СЛАБОСТЬ И НУЖДА ГЕРОЯ (WEAKNESS/NEED)



 

Это одновременно один из 22 шагов и один из семи главных шагов структурного метода.

 

Вы помните, что в начале истории у героя есть один или несколько недостатков (flaws). Мы разграничили психологическую слабость (чисто личную, не влияет на других) и моральную слабость (задевает других людей). Нужда – это то, что герой должен сделать, чтобы привести в порядок свою жизнь. Это всегда включает в себя преодоление слабости в конце истории.

 

На других семинарах мы часто разбиваем истории на семь шагов, и я прошу, чтобы сценарист выделил психологическую и моральную слабость. В девяти из десяти случаев слабость, которую сценарист считает моральной, на самом деле – психологическая. Поэтому надо помнить главное, как сделать слабость и нужду моральной: герой должен предпринять аморальное действие против кого-то еще в начале истории.

 

Как вы помните, в этом шаге также возникает проблема. С первой страницы сценария у героя неприятности. Если мы соединим шаги 2 и 3, мы получаем начало истории. Чехов говорил, что последние 90 секунд - самый главный момент пьесы. При всем моем уважении к мастеру, самыми главными являются первые 90 секунд. Все в истории зависит от ее начала.

 

Три вариации начала истории (openings)

 

1. Общественное начало (community): призрака нет, герой живет в райском мире, мире свободы. Он счастлив, но уязвим к атакам, и очень скоро его начнут атаковать.

 

2. Быстрый старт (running start). Вчера я жаловался на тех голливудских продюсеров, кто говорит, что внимание надо поймать на первых 5-10 страницах сценария, потому что они твердят эту фразу, но никто не знает, как это сделать. Сейчас мы говорим о структурных элементах, которые нужны для захвата внимания.

 

Сильный призрак - герой живет в мире рабства, у него одна или несколько проблем. У него есть психологическая и моральная нужда, есть слабость. Если у вас присутствуют эти элементы в начале сценария, я гарантирую - вы привлечете внимание зрителя, а также заложите фундамент для развития истории.

 

90% сценариев терпит неудачу в середине, и это правда, но вчера я сказал вам не все: источник, причина этой неудачи находятся не в середине, а в начале сценария. Поэтому, переписывая сценарий, вы прежде всего должны смотреть на открытие героем себя, а потом смотреть в начало. Там вы найдете источник проблем.

 

3. Медленный старт (slow start). Поскольку большинство сценаристов не понимает, как сделать такое начало, я даже не буду вам рассказывать про него.

 

Фрагмент, открывающая сцена «Головокружения».

 

Постарайтесь найти слабость и нужду, вначале – слабость. Нужда - это то, что нужно, чтобы преодолеть слабость. В этом фильме быстрый старт (running start), один из самых известных в истории американского кино.

 

Психологическая слабость главного героя, боязнь высоты, фигурировала прямо в названии. Поэтому одна из психологических нужд - побороть боязнь высоты к концу истории.

 

Еще одна психологическая слабость проистекает из этой сцены, мы увидим ее позже.

 

Скотти - детектив, из-за этого происшествия он ушел из полиции, он говорит другу: я - бродяга. О чем это говорит нам, как он видит себя? Он утратил уважение к себе, это еще один психологический недостаток. Поэтому вторая его психологическая нужда - вновь обрести уважение к себе. Обратите внимание: главный герой испытывает огромную вину из-за смерти полицейского. Он даже уходит с работы. Прав ли он, что возлагает ее на себя? Это была его вина? Он висит на карнизе, вцепившись в него пальцами. Он и его напарник - полицейские, они гнались за преступником, напарник упал с крыши. Это большая натяжка - говорить, что Скотти в ответе за смерть полицейского.

 

Кстати, я не знаю, как он в итоге спустился оттуда, в фильме это не объясняют. Он висит на карнизе, у него боязнь высоты, но каким-то удивительным образом он спасся.

 

Помните, один из главных вопросов - в чем герой заблуждается по отношению к себе? Скотти неправ, когда ощущает вину за смерть напарника. Чрезмерное чувство вины - психологическая или моральная слабость? Вспомните проверочный вопрос: чтобы слабость была моральной, герой должен вредить кому-то еще. Как чувство вины, его собственное, личное, может кому-то вредить? Очевидно, оно вредит ему, но это психологическая слабость. Как чувство вины, которое заставило его уйти с работы, может быть моральной проблемой? Это сложный вопрос.

 

Да, он не выполнил свою работу, но почему это является моральным недостатком? (в ответ на реплику из зала) Да, 5 баллов! Это грех бездействия (sin of commission). Герой не делает что-то, и это вредит кому-то. Он ушел из полиции и теперь не может помогать тем, кому должен. Несмотря на то что чувство вины важно для истории, оно - не моральный недостаток. «Головокружение» - одновременно детектив и история любви. История, которая вышла за рамки базовых элементов детектива, стала произведением искусства. Одна из причин, почему этот фильм особенный - мы не узнаем о моральной слабости до конца истории, мы узнаем о ней лишь одновременно с героем, и эта моральная слабость приведет к трагическим последствиям.

 

В чем заключается мир истории? В особенности открывающая сцена? Это мир города. классическая сцена для детективной истории. Также прекрасно работает метафора с крышами домов. Как полицейский падает с крыши, так и главный герой «падает» из-за случившегося.

 

Какой еще структурный шаг мы видели, который обычно не показывают в начале истории? Мы увидели призрака. Событие, которое будет преследовать главного героя до конца истории.

 

Фрагмент фильма «Красота по-американски».

 

Посмотрите на психологическую слабость и нужду, на моральную слабость и нужду, и на мир истории.

 

Слабость: главный герой - неудачник, он говорит: меньше, чем через год, я буду мертв, в каком-то смысле я уже мертв. Он просто плывет по жизни. К нему цепляются и дома, и на работе, у него нет цели в жизни. У него, как и у Скотти, очень низкая самооценка, ее практически нет. Поэтому одна из психологических нужд - вернуть уважение к себе и найти цель в жизни.

 

В мире есть много людей без цели в жизни, но нам редко показывают их истории. Почему? Причина кроется в структуре. Когда главный психологический недостаток – отсутствие цели, какой еще структурный шаг отсутствует? Желание. Как рассказать историю без линии желания? Герой находит цель в жизни в момент открытия себя, поэтому нам придется рассказать целую историю, у которой нет стержня.

 

Кстати, здесь мы видим медленный старт (slow start). Чтобы правильно показать медленный старт, нужно много дыма и зеркал.

 

Поставим себя на место автора: если у главного героя нет желания, как создать историю? Первое решение: использовать закадровый голос. Он говорит нам о двух вещах: во-первых, мы понимаем, что в начале истории не будет желания, в начале ничего не будет происходить, но позже произойдут большие и важные события - будьте терпеливы! Герой говорит: скоро я умру. Мы хотим увидеть, как это произойдет. Во-вторых, автор намеренно убирает напряжение. «Через год я буду мертв» - и у нас нет вопроса, умрет герой или нет, только вопрос: как это произойдет? Автор переводит внимание зрителя на наблюдение за тем, как именно жизнь героя разрушится. Это большое стратегическое решение, которое принял сценарист. Большинство сценаристов, особенно в Голливуде, не осмелится так сделать. Популярные истории основаны на многих вещах, в том числе на саспенсе, но здесь сценарист понял, только так нужно рассказывать историю этого человека.

 

Обратите внимание: в этих двух сценах «Красоты по-американски» нет намека на моральную слабость, герой никому не делает плохо. Но скоро мы увидим, как он станет одержим подругой дочери, это даст нам его моральную нужду: он должен научиться заботиться о семье, думать о ней больше, чем об этой девочке.

 

Социальная сцена - где разворачивается история? Классический пример пригородной версии подавляющего города. Обратите внимание: все, что вы увидели в открывающей сцене, очень четко и контролируемо. Главный герой - раб на работе, время - важный фактор в его жизни. У него есть призрак, заявленный закадровым голосом в начале. «Она раньше была счастлива, мы были счастливы». Хотя мы не знаем подробностей призрака, мы понимаем, что в этом браке есть проблемы.

 

Сейчас мы немного отвлечемся от 22 шагов и поговорим о тэглайне.

 

Тэглайн

 

Тэглайн – диалоговая реплика, которая повторяется много раз на протяжении истории. Каждый раз она повторяется в новом, отличающемся контексте. То есть на протяжении истории тэглайн обрастает новыми значениями. В конце это становится важным способом выразить тему истории.

 

Примеры.

 

«Касабланка» - там несколько тэглайнов, один из них – «Задержите обычных подозреваемых» («Round up the usual suspects»).

 

Французский фильм «Правила игры» (Rules of the Game), тэглайн - «Не осталось настоящих людей». Сюжет разворачивается вокруг вопроса, кто настоящий, кто нет.

 

«Буч Кэссиди и Санденс Кид», тэглайн «Кто эти парни?» (Who are these guys?). Это канонический пример того, как должен быть сделан тэглайн. Буч и Санденс грабят банки и поезда. Они только что ограбили очередной поезд и пытаются скрыться. Вдалеке за ними - преследователи. Санденс оборачивается, и поскольку преследователи далеко, он спрашивает: кто эти парни? Ключ к этой технике: в первый раз фраза используется в буквальном смысле, у нее еще нет символической ценности. Здесь Санденс не может разглядеть их. Затем герои пытаются сбежать, обычно у них это получается, но не в этот раз. Теперь Санденс оборачивается и говорит с другой интонацией: КТО эти парни? На этот раз он обеспокоен, «преследователи очень хороши». Каждый раз, когда эта фраза повторяется, она наделяется все большей силой. В конце истории эти парни становятся олицетворением социальной сцены. Отряд, который им противостоит, служит боссу, но его нам не показывают - это будущее, городской мир. Бутч и Санденс - люди из второй стадии, из деревни. Вопрос: смогут ли они адаптироваться к будущему, пока еще не слишком поздно?

 

Итак, тэглайн в первый раз должен значить именно то, что он значит, в прямом смысле. Затем постарайтесь использовать его еще 3-4 раза. Почему я рассказываю о тэглайне сейчас: чтобы успеть его повторить, нужно использовать его с самого начала истории.

 

В фильме «Красота по-американски» тэглайн - «В мире так много красоты».

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 350; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!