Тема  4. Когнитивный психический процесс восприятие



Отличие восприятия от ощущения. Восприятие и перцептивные действия. Апперцептивность. Классификация восприятий. Свойства восприятия. Ошибки восприятия. Развитие наблюдательности.

Задания для подготовки к занятию

1. Подготовьте вопросы:

Ø Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий.

Ø Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность, структурность, избирательность.

Ø Апперцептивность восприятия.

Ø Восприятие пространства, времени, движения.

Ø Ошибки восприятия.

2. Объясните с точки зрения психологии отмеченный в стихотворении парадокс:

Мы знаем, время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

                С.Я. Маршак

 

3. Работа в группах (3–4 человека).Подготовьте к занятию презентацию / рекламный буклет СмолГУ (отделения «Журналистика»), рассчитанные на восприятие абитуриентов и их родителей. Постарайтесь уйти от существующих шаблонов, используйте психологический художественный прием «остранение».

Задания для выполнения на занятии

Психодиагностический практикум

1.Экспериментальное исследованиевосприятия длины линий и времени.

Восприятие длины линии

Сторона линейки, обращенная к испытуемому, заклеена белой бумагой. Посредине находится четкая полоса, которая разделяет ее на две половины и символизирует нулевую отметку. На стороне линейки, обращенной к экспериментатору, имеется миллиметровая шкала. Он устанавливает движок / хомутик на определенном расстоянии (от 5 до 12 см) от центральной точки (0). Испытуемый, который находится на 0,5 м от линейки, должен установить второй движок на таком же расстоянии от нулевой точки в противоположную сторону. Вначале проводят 2–3 пробы. Испытуемому сообщают величину ошибки. Затем проводят основные опыты (не менее 10), результаты которых не сообщают испытуемому, а записывают в протокол.

Определяется процентная точность (Т) измерения длины отрезка по формуле:

Т = (100 - 100С**)/С*,

где С** – сумма разностей от заданной длины отрезка (сумма ошибок испытуемого, в мм);    

С* – сумма отрезков, предъявляемых экспериментатором.

Оценка результатов обследования выставляется по таблице, либо сумму отклонений (ошибок) делят на количество проб. Полученная средняя арифметическая характеризует точность восприятия длины линий:

 

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Процентная точность измерения интервала 99 98 97 96 94 92 88 82 76

 

Восприятие времени

Экспериментатор дает отсчет в 12 с, обозначая ударом карандаша начало и конец временного отрезка. Испытуемый должен включить и остановить секундомер, воспроизводя указанный интервал времени. Целесообразно давать 10 проб с таким расчетом, чтобы они относительно равномерно распределялись в указанном диапазоне 6–12 с. Определяется процентная точность (Т) оценки интервалов времени по формуле:

Т = (100 - 100 С**)/С*,

где С** – сумма разностей от времени предъявляемого (сумма ошибок испытуемого,  в с);

С* – сумма отрезков времени, предъявляемых экспериментатором.

 

Оценка точности восприятия времени выставляется по таблице:

Оценка в баллах 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Процентная точность измерения интервала 99,5 99 88,5 88 86 84 80 75 70

 

(Ратанова Т.Д., Домашенко И.А. Общая психология. Экспериментальная психология. М., 2007. С. 343–344).

Психологические задачи

1. Определите, какие свойства восприятия иллюстрируют приведен­ные примеры:

Ø Известный отечественный врач-онколог во время посещения Лувра заметил, что на одной из картин изображена женщина, больная раком груди.

Ø При некоторых психических заболеваниях людей наблюдается следующее расстройство: они перестают узнавать предметы, хотя без особого труда определяют их составные элементы.

Задания для самостоятельной работы

1. Журналистский психологический практикум. Опираясь на приведенные материалы, подготовьте психологическую интерпретацию художественного приема «остранение». Приведите примеры его использования в художественной литературе, изобразительном искусстве, журналистике. Предложите собственный вариант.

 

По мне, в стихах все быть должно некстати,

Не так, как у людей!

                                                                                       А. Ахматова

 

«(...) вещи берутся счетом и пространством, они не видятся нами, а узнаются по первым чертам. Вещь проходит мимо нас как бы запакованной, мы знаем, что она есть по месту, которое она занимает, но видим только ее поверхность (...) И вот для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы сделать камень каменным, существует то, что называется искусством. Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание: приемом искусства является прием “остранения” вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимающий процесс в искусстве самоценен и должен быть продлен» (Шкловский В.Б. Искусство как прием // О теории прозы. М., 1983. С. 15).

«Буквы муравьями тлеют на листах» (Э. Багрицкий).

«Из мрака куст ползет, мохнатей медвежонка» (В. Луговской).

 

Оттепелями из магазинов

Веяло ватным теплом.

Вдоль по панелям зимним

Ездил звездистый лом.

Б. Пастернак

 

Я башня

Сухарева

боярышня

суриковская

нессучившаяся

теки-теки сукровица

убиенная мазуриками

с ромбами и кубиками

На Сухоревской башенке

Иван Великий женится

В Москве землетрясение

Как брачная кровать (...)

А. Вознесенский

 

«Психологи и физиологи называют это явление привыканием и измеряют его с помощью энцефалограмм, фиксации движений глаза и электрического сопротивления кожи. Повторите резкий звук с интервалом в пять секунд и измерьте его воздействие на животное или человека. Первый звук вызовет резкий скачок сопротивления кожи. Второй сигнал вызовет более слабую реакцию, третий – еще меньше, поскольку возникает эффект привыкания. Когда мы смотрим на незнакомое изображение, взгляд передвигается, охватывая его части, но когда мы смотрим еще и еще, взгляд фиксируется на одной части и пропускает остальное. Карл Прибрам назвал это “эффектом Бауэри Эл”. Для поездок по Третьей Авеню в Нью-Йорке использовался трамвай, производивший немало шума. Когда маршрут закрыли, многие обитатели окрестностей начали звонить в полицию, сообщая, что происходит “что-то странное” – появились необычные шумы, боязнь воров и взломщиков... Полиция установила, что звонят примерно в то время, когда отмененный ночной трамвай должен проходить мимо домов этих жильцов. То, что они “слышали”, было отсутствием привычного шума трамвая» (Уотермен Р. Фактор обновления. М.: Прогресс, 1988. С. 31–32).

2. В нескольких предложениях передайте основное содержание приведенного ниже текста. Изложите свое понимание последнего предложения данного фрагмента.

«В самом деле, на протяжении всей предшествовавшей истории люди ощущали свою внутреннюю связь с временем; они видели в нем некую таинственную силу, на которую можно при определенных условиях воздействовать, замаливать ее, побуждать обернуться к людям доброй своей стороной. Время можно было предрекать. Оно расчленялось на время сакральное и время мирское, профанное; с тем и другим были связаны определенные и обязательные формы поведения. Сплошь и рядом время так же, как и пространство, измерялось движением или поступками человека. Человек обладал собственным “хронотопом”, своего рода “пространственно-временным континуумом”, который в значительной мере определял сущность его личности. В эпосе и средневековом рыцарском романе время, не насыщенное событиями, человеческими поступками, как бы не существует, – это “пустое время”.

Часы, движимые механической силой, символизировали начало процесса отчуждения времени от человека. Оказалось, что время этически нейтрально, оно делимо на равновеликие бескачественные отрезки. В обществе, в котором течение времени ощущалось в меньшей мере, в обществе с относительно низким темпом изменений настоящее преобладало: оно как бы охватывало и прошлое, и будущее. Теперь же время вытянулось в прямую, ведущую из прошедшего в будущее, но соединяющее их настоящее при этом превратилось в точку, скользящую вдоль этой прямой. Овладев секретом точного измерения времени, человек вместе с тем начал утрачивать свой контроль над ним»(Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов». М., 1993. С. 202–203).

Литература

Основная: 3, 5–11, 13, 17.

Дополнительная: 2, 14, 17, 26, 30, 49, 56, 57, 65–69, 76.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 676; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!