Задания для самостоятельной работы



1. Напишите свои выводы по теме семинарского занятия в  виде ответа на вопросы: «Можно ли закономерности психики, выявленные в экспериментах на животных, переносить на психику человека? Что практически дают такие исследования для изучения психики человека?».

2. Начните вести психологический словарь и впишите в него следующие термины и их определения: раздражимость, чувствительность, инстинкт, активность, тропизмы, сенсорика, перцепция.             

Литература

Основная: 3, 5–11, 13, 17.   

Дополнительная: 37, 69, 76.                                                             

Тема  2. Сознание как высший уровень развития психики

Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. Общественная природа сознания. Структура сознания. Психика и мозг.

Задания для подготовки к занятию

1. Подготовьте вопросы:

Ø Возникновение и развитие сознания человека.

Ø Структура сознания.

 

2. Составьте схему, в которой были бы отражены факторы, повлиявшие на возникновение сознания, а также структурные компоненты сознания.

3. Подготовьтесь к дискуссии, сформулируйте свою позицию относительно утверждения:

«Человек есть не только бытие, но и становление. Человек может стать и растением, и животным, но он может стать и ангелом, и сыном Божьим... Человек не есть нечто замкнутое и готовое, он не завершен и открыт» (П. делла Мирандолла) (Цит. по: Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 403).

4. Доклад «Психика и мозг человека».

 

Задания для выполнения на занятии

Демонстрация и обсуждение учебного научно-популярного фильма «Разум человека».

Вопросы к фильму

Ø Какие  главные отличия психики человека от психики высших животных показаны в фильме?

Ø Какие указаны компоненты структуры сознания?

Ø О каких перспективных направлениях в исследовании сознания человека упоминается в фильме?

Ø Каковы цели и программа представленного в фильме психологического эксперимента?

Ø Какой из информационных блоков фильма показался вам самым интересным, неожиданным, значительным, почему?

Ø Есть ли у вас какие-нибудь идеи по исследованию резервов сознания?

 

Психологические задачи

1. Почему на протяжении всей обозримой истории человека структура его организма, в том числе и мозга, осталась практически неизменной, в то время как в мире животных каждый новый уровень развития психики и форм поведения сопровождается изменениями организма, развитием нервной системы?

2. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах намного больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей. В чем причина качественных различий между познанием человека и животных?

3. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом? В чем заключены характерные черты труда, сыгравшие столь важную роль в становлении и развитии человеческого сознания и побудившие Ф. Энгельса сказать, что труд создал самого человека?

4. Какую функцию в процессе развития человеческого сознания выполнила человеческая рука?

Журналистский психологический практикум

1. Ознакомьтесь с выступлением Натальи Муравьевой, директора Учебно-консультационного центра Союза издателей и распространителей печатной продукции, выскажите свою точку зрения на затронутую проблему. Каким образом наше сознание связано с языком? Какова роль СМИ, с вашей точки зрения, в формировании общественного и индивидуального сознания личности?

         

«Речевая агрессия как форма проявления

Конфликтного сознания журналиста

(…) Речевая агрессивность проявляется не столько в предпочтении литературным, общепринятым языковым единицам языковых единиц, связанных с грубым, жестоким, силовым поведением (вульгарные слова, просторечие и уголовный жаргон), сколько в навязывании со стороны говорящего своего речевого (и шире – коммуникативного) поведения, в отказе от диалогичности, в неумении "слушать" собеседника. Речевая агрессивность в текстах СМИ может состоять, к примеру, в нежелании (или неумении) журналиста создавать общее языковое пространство участников общения. Отсутствие такой общности аудитория может оценить как коммуникативную (контактную и речевую) агрессивность журналиста, как его попытку показать свое языковое (и даже информационное) превосходство. Журналист при этом как будто отстаивает собственные права в коммуникации. Об этом, в частности, говорят случаи употребления таких языковых единиц, которые почти наверняка незнакомы читателю.

"Где-то далеко, за кордоном, творит чудеса Роберт Уилсон, нарочитой статичностью и выразительностью жестов (трудновато жестам быть "статичными". – Н.М.) превращает затертую до дыр "Баттерфляй" в самую энигматическую итальянскую оперу" ("НГ", 1996, 21 февр.).

"Но не больно-то пока это получается в стране, которая никак не разочтет свои депансы" ("Сегодня", 1996, 14 марта).

Сомнительно, что широкой аудитории известно, что энигматический значит "загадочный", а депансы – это "издержки, расходы". В подобных ситуациях читатель или должен признаться в своем незнании (что психологически достаточно сложно), или попытаться хотя бы приблизительно понять журналиста.

Еще одно проявление речевой агрессивности журналиста – его увлечение собственным "я". Часто непонимание коммуникативных особенностей диалогичного текста, попытки напрямую соотнести диалогичность с какими-то языковыми формами приводят к отходу от стратегии двустороннего контакта, к перестройке на односторонний контакт, когда главным для журналиста становится не контакт с читателем, а сам журналист.

(…) Излишнее внимание к собственному "я", одна-единственная оценка описываемой ситуации неизбежно создают психологический барьер между журналистом и читателем. Речевая агрессивность проявляется тогда, когда мы видим активного журналиста, когда он очень много – и не к месту – говорит о себе. В текстах печатных СМИ такого, наверное, пока немного. А на телевидении и радио – сколько угодно. Вот журналист открывает рот и начинает рассказывать о себе, сначала кое-что, слегка, немножко, а за этим уже забывается и тема. А это навязывание определенного способа контактного поведения. Кстати, сигналом речевой агрессивности может стать, как это ни парадоксально, даже местоимение "ты". "Ты" журналиста в общении со своими собеседниками (прежде всего в радио- и телевизионных программах) не всегда есть знак близости. Иногда это "видимая, внешняя, кажущаяся близость" при уверенности в том, что действует негласный договор непреодоления дистанции. Поэтому такое "ты" может восприниматься аудиторией как проявление речевой агрессивности. Речевая агрессивность (или речевой эгоизм), как мне кажется, – это лишь одна сторона единого мотива контактной уникальности, который проявляется сегодня в нашем речевом поведении (и не только в СМИ). Суть мотива контактной уникальности – "я хочу быть личностью в ситуации контакта". Сегодня, когда мы отказываемся от господства директивного общения, официоза и ритуальности во всех публичных контактах, этот мотив является, безусловно, благом. Но только в том случае, если он проявляется как речевая персональность.

(…) Журналисты часто говорят: вы знаете, мы ведь отражаем только то, что вокруг нас происходит, вокруг нас так люди говорят, и мы вслед за ними так и говорим.

(…) На самом деле, моя профессиональная обязанность как журналиста состоит в том, что я могу и должна начинать с себя, я должна думать о том, как я говорю и как я выбираю слова и создаю ли я при этом конфликт между собой и читателем. Ведь очень опасно, что средства массовой информации воспитывают человека, который склонен к конфликтному речевому поведению. Потому что мы усваиваем способ поведения, в том числе и речевого. И если журналист так говорит, то читатель, испытывая некий пиетет перед средствами массовой информации (а этот пиетет все равно остается, несмотря на то, что доверие читателей к СМИ уменьшается), наверное, будет следовать за ним.

(…) Еще один мотив, который тоже очень интересен, – речевая анархия. Журналисты не понимают смысла слов, которыми они пользуются, и это не диковинные, чужие, заимствованные слова. Бог с ними, как говорится, от них можно и отказаться. Они ведь не понимают слов, которые являются обычными словами. Скажем, студенты-журналисты объясняли слово "толерантность" следующим образом: "Толерантность – это терпимость". "А что такое терпимость?" – спросила я. Они сказали: "Это способность и готовность терпеть боль". Вот о чем и как будет писать такой журналист? И дальше представьте читателя, который все это читает. Он должен как-то осмысленно относиться к тому, что написано в газете. У него выхода нет, он должен сам "додумать" этот смысл. А что он придумает – неизвестно, и что он из этого извлечет – неизвестно. А самое главное, он научится так же пользоваться словами. Собственно говоря, это и приведет к конфликту. Потому что ясно, что если мы с вами по-разному понимаем, кто такой "толстосум", то вероятность конфликта при обсуждении этого явления очень велика. Правда, на самом деле, реакции читателя на речевую анархию или речевую наивность могут быть разными. Например, читатели иногда соглашаются: ладно, пусть журналист говорит "преце(н)дент", но ведь он очень интересные вещи рассказывает. А я думаю, что этот читатель хитрит, потому что он, по сути, прощает журналиста. А ведь есть и другие ситуации, другая реакция: этого журналиста невозможно слушать, ведь он говорит "преце(н)дент". На самом деле средства массовой информации, выбирая слова и выстраивая определенные конструкции, мне кажется, формируют определенного человека.Человека, который будет в принципе конфликтным, которому будет очень сложно общаться. Это мой прогноз, может быть, он пессимистический, но это так.

(…) И что делать? Я думаю, все просто – надо работать над собой. Когда будущий журналист заявляет: "Норма – это то, как я говорю, а если вы хотите меня слушать, то вам придется эту норму признать", – то я ему говорю: "Ты в конечном счете получишь издание для самого себя; издавай, пожалуйста, тебе никто не мешает, ведь сейчас здесь нет проблемы; но если у тебя другие задачи и ты хочешь другой аудитории, то давай будем смотреть, на каком языке ты говоришь.

Наталья Муравьева»

 (www.tolerance.ru/biblio/dzyalosh-/multi/2_muraveva.htm)


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!