Моральное решение (Moral Decision)



 

Доказательство того, что герой что-то узнал, чему-то научился. Открытие себя происходит в сознании героя, и только когда мы видим, что герой совершает новое моральное действие, мы верим, что он что-то осознал.

 

В обоих фильмах моральное решение происходит раньше. В «Головокружении» герой отказывает в прощении, из-за этого героиня умирает, но он открывает себя. В «Красоте по-американски» герой решает не спать с девушкой, когда наконец получает такую возможность. Он понимает, что она еще ребенок, что она тоже человек, он думает о ней и начинает заботиться о ней.

 

НОВЫЙ БАЛАНС (NEW EQUILIBRIUM)

 

Все возвращается к нормальному состоянию, но герой оказывается либо на более высоком, либо на более низком уровне, в зависимости от открытия себя.

 

Скотти оказался на более низком уровне, его жизнь теперь уничтожена.

 

В «Красоте по-американски» в конце используется очень продвинутая техника – так называемое «тематическое открытие», аудитория понимает, как люди должны себя вести, мы проецируем этого конкретного героя на всех. Мы понимаем, кто его убил, видим всех героев, слышим закадровый монолог главного героя. Тэглайн звучит снова в самом конце: «В мире так много красоты».

 

Этот трагический момент, на мой взгляд, недостаточно хорош по нескольким причинам:

 

1. Из-за решения использовать закадровый голос: если мертвец разговаривает, что подумает зритель? Мертвые не могут говорить, это ослабляет чувство потери.

 

2. Выбор соотношения между комедией и драмой. В каком-то смысле это противоположные жанры. Трагедия - личная и эмоциональная. Комедия – взгляд со стороны и веселье. Комические решения, которые сценарист принял до этого, не позволяют ему полностью добиться драматического эффекта.

 

3. Кэрриган - карикатура, несмотря на то, что актриса очень талантлива. История не раскрывает весь потенциал своей эмоциональной силы, потому что мы уже увидели до этого, что их отношения мертвы. Она не может чувствовать такую боль, как показывает в конце, и мы ей не верим.

 

Хочу дать вам два совета по использованию техники 22 шагов.

 

1. Применяйте эту технику, проецируйте 22 шага на все, что вы видите, читаете или пишете. Это окажет огромное влияние на ваши способности к рассказыванию историй.

 

2. Будьте гибкими, применяя 22 шага – их последовательность не высечена в камне. Меняйте их порядок так, чтобы ваша история работала.

 

Но будьте осмотрительны, вы действуете на свой страх и риск. Не я придумал эти шаги – любой человек, решающий жизненную проблему, проходит их один за другим. Эта техника - лишь более детальная версия семи структурных шагов. Не думайте, что вы такой продвинутый сценарист, что можете взять третий шаг и передвинуть к восемнадцатому, ведь люди просто не поступают так по жизни.

 

Формы истории

 

Мы с вами рассмотрели одну технику, где мы начинаем с премиссы, затем смотрим на героев, определяем их сеть, фокусируемся на главном герое, определяем его изменение - на нем строится вся история, мы движемся он конца к началу, к нужде и желанию. Выяснив, кто оппонент, мы находим главные точки морального спора. Так мы получаем сюжет - события, которые происходят в истории.

 

Формы истории (story shapes) – это другая техника, альтернативный подход.

 

Если мы определим порядок, в котором расположены точки в сюжете, у нас получится общая линия. У нее есть своя форма. Разные сюжеты используют разные формы для подачи истории. Если вы выберете правильную форму, вы не только унифицируете свою историю, но и окажете более сильное подспудное влияние на аудиторию.

 

Большинство голливудских фильмов линейны, но вы должны выбирать ту форму, которая лучше других подходит для вашей истории. Я покажу вам некоторые формы истории, которые можно использовать.

 

Линейная форма

 

(Вертикальная стрелка вниз). Эта форма линейна по структурным причинам. Один герой, у него одна цель и один главный оппонент. Ключевой инструмент такой истории - сильная единая линия желания. Главная причина успеха голливудских фильмов – в сценариях, не в звездах и не в космических бюджетах. Сценарий, в котором один герой и одна цель, позволяет сделать героя активным и успешным. И самое важное - это позволяет быстро развивать историю, двигать вперед повествование. Чем быстрее - тем лучше, в Голливуде это ценят.

 

Слабость этой формы – у героев нет многогранности, содержание приносят в жертву скорости. Жанр «экшен», криминальные фильмы, фильмы ужасов, любовные истории. Работая в Голливуде, вы начинаете верить, что это единственно возможная форма, но на самом деле это не так.

 

Извилистая линия

 

(Стрелка вниз, «серпантин» с изгибами и поворотами). Извилистый путь с многочисленными поворотами. Часто используется в мифах.

 

В структурных терминах: у нас один герой, но при этом расслабленная линия повествования (narrative line), она уже не так напряжена. Вместо одного главного оппонента – несколько, герой сталкивается с ними последовательно. Обычно в этой форме героя странствует, покрывает большую территорию, но делает это беспорядочно, без схемы, кажется, что у него нет направления. Он встречается с людьми из разных уровней общества.

 

Сюжет в этой форме определяется столкновениями с новыми оппонентами. Каждое столкновение - это ритмическая точка в истории. Главный инструмент такой истории - оппоненты из разных слоев общества. Это позволяет продемонстрировать весь мир на протяжении истории.

 

Недостаток – как правило, в истории нет ощущения срочности. Линия движения героя часто пропадает для зрителя, аудитория не понимает, в каком направлении история развивается. Герой становится пассивным по отношению к оппонентам (reactive to the opponents). Примеры историй в этой форме: «Властелин колец», «Одиссей», «Гекльберри Финн».

 

Спираль

 

(Спираль, закрученная к центру). Эта форма хорошо подходит для триллеров. Один герой открывает новые слои одного и того же оппонента. Часто герой возвращается к одному событию или воспоминанию, исследует его на все более глубоком уровне.

 

В спиральной форме герой крутится вокруг проблемы, смотрит на нее с разных точек зрения.

 

Сюжет получает развитие из двух источников:

 

- погружаясь в мир все глубже, мы получаем новые открытия;

 

- герой видит свою темную сторону, все ближе и ближе приближается к своему персональному аду.

 

Ключевой инструмент - флэшбек, событие, увиденное героем с другой точки зрения. Мы видели это в «Головокружении». В сцене, где Джуди вспоминает событие, теперь мы видим его с вершины колокольни, а не снизу. Сила спиральной формы - в том, что физическое путешествие соотнесено с психологическим, внешнее - с тем, что происходит в сознании героя. Оно позволяет показать общество на более глубоких уровнях. Слабость этой формы - она развивается очень медленно, драма может стать слишком психологической, слишком внутренней. Примеры: «Разговор», «Фотоувеличение», «Мементо», «Головокружение», «Окно во двор».

 

Разветвленная история

 

(Перевернутая «елочка» с засечками на ветвях). Есть две разновидности:

 

- множество героев, каждый преследует свою цель одновременно;

 

- каждая ветвь - разный уровень в одном и том же обществе, мы последовательно сталкиваемся с каждой из них.

 

Сюжет получает развитие из последовательного исследования миров (каждая из ветвей - мир) или из сравнения людей, которые находятся в одном обществе.

 

Главный инструмент - монтаж. Это главный кинематографический инструмент для сравнения.

 

Есть бесконечное количество разветвленных историй, но у лучшей обычно ветви сходятся внутрь и движутся вниз, как в воронке. Это как река, у нее есть притоки, которые стекают в главное русло.

 

Почему ветвление - не лучший способ рассказывать историю? Главный недостаток - мы теряем темп движения по сюжету. Чем больше монтажных склеек, тем меньше движения вперед.

 

Когда ветви сходятся воедино, они объединяются, скорость повествования растет. Мы переходим от множества ветвей к небольшому количеству и в итоге к одной, постепенно набирая скорость. Обычно такие истории присутствуют в очень продвинутых жанрах, в социальной фантазии. «Путешествия Гулливера», четыре ветви – путешествия к лилипутам, к гигантам, в летающий город, в страну лошадей.

 

Мы встречаем разветвленную историю в фильмах, где несколько главных героев: «Траффик», «Сириана», «Столкновение», «Американские граффити», M.A.S.H. и другие телесериалы. Такая структура чаще встречается в европейском кино, чем в американском. Помните, важно выбрать форму, наиболее подходящую для вашей истории.

 

Список сцен

 

Следующий этап в процессе написания сценария – составление списка сцен.

 

Наш процесс полностью отличается от того, как работают непрофессиональные сценаристы. Те немедленно бросаются писать сценарий, как только в голову приходит идея. Они пишут 15-20 страниц и заходят в тупик (write to the dead end), потому что не знают структуры. Мы работаем по-другому. Кажется, что вначале мы проделываем гораздо больше работы - так и есть. Но это экономит нам время в дальнейшем, и в результате мы получаем продукт более высокого качества. Поэтому очень важно следовать процессу.

 

В списке сцен перечислено, что происходит в каждой сцене, одним предложением. Сцена - это одно действие в один момент времени и в одном месте.

 

Допустим, двое людей спорят. Спор начинается на кухне, потом они переходят в спальню, затем на задний двор. В сценарии для каждого из этих мест у вас будет отдельный логлайн, но по сути это одна сцена. Если вы опишете каждую сцену одним предложением, список уместится на одной-двух страницах.

 

В стандартном полнометражном фильме 50-70 сцен. Когда у вас есть их список (на экране список сцен из фильма «Эпидемия»), напротив некоторых из них можно указать, к какому шагу из двадцати двух они относятся. Это позволяет видеть, правильно ли развивается история, как на поверхности, так и завуалированно.

 

Когда перед вами список сцен, нужно его очень внимательно изучить. Первый вопрос: не нужно ли поменять порядок сцен? Второй: может, стоит объединить какие-то из сцен? Часто сцену пишут ради одной фразы в диалоге. Так делать не нужно, проверяйте, можно ли сжать несколько сцен в одну. Третий вопрос: нет ли разрыва, пропасти между какими-то двумя сценами? В таком случае нужно добавить сцену.

 

Очень важно, чтобы в списке каждая сцена была сформулирована ровно одним предложением, иначе вы потеряете ценность этого шага. Это последний момент, когда вы видите архитектуру истории. На следующем шаге мы перейдем к написанию конкретных сцен, погрузимся глубоко в историю и не сможем видеть ее полностью.

 

Когда я работаю консультантом по сценарию (story doctor), я прошу продюсеров и сценаристов, чтобы мне не присылали сценарий полностью - я предпочитаю список сцен, потому что мне нет дела до диалогов. Диалог рано или поздно придет к правильному формату. Список сцен дает мне ясное представление о структуре истории, понимание, что работает, а что нет, и как это исправить. Когда я получаю полный сценарий, первое, что я делаю - создаю список сцен.

 

Правило расположения сцен в нужном порядке: помещайте их в соответствии со структурой, а не хронологией.

 

Когда неопытный сценарист работает над сюжетом или историей, он спрашивает себя: что происходит дальше? В результате он получает список сцен в хронологическом порядке. И в половине этих сцен нет необходимости, их не должно быть в истории. Почему так происходит?

 

Нам неважно, что происходит дальше хронологически, важна структура. Как определить, правильный ли структурный порядок вы выбрали? Ответьте на вопрос: помогает ли каждая сцена приблизить героя к его трансформации?

 

Еще раз напомню, что каждый шаг в работе нацелен на трансформацию героя. Премисса, герой, сюжет, список сцен. Когда список сцен завершен, пора писать сценарий.

 

Хорошая сценарная работа – это ансабль из шести инструментов:

- герой

- сюжет

- структура

- тема

- символ

- диалог

 

Все эти элементы предстают в истории одновременно. На множестве разных уровней они все связаны друг с другом. Сейчас вы думаете: это звучит очень сложно, как эти шесть инструментов выразить в каждой конкретной сцене? Ведь действие в каждый момент времени происходит только в одной сцене! Зритель не видит список сцен, он находится внутри какой-то сцены. Сцена - место, где все большие элементы истории должны собраться воедино.

 

Для этого удобно представлять себе историю как голограмму. Любой фрагмент голограммы содержит все изображение, полностью, просто с меньшей детализацией. Так работает и сцена внутри истории. Сцена - миниатюрная версия всей истории.

 

Диалог

 

Как построить сцену с сильным диалогом? Диалоги – это непростая тема, диалог – он как дым. Вот у него есть какая-то форма, а спустя долю секунды она уже изменилась. Сложно придумать универсальные техники для написания диалога. Каждая сцена зависит от того, какие в ней герои, что происходило в предыдущей сцене и что случится в последующей.

 

Можно увидеть несколько важных техник для написания диалогов, используя метафору музыки. В студии музыку записывают разными инструментами, а потом сводят дорожки вместе (multiple tracks). Каждая хорошая сцена – как комбинация трех дорожек. Вы должны использовать все три:

1. Диалог истории. Обсуждение того, что происходит в сцене. Эквивалент мелодии в музыке.

2. Моральный диалог. О ценностях и том, как поступать правильно. В музыке эту роль играет гармония.

3. Ключевые слова, символы, тэглайны. Эквивалент лейтмотива и темы.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!