Фокус - на одной моральной проблеме



 

Оппозиция в драме - личная, внутри семьи. Открытие себя - также очень личное, не публичное и не космическое. Финал драмы - большой моральный выбор.

 

Преимущества формы «драма»

 

Самый сложный герой

 

В основе - выбор, а не судьба

 

Драма дает личного оппонента

 

Личный оппонент - самый сильный, он может причинить наибольший вред герою.

 

Недостатки формы «драма»

 

Малый масштаб истории

 

Личный уровень, мы не показываем большой мир, как в мифе.

 

Нет универсальной силы

 

Герои индивидуальны, нет архетипических способностей.

 

Нет символизма

 

Драма реалистична, символизм использовать сложно.

 

Разбор примера

 

Фрагменты из фильма «Красота по-американски»

 

Закадровый голос рассказывает о призраке главного героя. «Она была счастлива. Мы были счастливы». Это призрак. Без деталей, но мы даем понять: в их браке что-то не так.

 

Раннее заявление желания: герой видит чирлидершу на баскетбольной игре.

 

Драма на одной арене – практически все действие происходит дома у главного героя и в его районе.

 

Личный оппонент, благодаря этому - отличная сцена. Первый оппонент - жена, второй - дочь.

 

Сцена за ужином, главный герой рассказывает про свое увольнение, жена вербально атакует его.

 

Открытие себя в драме является личным. Когда девушка спрашивает: «Как ты?», главный герой отвечает: «Отлично». Концовка - большое моральное решение. У героя появляется возможность переспать с девушкой, о которой он мечтал, но он отказывается.

 

Самый важный и самый сложный шаг в создании сценария - создание персонажа. Поговорим о премиссе и пяти шагах по созданию персонажа.

 

Процесс написания сценария

 

Каждая история - продукт тысячи решений. Самые важные из них делаются в начале. На них базируется все, ошибка в начале может разрушить все.

 

Возможно, вы думаете, что первым делом нужно выбрать героя, ведь нельзя рассказать историю, не зная, о ком она. На самом деле первое решение - в чем ваша премисса (premise), или лог-лайн (log line).

 

Премисса – это ваша история, выраженная одним предложением. Это простейшая комбинация главного героя и сюжета. Обычно в ней есть инициирующее событие, главный герой и результат истории.

 

Примеры премисс:

 

«Маленькая мисс Счастье»: девочка с семьей отправляется на микроавтобусе через всю страну, чтобы участвовать в финале конкурса красоты.

 

«Гарри Поттер»: мальчик, которому уготована великая судьба, обучается магии в волшебной школе.

 

«Красота по-американски»: у отца в депрессии развивается влечение к подруге дочери, и он радикально меняет свою жизнь.

 

Еще несколько примеров из книги The Anatomy of Story: 22 Steps to Becoming a Master Storyteller – John Truby, 2008

 

«Крестный отец»: The youngest son of a Mafia family takes revenge on the men who shot his father and becomes the new Godfather.

 

«Власть луны»: While her fiance visits his mother in Italy, a woman falls in love with the man's brother.

 

«Касабланка»: A tough American expatriate rediscovers an old flame only to give her up so that he can fight the Nazis.

 

«Трамвай Желание»: An aging beauty tries to get a man to marry her while under constant attack from her sister's brutish husband.

 

«Звездные войны»: When a princess falls into mortal danger, a young man uses his skills as a fighter to save her and defeat the evil forces of a galactic empire.

 

«Матрица»: When a young man is freed from a computer simulation he thought to be reality, he has to fight the machines who built it.

 

Обратите внимание: мы не описываем финал в деталях. У слушателя должно быть лишь общее представление, к чему приведет история.

 

Определение премиссы - самое важное решение при написании сценария. Для этого есть несколько причин:

 

1. Премисса – это идея, она интригует продюсеров и аудиторию. «Высокий концепт» - схожий по смыслу, но более расплывчатый термин. В середине премиссы происходит какой-то переворот (flip), у него есть потенциал «маркетингового крючка», он настолько заинтригует аудиторию, что фильм захотят посмотреть.

 

Перед голливудскими фильмами стоит задача - продать как можно больше билетов в первый уик-энд проката. Это очень сложно, так как лучшая реклама для фильма - личные отзывы. Но в первый уик-энд фильма еще никто не видел! Как же привлечь зрителей? Премисса должна быть достаточно интересной, чтобы зрители пришли в кино.

 

2. Премисса - радость и вдохновение всей истории. Она вдохновляет сценариста на месяцы тяжелой работы.

 

3. Премисса - ваша тюрьма. Как только вы решили писать сценарий, тысячи других премисс вам больше недоступны. Вы должны быть довольны своей тюрьмой.

 

Важно, что 99% сценаристов терпит неудачу уже на этапе выбора премиссы. Это удивительная, феноменальная цифра. Премисса - врата, возле которых все останавливаются.

 

Две причины провала:

 

1. Оригинальная идея на самом деле не оригинальна. Большинство сценаристов копируют идею из фильма, который видели полгода назад, слегка изменяют ее, но этого недостаточно. Студии не платят деньги за сценарии, написанные под копирку.

 

2. Сценарист не знает, как развить премиссу. Надо взять всего одну идею, одно предложение и развить его в сценарий на 120 страниц. Есть очень много мест, где все может пойти не так. Одна из самых больших ошибок - выбрать для идеи неправильный жанр.

 

Если вы ошиблись на этапе премиссы, ничто уже не имеет значения. Для вас игра закончена, каким бы мастером диалога, персонажей и сюжета вы ни были.

 

Потратьте много времени на исследование премиссы. «Много» значит не «остаток дня», а несколько недель. Вы должны отточить премиссу (hammer the premise).

 

Главное - найти структурные проблемы идеи. У каждой премиссы они есть. Важно выяснить их в начале процесса, а не потратив 6 месяцев на написание сценария.

 

При исследовании премиссы вы должны ответить на вопрос - стоит ли вообще писать сценарий по этой идее? 9 из 10 премисс не заслуживают того, чтобы их превратили в сценарии.

 

Это полностью противоречит тому, что я думал, когда начинал писать. Я был полон энтузиазма, был уверен, что любую идею можно превратить в сценарий. Когда я набрался опыта, я понял, что лишь немногие идеи могут превратиться в сценарий. Структурные недостатки могут быть столь огромны, что их не исправить никогда.

 

Разберем семь шагов, которые помогут вам исследовать и развить премиссу. Пройдите их, и вы получите премиссу, которая будет работать.

 

Исследование премиссы

 

Пишите о важном

 

Используйте следующее правило: пишите о том, что может изменить вашу жизнь. Это очень сложное и важное правило.

 

Когда вы пишете сценарий, даже если вы не сможете его продать, вы уже меняете свою жизнь. Не самая плохая причина, чтобы начать писать что-нибудь. Конечно, вы думаете: было бы неплохо изменить жизнь одним сценарием, но как узнать, удастся ли мне это? Ведь сейчас у меня есть всего одно предложение, премисса.

 

Пора исследовать себя. Я совершил удивительное открытие несколько лет назад - оказывается, никто из сценаристов не любит исследовать себя! Казалось бы, писатели и сценаристы должны хотеть этого больше чем кто-либо, но нет. Это их огромный недостаток, поэтому большинство сценаристов просто копирует чужие идеи. Их идеи не оригинальны.

 

Как придумать идею, меняющую жизнь?

 

1. Составьте список желаний - на чистом листе напишите, что вы когда-либо хотели увидеть на экране. Герои, которые вам нравятся, повороты сюжета (plot twists), которые интригуют, любимые жанры, темы, которые вас волнуют. Без какой-либо организации и структуры, просто перечислите их. Не ограничивайте себя, сколько бы ни стоила реализация этих желаний. Дело не в том, что попадет на экран, а в том, что у вас в голове.

 

2. Составьте список премисс. На одной странице - все идеи, которые когда-либо у вас были. Единственное требование – формулируйте каждую одним предложением. Не двумя фразами, не абзацем - строго одним предложением. Запишите минимум пять-десять премисс.

 

3. Теперь возьмите список желаний и список премисс, посмотрите на них и начните искать схемы, паттерны, ключевые элементы, повторы, типы героев, типы сюжетов, жанры, которые всплывают постоянно. Возьмите третий лист и запишите эти паттерны, повторяющиеся элементы.

 

Очень важно: сейчас перед вами - ваше видение, ваш голос, перенесенный на бумагу. Это очень грубый, необработанный материал - глина, с которой вы будете работать. Это бесценно, так как большинство сценаристов не понимает, в чем их оригинальность. На этом листе - вы, тот, кем вы являетесь на глубинном уровне.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!