подчинения, представлял собой объединение поселений, незначительная часть которых была сельскохозяйственными, а большинство — специализированными ремесленными поселениями (фыонгами). Все они располагались на компактной территории и имели общее название. Тхуоки включали от 2 до 80 фыонгов, что зависело от степени разделения труда, уровня специализации, специфики отрасли ремесленного производства. Каждый тхуок, как правило, представлял какую-либо одну отрасль ремесленного производства и имел внутреннюю специализацию по фыонгам, что свидетельствует о высоком уровне отделения ремесла от сельского хозяйства. Это подтверждается и тем, что одновременно фыонги имелись и в самой сельской местности. Таким образом, подобные городские поселения занимались товарным производством для деревни, которая лишь частично удовлетворяла свои потребности в ремесленных товарах повседневного назначения.
Городские поселения типа тхуоков (порой они назывались дои) стали к XIX в. крупными специализированными центрами ремесла в южных районах страны и выпускали здесь основную часть ремесленной продукции.
В Куангнаме образовалось два городских центра шелкоткачества, один— кораблестроения, один — по изготовлению циновок, один — по изготовлению ламп, два — по производству масла и благовоний. Обычно производство продукции в тхуоках имело полный цикл. Так, в центре шелкоткачества пользовались собственным сырьем с посадок шелковицы, производили различные сорта тканей, окрашивали их.
В новых ремесленно-торговых объединениях углублялось имущественное неравенство, возникали зачатки будущей мануфактуры. Например, в корабельном тхуоке ремесленники, сооружавшие судно, были его совладельцами и участвовали в торговых операциях. В то же время здесь имелись наемные рабочие (иногда более половины жителей тхуока), которые этими правами не пользовались.
Ряд городских поселений на юге, как и на севере, специализировался на добыче полезных ископаемых, разработке сырья и древесины, рыболовстве и овощеводстве и уже на этой базе производили ремесленную продукцию и продукты питания (например, изготовление рыбного соуса на местах рыболовства, ювелирных изделий на местах добычи золота). Добыча и обработка золота, значительные запасы которого имелись на юге, получили особенно широкое развитие. Здесь сложилось пять центров, из которых три были крупными. Важное экономическое значение имел центр по разработке залежей соли, обслуживавший весь юг.
Незначительное число городских ремесленных поселений с широким производственным профилем выпускало, как правило, продукцию, имевшую общую сырьевую базу. Так, в одном из них (в уезде Куиньон), производившем главным образом различные сорта бумаги, изготовлялись также масло, вино и лекарства. Тот факт, что большинство тхуоков специализировалось в какой-либо одной отрасли производства и выпускало количество продукции, рассчитанное на более обширные районы,, подтверждает существование нескольких местных рынков, широкое развитие торговли между городскими поселениями и сельской местностью, без чего невозможно функционирование подобного экономического механизма. :
Сельские жители покупали орудия земледелия, предметы быта, соль. Население городов, промысловых районов и районов выращивания технических культур приобретало на рынках продукты питания. Такие рынки часто появлялись в местах расположения городских поселений. Примером может служить Телон, «большой рынок», образовавший торговый пригород Сайгона.
В целом ремесленно-торговые городские поселения стали играть в XIX в. самостоятельную роль в экономической жизни страны.
На юге имелось к началу XIX в. от 30—35 до 45—50 городских поселений типа тхуоков, что, безусловно, говорит о заметном развитии городской жизни в этой части страны, учитывая существование еще и портовых торговых центров. Население тхуока колебалось в пределах от нескольких сот до 5 тыс. человек, часть из них занималась сельским хозяйством. В первую очередь это было население, которое не входило в фыонги и, живя земледелием, обеспечивало тхуок минимумом продуктов питания. Оно также занималось выращиванием необходимых для ремесленного производства технических культур, разработкой для него источников сырья и металлов.
Подтверждением промежуточного положения жителей городских поселений между ремесленником и крестьянином является характер их налогообложения. Хотя основной налог с производства (тхо шан) они платили ремесленной продукцией или деньгами, а подушные платежи (более десяти видов) — в основном деньгами, в ряде тхуоков население платило земельный налог и подушные сборы натурой (обычно рисом).
Торгово-ремесленные поселения, возникавшие во Вьетнаме в XVIII—XIX вв., таким образом, не утратили окончательно связь с сельским хозяйством. Полуаграрный характер многих городов был типичен для тогдашнего Вьетнама.
Ремесленно-торговые поселения, получившие в XVIII—XIX вв. широкое распространение на севере и особенно на юге Вьетнама, несмотря на сохранение в них сельскохозяйственного элемента, обладали всеми признаками городов. Городские поселения, как правило возникавшие стихийно, получали поддержку от государства. При основании императорской инвеститурой им давалось разрешение на существование и одновременно жаловался официальный культ. Фактически города получали самоуправление и государство не занималось строгой регламентацией городской жизни, которую жители организовывали согласно своим интересам.
Структура городского управления почти полностью была скопирована с общинной организации. Многовековое существование во Вьетнаме общины оказало решающее влияние и на городские поселения. Последние, образуясь на основе сельских и ремесленных общин, в условиях разрушения общинной производственной организации заимствовали главным образом ее юридические формы.
Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!