Основные категории земель и государственная аграрная политика 5 страница



Но эффекта эти меры не дали; в 1840 г. начальник налогового управления в Виньлонге снова сообщил, что в его провинции в одной деревне людей, имеющих земельные владения, лишь 20— 30%. Когда происходит набор в солдаты, то большинство людей ссылаются на то, что у них нет земли, чтобы не идти в армию. Кроме того, в провинции имелись люди, которые сами просили кон­фисковать у них землю для раздела между крестьянами общи­ны, а крестьяне не хотели ее принимать. Это яркое свидетельство превосходства помещичьего землевладения над общинным ошело­мило императора. Он явно ничего не понял и, высказав недоуме­ние по поводу того, что крестьяне не хотят иметь землю для об­работки («...доклад не разумный... если конфискуем частную соб­ственность в общинную для раздачи, то крестьянам одна польза и никакого вреда»), снова обвинил во всем помещиков: «Разве не ли зити и помещики осмеливаются препятствовать и не дают крестьянам принимать землю для обработки?» Твердо веря в пре­восходство общинной формы землевладения над частной, импера­тор требовал поощрять добровольную передачу частной земли в. общинную: «Крестьянин существует землей, боится только, что за­хватившие землю не поделятся своей выгодой со всеми людь­ми»[604].

Новая администрация юга сперва начала проводить в жизнь идею конфискации частной земли. Уже в 1840 г. начальник нало­гового управления в Зядине, сообщая, что солдаты и общинники, бежали из-за того, что у них не было общинной земли (богачи захватывают сотни и тысячи мау, а у бедняков нет ни клочка зем­ли), предложил конфисковать половину частной земли для пре­вращения в общинные земли. Но император в секретном распоря­жении, ссылаясь на то, что в Зядине много заброшенной земли, которую крестьяне не могут обработать, не одобрил общей кон­фискации частной земли. Он предложил довольно гибкую полити­ку, направленную в конечном итоге не столько на ограничение по­местного землевладения, сколько на увеличение общинного зе­мельного фонда без конфискации там, где это было возможно. Очевидно, к этому времени он уже успел прочувствовать опыт эксперимента по конфискации частной земли в Биньдине в 1839 г. и понять его отрицательные последствия. Поэтому зядиньской ад­министрации было указано в тех местах, где много заброшенной земли, заставлять крестьян ее обрабатывать, превращать в общин­ную землю и раздавать солдатам и крестьянам. Санкционируя конфискацию частной земли в принципе, он ограничивал это ме­роприятие лишь теми общинами, где ее настолько много, что тя­жело обрабатывать. Разрешалось конфисковать от 30 до 50% земли, чиновники предостерегались от слишком крупных конфискаций, предполагалось также, что землевладельцы добровольно передадут землю. Действительно, через несколько месяцев 600— 700 человек передали 6—7 тыс. мау земли[605]. Средний размер пе­редаваемой земли—10 мау с человека — заставляет предполо­жить, что она была взята у помещиков, а они вряд ли доброволь­но отказывались от своей собственности. Несомненно также, что часть этой земли принадлежала крестьянам, которые сами отда­вали свою землю и уходили работать на помещиков. Это были первые и последние конфискации частной земли в Намки для пе­редачи общинам. С приходом к власти нового императора наступ­ление на частных землевладельцев было остановлено. В 1844 г. были утверждены такие правила аренды земли, при которых го­сударственные органы устранялись от контроля за этим процес­сом. Преемник Тхиеу Чи — Ты Дык даже подумывал о возвра­щении конфискованной частной земли.

Наиболее широко наступление на частное землевладение шло ие на юге, а в южной части Центрального Вьетнама. Сокращение общинных земель в Центральном Вьетнаме привело к тому, что в 1836 г. правительство вынуждено было сократить количество паев и объем земельного жалования, выдаваемого из фондов об­щины гвардии, столичным солдатам и солдатам из центра, с 9 паев и 1 мау до 8 паев и 9 шао. Солдатам из Нгеана, Тханьхоа и севера было оставлено столько же. Стремительное сокращение общинных земельных фондов в Центральном Вьетнаме заставило правительство, проводившее консервативную экономическую поли­тику, имевшую целью восстановить жизнеспособность общины, пойти на решительные действия. Правительство в Хюэ понимало, что только воссоздание сильной общины может восстановить те архаические социальные отношения, которые были идеалом конфуцианских идеологов 30-х годов XIX в. и которые давно уже ка­нули в Лету. Вместе с тем феодальное государство долго не реша­лось на беспрецедентный в истории Вьетнама акт — на конфиска­цию частной земельной собственности. Высшие служилые феодалы и сам монарх понимали, что помещику принадлежит власть в деревне, что враг силен и борьба будет трудной. Поэтому, когда в 1838 г. губернатор Биньдиня — Фуиена Ву Суан Кан подал доклад с предложением ограничить частное владение в Биньдине 5 мау на человека, а остальное конфисковать и превратить в об­щинную землю, эта инициатива была встречена с недоверием и отклонена[606]. На доклад, в котором Ву Суан Кан сообщал, что в Биньдине на 5 тыс. мау общинной земли приходилось 17 тыс. мау частной земли (хотя, по переписи 1819 г., в провинции было 85900 мау земли), император ответил: «В древние времена распределяли землю крестьянам, чтобы они жили с постоянным иму­ществом и постоянным сердцем, поистине хорошее намерение, но по сравнению с сегодняшним днем в древности дела были другие, со времени отмены правила урезания полей в эпоху Цинь на про­тяжении династий Хань, Тан, Юань и далее не повторяли этого, так как, говоря кратко, времена другие и эпохи другие, а если де­лали, то все равно ничего не выходило. К тому же частная земля является собственностью, передающейся из поколения в поколение в течение долгих годов; если сейчас без всякой причины урежем личное имущество, то людям будет трудно добыть себе средства к существованию. Тогда, по всей вероятности, души людей не бу­дут спокойны, а если все изменим разом, боюсь, не увидим поль­зы, а беспокойство причиним безмерное. Поистине этого нельзя делать»[607].

Однако в следующем, 1839 г. в Хюэ намечается сдвиг по этому вопросу, и Ву Суан Кан вызывается в столицу. Он докладывает императору аграрную ситуацию в Биньдине: земли по плодород­ности не уступают зядиньским (с которых можно ежегодно соби­рать два урожая), являются частными, помещики захватывают по 100—200 мау, а беднякам не остается ни клочка, и они всю жизнь работают на богачей. Затем идут его предложения: оставить бога­чам 10—20% земли в собственность, а 80—90% распределить между солдатами, крестьянами и бедняками. Однако и на этот раз император не принял никаких конкретных мер, заявив, что слова Ву Суан Кана очень хороши, но если сейчас без причины взять землю у богачей, то все они будут недовольны и станут се­товать, тогда их никакими словами не успокоишь. Император пре­красно понимал, что изъятие частной земельной собственности чревато новым восстанием типа зядиньского восстания Ле Ван Кхоя. Минь Манг охотно пошел бы на выкуп земли у помещиков, чтобы дать земельное жалование армии, но в казне денег на вы­куп земли не хватало: «Если платить деньгами по цене, то разве так много земли в провинции выкупишь?» Сравнив это мероприя­тие с изменением правил ношения одежды, только что реализован­ным на севере, Минь Манг назначил Ву Суан Кана на должность главы ведомства юстиции и одновременно главы цензората[608].

Проект Ву Суан Кана был передан на рассмотрение ведомства финансов, а затем на совместное обсуждение всех шести ведомств, которые выработали план конфискации частных земель в Бинь­дине. Этот план был значительно мягче тех мер, которые предло­жил Ву Суан Кан. Во-первых, в тех общинах и деревнях, где частной земли было меньше, чем общинной, либо там, где част­ная земля была равной общинной, она не подлежала конфискации. Во-вторых, лишь там, где частной земли было больше, чем об­щинной, только половина ее, а не 80—90%, как предлагал Ву Суан Кан, подлежала конфискации.

Снова, как и на юге, предусматривались специальные меры в отношении зависимых крестьян, не имеющих своих земель ни под домами, ни под пашнями. Если они не имели ни того, ни другого либо имели землю под домами, но не имели под пашнями либо людей было много, а земли под пашнями мало, то из ближай­ших мест им должна была быть выделена общинная земля[609]. Помещики должны были лишиться своего зависимого крестьян­ства.

В 1839 г. Ву Суан Кан вместе с чиновником ведомства финан­сов Зоан Уаном приехал в Биньдюнь, где они начали конфискацию частной земли по установленной программе. После начала кон­фискации Ву Суан Кан послал императору доклад, в котором со­общал, что после уяснения смысла конфискации начальники воло­стей (тонгов) и богачи радостны и довольны. Император выска­зал сомнение в этом, заявив, «что солдаты и крестьяне, не имев­шие земли и вдруг получившие землю, естественно, радуются. А то, что люди, у которых конфискуют их собственную землю и передают другим людям, тоже радостны и довольны, по всей видимости, исходит не от чистого сердца». Минь Манг снова сравнил конфискацию частной земли в Биньдине с такими важ­нейшими государственными мероприятиями его времени, как из­менение правил ношения одежды на севере и перемер земли на юге. В Биньдинь были посланы дополнительные чиновники. Ву Суан Кан и Зоан Уан получили награды. Через некоторое время; Ву Суан Кан снова подал доклад, в котором перечислял трудно­сти, с которыми столкнулся. Основной мыслью являлось то, что «всю землю в провинции нельзя разделить между всеми сразу»[610]. Очевидно, он натолкнулся на сильное сопротивление помещиков, не желавших расставаться со своей землей, так как предлагал; довольствоваться тем количеством земли, которое удалось кон­фисковать в различных деревнях: в тех деревнях, где удалось конфисковать мало земли, прежде всего выдавать земельное жа­лование солдатам, а что останется — раздавать по паям; в тех деревнях, где удалось конфисковать очень мало земли, выдавать лишь земельное жалование солдатам. Вырисовывалась и основная, цель конфискации частных земель в Биньдине — наделение солдат земельным жалованием из фондов общины.

Деревни, которые не могли добыть себе общинной земли, мог­ли воспользоваться фондами ближайших многоземельных дере­вень, заимствуя у них несколько мау. Старая общинная земля, вновь приобретенная общинная земля, общинная заброшенная и вновь обработанная земля выдавались как общинные земли. Половина частной земли, земли заслуженных чиновников, земли, титулованной знати конфисковались.

Конфискация проводилась очень строго. Из наследственной культовой земли, которая всегда считалась неотчуждаемой, лишь за землю Дао Зуи Ты заплатили по 50 куанов за 1 мау.

Из 678 деревень в Биньдине земли были конфискованы в 645.

Лишь в 30 деревнях (4,4%) площадь общинных земель была равна площади частных. Еще одна деревня разбежалась, в двух — не набиралось солдат, поэтому там не производилось конфискации частных земель. Общинные земли нужны были в основном для выдачи жалованья солдатам[611].

В 1839 г. в связи со все той же необходимостью выдавать земельное жалование солдатам чиновники, переведенные на де­нежное жалованье еще в 1818 г., были лишены земельного пая из фондов общины[612].

В 1839 г. Ву Суан Кан закончил конфискацию частных земель в Биньдине. По полученным им реальным данным, в Биньдине было не 17 тыс. мау, как он предполагал в 1838 г., а 90 тыс. мау частной земли. Это означает, что ранее 73 тыс. мау (81,1%) част­ной земли в Биньдине скрывалось от налогообложения. При этом количество реальных общинных земель не намного отличалось от предполагаемого — 6—7 тыс. мау по сравнению с 5 тыс. мау. После конфискации половины частных земель в общинные сумма поземельных налогов уменьшилась, так как вместе с частными в категорию общинных были переведены и непосредственно управляемые государством земли, которые облагались значитель­но более высокими налогами, чем общинные и частные. В то же время сумма подушных налогов увеличилась, так как крестьяне, имеющие общинную землю, платили больше, чем те, кто ее не имел. Рост подушного налога не смог покрыть уменьшения налога поземельного, хотя фонд для раздачи солдатам возрос. Император сказал, что дело не в доходах, а «в том, чтобы разделить прибыль между крестьянами, больше или меньше доходов — не важно»[613]. Укрепление общинного землевладения было поставлено выше го­сударственных финансов, находившихся в конце 30-х годов в до­вольно плачевном состоянии.

Сразу же после конфискации частных земель в Биньдине из провинции стали нескончаемым потоком поступать жалобы. Одна­ко Минь Манг приказал их не рассматривать. Очевидно, весь Биньдинь в то время бушевал, так как только к 1840 г. губерна­тор Данг Ван Тхием смог сообщить о том, что в провинции «все успокоилось и не ходит никаких кривотолков»[614]. Вместе с тем он докладывал, что при составлении срочных земельных списков помещики и ли зити в своих интересах пускаются на хитрости, сдают государству плохую землю, а сами захватывают плодород­ную, изменяют списки, вставляют вместо своих имен имена под­ставных лиц, уменьшают действительное количество своих земель, увеличивают земли, вымышленно приписываемые другим людям; если количество действительно обрабатываемых ими земель боль­ше, чем в прошлых списках, то во время конфискации они сдают землю по прошлым спискам, а остаток забирают себе либо они незаконно забирают себе дома с садами, подделывая сдачу их в общинную собственность, а сами сдают их лично от себя другим людям. Кроме этого Данг Ван Тхиен сообщил о постоянных тяж­бах, которые разобрать невозможно, и попросил приказать в течение 15 дней во всем сознаться, чтобы потом прекратить все тяж­бы. Император определил месячный срок, после которого нару­шители должны были строго наказываться[615].

Государство не могло разобраться в тех спорах, которые воз­никали по поводу конфискации частных земель. Чиновники уже давно не могли разрешить тех социальных конфликтов, которые возникали в деревне между крестьянами и помещиками. Поэтому они и не вмешивались в эти отношения. Вмешательство государ­ства в аграрную структуру Биньдиня привело к необходимости разрешать возникающие споры и разногласия между государством и помещиками. Тот метод запугивания помещиков, который был выбран для этого Минь Мангом, свидетельствует о том, что про­водимая государством политика в отношении помещиков встрети­ла их открытое сопротивление.

Смягчение жесткой консервативной аграрной политики Минь Манга, предпринятое его преемником Тхиеу Чи, вызвало попытку нового монарха как-то ликвидировать продолжавшиеся социальные конфликты в Биньдине.

Сразу же после вступления Тхиеу Чи на трон, ни в коем слу­чае не отказываясь от конфискации в принципе, он послал в 1841 г, в Биньдинь двух цензоров, которые должны были разобрать 300 конфликтных дел по вопросу о конфискованных землях (из чего следует, что судебные дела не были прекращены). Игнориро­вав мелкие дела, цензоры кое-как разобрали наиболее крупные жалобы.

В ходе разбирательств губернатор Данг Ван Тхием, встав на защиту мелкого частного крестьянского землевладения (т. е. в принципе тоже выступая против помещиков), предложил не кон­фисковать и вернуть крошечные участки частной земли до 1 шао, которых всего набралось 60 мау, бывшим владельцам. Малая площадь, занимаемая частными крестьянскими хозяйствами, еще раз говорит о том, что частные земли были и у бедных крестьян. Сам император также был склонен вернуть эти земли бывшим владельцам — крестьянам. Однако, когда он передал это предло­жение для обсуждения чиновникам ведомства финансов, старые, выкованные Минь Мангом кадры воспротивились возвращению зе­мель. Они сослались на то, что возвращение мелких отрезков частной земли повлечет за собой неминуемое изменение земель­ных списков и послужит прецедентом для требования новых воз­вращений конфискованных земель: «Если последовать этой прось­бе, то кроме этих 300 жалоб поступят еще и другие, беспокойство будет неизмеримое». Молодой император, покорно слушавший противоречивые мнения своих советников, в конце концов решил придерживаться старых порядков: «Земли точно определены по спискам, правильным будет разделять их и раздавать (по па­ям)»[616].

В период царствования Тхиеу Чи государство не вмешивалось в аграрную структуру страны, за исключением политики освоения пустующих земель. Соотношение общинной и частной земли пря­мо не занимало государственную власть. В 1844 г. государствен­ные органы были устранены от контроля за сдачей в аренду по­мещиком земли крестьянину. Все документы оформляли заинтере­сованные стороны, а чиновники не должны были вмешиваться. Налог за арендованную землю стал платить сам арендатор. В этом году государство признало арендатора как юридическое и фискальное лицо. Но животрепещущим оставался вопрос о жа­лованье солдатам. Даже Нгуен Данг Зяй в 1848 г. предложил увеличить это жалованье.

В 1852 г. у императора Ты Дыка пробуждается интерес к частному и общинному землевладению. Через 11 лет после бинь-диньского эксперимента уже проявился результат конфискации частных земель в Биньдине. Когда в 1852 г. в Хюэ прибыл старый губернатор Биньдиня Данг Ван Тхием, он ответил на вопрос Ты Дыка о положении с частной и общинной землей. Выяснилось, что после конфискации половины частной земли и превращения ее в общинную всю плодородную землю захватили помещики, а то, что осталось, захватила общинная и деревенская верхушка; семьям, находившимся внизу с точки зрения имущественного и социального положения, досталась лишь худосочная земля. В свя­зи с этим, дабы обеспечить беднякам хоть какую-то прибыль, гу­бернатору пришлось отдать приказ установить четкие границы земли[617]. Заинтересованный докладом Данг Ван Тхиема, Ты Дык решил выяснить соотношение общинных и частных земель в стра­не и хоть как-то попытаться разрешить проблему Биньдиня. Для этого он обратился к начальнику ведомства финансов Ха Зуи Фиену с тем же вопросом, что и к Данг Ван Тхиему, но в масшта­бах всей страны. Ха Зуи Фиен ответил, что в Тхыатхиене и Ку-ангчи общинной земли намного больше, чем частной. В Куангбине общинная и частная земли равны друг другу, а в остальных про­винциях частной земли много, а общинной мало, а в Биньдине — меньше всего. Поэтому-то в прошлые годы Ву Суан Кан и просил конфисковать половину частных земель и превратить их в общин­ные, чтобы раздать солдатам и крестьянам, «чтобы они имели место, на которое могли рассчитывать». На вопрос о налогообло­жении император получил ответ, что севернее Хатиня общинные земли облагаются выше, чем частные, а южнее Куангнама общин­ные и частные земли облагаются одинаково.

На все это император ответил, «что польза от этого (конфиска­ции.— Ред.) государству небольшая. И если конфисковали част­ную землю в общинную лишь в Биньдине, а в остальных провинциях этого не сделали, то не обошлось без нанесения односторон­него ущерба. Что будет, если захотим вернуть обратно?» Не ожи­давший такого оборота старый чиновник, вышколенный еще при Минь Манге, ответил: «Уже раздали солдатам и крестьянам, если заберем назад, то солдаты и крестьяне потеряют источник сущест­вования». Тогда Ты Дык спросил, что, если 60% сделать частной землей, а 40%—общинной. Ха Зуи Фиен прибегнул в ответ на это к старой уловке своих коллег по ведомству финансов, к кото­рым с почти аналогичным вопросом обратился Тхиеу Чи. Он ска­зал, что изменения небольшие, но все это породит беспорядок в земельных списках. Тогда император решил отдать приказ ведом­ству финансов и военному ведомству обсудить вопрос о том, как сделать так, чтобы и солдаты и крестьяне с обеих сторон получи­ли выгоду. И только настойчивые просьбы главы финансового ведомства Ха Зуи Фиена и главы военного ведомства и первого человека в государстве при трех императорах консерватора Чыон-га Данг Куэ заставили императора оставить все по-старому[618].

В 50-х годах намечается изменение в отношении к частному землевладению со стороны верховной власти — императора, кото­рый был уже готов вернуть частную землю, конфискованную у помещиков Биньдиня в 1839 г. При этом он предлагал и компро­миссные варианты такого возвращения на советах со своими кон­сервативными чиновниками. Все это свидетельствует о том, что план восстановления позиций помещика, хотя бы до уровня эпохи Зя Лонга, был у Ты Дыка вполне обдуман. В сочетании с линией реалистических политиков (Нгуен Данг Зяй, Нгуи Кхак Туан) такая позиция могла дать хорошие плоды. Помешали этому силь­ное сопротивление высших чиновников-консерваторов школы Минь Манга, отсутствие времени и... французская агрессия 1858г., спутавшая планы всех социальных и политических сил Вьетнама.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!