Задания для самостоятельной работы



1. Впишите в свой словарь психологические термины и их определения: сознание, рефлексия.

2. Журналистский психологический практикум. Опираясь на приведенные материалы, подготовьте психологическую оценку механизмов воздействия «художественного слова» на сознание человека. Сопоставьте научные и поэтические умозаключения. Изложите свои рассуждения в форме эссе.

 

Все ясно только в мире слова,

Вся в слове истина дана.

Все остальное – бред земного,

Бесследно тающего сна.

Ф.Сологуб

 

В.В. Знаков (Психология понимания и нарративная психология // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 1 / под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 40–44) указывает, что в нарративной психологии («нарратив» – повествование, рассказывание) проводится аналогия между пониманием текста и пониманием человеком самого себя, собственного поведения и событий своей жизни. В основании нарративной психологии лежит положение о том, что все люди по своей природе – рассказчики. Повествование присутствует во всех видах творчества. Рассказывая о себе, своем поведении, поступках, человек выделяет в жизненном потоке события своего прошлого и старается по-новому увидеть их. Тем самым реконструируются прошлые события, воссоздается история, образно говоря, рисуются картины человеческого бытия. Наши собственные повествования учат нас, и с их помощью мы понимаем, как жить и действовать. Они помогают организовывать ход наших мыслей, помогают нашему общению с людьми. В некоторых случаях они могут улучшать наше настроение, а также способствовать психологическому совершенствованию.

Наиболее эффективный механизм формирования личности связан с воздействием на рефлексивные структуры сознания. С.Л. Рубинштейн (Проблемы общей психологии. М., 1976) выявил два базовых способа существования человека как субъекта жизни:

1) первый способ представляет собой жизнь, не выходящую за пределы непосредственных связей, в которых живет человек (его можно назвать реактивным способом существования);

2) второй способ связан с появлением рефлексии. При этом сознание выступает как разрыв, как выход из поглощенности непосредственным процессом жизни для соответствующего отношения к ней, занятия позиций над ней, вне ее, для суждения о ней (это рефлексивный способ существования).

М.М. Бахтин (Эстетика словесного творчества. М., 1979) писал в первой своей опубликованной заметке «Искусство и ответственность»: «За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. (...) Поэт должен помнить, что в прошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. (...) Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности».

Чем трогает сердца восторженный поэт?

Какая сила в нем стихиями владеет?

Не та ль гармония, что в сердце он лелеет,

Которою, творя, объемлет он весь свет?

(...)

Кто цену придает незначащим листам,

В прославленный венок вплетая листья эти?

Кто стережет Олимп, кто друг и связь богам?

Мощь человечества, живущая в поэте!

И.-В. Гёте («Фауст»)  

Литература

Основная: 3, 5–11, 13, 17.                                 

Дополнительная: 37, 69, 76.

Тема 3. Когнитивный психический процесс ощущение

Ощущение в свете теории отражения. Функции и значение ощущений в жизни человека. Сенсорная депривация. Рецепторы и анализаторы. Классификация ощущений. Количественные характеристики ощущений. Взаимодействие ощущений.

Задания для подготовки к занятию

1. Подготовьте вопросы:

Ø Анатомо-физиологические механизмы ощущений.

Ø Виды ощущений.

Ø Свойства ощущений.

2. Подберите и проанализируйте образец рекламной продукции на предмет использования в нем стимулов, способных вызвать разные виды ощущений у реципиентов.

Задания для выполнения на занятии

Психодиагностический практикум

1. Экспериментна определение индивидуальных порогов вкусового, обонятельного и тактильного ощущений.

Методика проведения: на каждый из этапов вызывается по три добровольца, которым предъявляются образцы раздражителей (вкусовые, обонятельные, тактильные), а они должны говорить о своих ощущениях. Группа выступает в роли эксперта, который должен сделать выводы, охарактеризовав степень развитости у людей разных видов ощущений, пороги ощущений у испытуемых, а также отметить случаи синестезии, сенсибилизации, адаптации, интерференции, продемонстрированные испытуемыми.

Психологические задачи

1. Какие закономерности ощущений зафиксированы в перечисленных устойчивых эпитетах: острый вкус, кричащий свет, сладкие звуки, горькая правда, щекотливый разговор, вялое изложение, блестящая работа, теплые тона?Дополните этот список и проведите систематизацию, выбрав критерии распределения самостоятельно.

2. Проанализируйте результаты эксперимента: «Гости были приглашены на банкет. Когда все сели за стол, включили скрытый, проходящий через особые фильтры свет. При этом освещении мясо казалось серого цвета, салат – фиолетового, свежий зеленый горошек приобрел цвет черной икры, молоко стало фиолетово-красным, яичный желток – красно-коричневым. У большинства гостей аппетит пропал, а некоторым стало даже дурно, когда они пробовали немного поесть».

3. Какие функции ощущений иллюстрирует данный факт? И.М. Се­ченов изучал поведение женщины, у которой были поражены органы чувств, за исключением осязания и мышечного чувства в области правой руки. Она почти все время спала, и только когда касались ее правой руки, она приходила в сознание.     

 


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!