Задания для самостоятельной работы



1. Впишите в свой словарь психологические термины и их определения: анализатор, акцептор, афференция, эффектор, рефлекторное кольцо, адаптация, сенсибилизация, сенсорный, синестезия, пороги ощущений (верхний, нижний, различения).

2. Журналистский психологический практикум. Опираясь на приведенные материалы, подготовьте психологическую оценку воздействия звука на человека. Сопоставьте научные и поэтические умозаключения. Изложите свои рассуждения о возможностях использования этих знаний в журналистике (письменно).

Импульс к изучению феномена синестезии в конце XIX века дал скандально знаменитый «цветной» сонет «Гласные» Артура Рембо. В результате это явление и получило название «цветной слух» или в более широком смысле – «синестезия», что значит «соощущение». «Я придумал цвет гласных! А – черный, Е – белый, И – красный, У – зеленый, О – синий. Я установил движение и форму каждой согласной и льстил себя надеждой, что с помощью инстинктивных ритмов я изобрел такую поэзию, которая когда-нибудь станет доступной для всех пяти чувств. Разгадку оставил я за собой» (Рембо А. Стихотворения. Озарения. Одно лето в аду. СПб.: Азбука, 1999. С. 204).

 

Гласные

А – черный, белый – Е, И – красный, У – зеленый,

О – синий ... Гласные, рождений ваших даты

Еще открою я ... А – черный и мохнатый

Корсет жужжащих мух над грудою зловонной.

 

Е – белизна шатров и в хлопьях снежной ваты

Вершина, дрожь цветка, сверкание короны;

И – пурпур, кровь плевка, смех, гневом озаренный

Иль опьяненный покаяньем в час расплаты.

 

У – цикл, морской прибой с его зеленым соком,

Мир пастбищ, мир морщин, что на челе высоком

Алхимией запечатлен в тиши ночей.

 

О – первозданный Горн, пронзительный и страшный,

Безмолвье, где миры, и ангелы, и страны,

Омега – синий луч и свет Её Очей.

                                                                                    А. Рембо

Русские поэты К. Бальмонт, А. Белый, В. Брюсов ввели синестезию в статус поэтического приема. Велимир Хлебников в начале XX века создает «Периодическую систему звуков».

Вэо-вэя – зелень дерева,

Нижеоты – темный ствол,

Мам-эами – это небо,

Пучь и чапи – черный грач,

Мам и эмо – это облако...

                                                        В. Хлебников

 

Особой роли звука уделяли большое внимание многие лингвисты:
В. Гумбольдт, Ф. де Соссюр, П. Флоренский, Р. Якобсон, Л. Якубинский и др.
Р. Якобсон создал новую отрасль лингвистики – фонологию, предметом которой являются дифференциальные признаки звуков, из которых состоят фонемы. Он собирался, но не успел написать книгу «Звук и значение». Идея была воплощена психологом А.П. Журавлевым в его работе «Звук и Смысл» (М.: Просвещение, 1991).

А.П. Журавлев разработал экспериментальный психометрический метод изучения символики звуков речи, построил модель фонетического значения, создал первые программы автоматического анализа функционирования этого аспекта значения в поэтических текстах и вычисления фонетического значения слова, произвел сопоставление оценок символики русских звуков носителями разных языков (Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.: Наука, 1974; Журавлев А.П. Символическое значение языкового знака // Речевое воздействие. М., 1972). Такой подход в сочетании с возможностью автоматического анализа текстов позволяет создавать функционирующие модели суггестивных (внушающих, воздействующих) текстов, искать в них общие закономерности и в достаточной мере прогнозировать судьбу этих текстов.

В 1952 году американский психолог Ч. Осгуд, анализируя публичные выступления политиков, заметил, что из двух примерно одинаковых кандидатов выигрывает тот, кто использует более благозвучную мелодику речи. Исходя из этого наблюдения, Ч. Осгуд разработал способ управления «музыкой слов», назвав его «методом семантического дифференциала». Демонстрируя испытуемым таблички с написанными бессмысленными созвучиями и слогами, ученый попросил оценить ощущения, вызываемые тем или иным звуком: сильный он или слабый, светлый или темный, большой или маленький и т.д. Таким образом он сформировал 24 шкалы и создал словарь, в котором каждому созвучию соответствовал цифровой код – положение слога по этим шкалам. Как отдельный слог, так и весь текст в целом может быть оценен на предмет ощущений, которые он способен вызвать.

Применительно к русскому языку метод был адаптирован в 70-е годы
XX века. Сегодня в Интернете вы можете найти программу «ВААЛ» (В. Шалак с соавт.), которая позволяет оценить сенсорные характеристики текстов. В современном мире знания о синестезии звуковых воздействий широко используются в разных сферах жизни: маркетинге (например, способствующее продажам называние товаров), политике (например, «звучание» предвыборных кампаний, названий партий и т. д.), журналистике.

Литература

Основная: 3, 5–11, 13, 17.

Дополнительная: 2, 17, 51, 56, 57, 65–69, 72, 76.


Дата добавления: 2018-09-23; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!