Сказка начинается, когда все в сборе



 

Крестины, свадьба, похороны – такая сцена способствует быстрому старту, в ней присутствует даже оппонент героя.

 

Важный предмет

 

Сказка часто строится вокруг ключевого предмета: зеркало, яблоко, хрустальная туфелька. Почему? Объект усиливает момент открытия (revelation).

 

Преимущества формы «сказка»

 

Сжатость

 

Зритель видит основные шаги героя очень быстро.

 

Семейные отношения

 

Фокус на отношениях в семье, на силе и власти за этими отношениями. В начале сказки у Золушки нет силы, а у ее сестер и мачехи - есть.

 

Недостатки формы «сказка»

 

Очевидные и логичные решения в сказках обычно неудачны

 

Поведение героя часто пассивно, проблему решает кто-то посторонний. В «Спящей красавице» принцессу целует принц. О чем при этом многие забывают? О том, что для этого ей пришлось проспать 100 лет. Это плохо подходит для реальной жизни.

 

Упрощенность героев

 

Плоские характеры, в сказке есть только «хорошие» и «плохие». В реальной жизни так не бывает.

 

Ответ на вопрос из зала про трехактную структуру

 

Трехактная структура была придумана работником киностудии – аналитиком, в обязанности входит читать и оценивать сценарии (те самые сто тысяч сценариев в год). Оценка - это совсем другой процесс, для написания сценария этот метод бесполезен. Любой сценарий можно разделить на три части - можно и на четыре, и на пять.

 

Кроме того, трехактная структура пришла из театра, где физически закрывают и открывают занавес между актами. В последние годы получили большое развитие телевизионные сериалы – в них очень сложные структуры, множество героев с разными желаниями, они развиваются на протяжении десятков серий - кто-то действительно думает, что это трехактная структура? Их сложность гораздо выше, поэтому нам нужна другая методология.

 

Если менеджер или продюсер спрашивает, где у вас в сценарии расположены три акта - отвечайте что угодно, это неважно. Если вам задают такой вопрос – эти люди плохо разбираются в сценариях. Задайте этот вопрос десяти разным людям, и получите десять разных ответов. Все они будут правы.

 

Разбор примера

 

Когда сказочное королевство, волшебные заклинания, большие трансформации героя переносят в современные реалии, обычно повествование облекают в форму социальной сатиры. Демократия – это то же королевство, где правят деньги.

 

Лучший из американских фильмов, основанный на сказке – «Бульвар Сансет». Это сказка и трагедия. Трагедия - высшая форма драмы, позже мы остановимся на этом подробнее.

 

Здесь используется много сложных техник: закадровый текст читает погибший герой, он рассказывает о своей жизни. В современной сказке человек из низших слоев общества становится принцем. Это трагическая сказка: цена за восхождение - жизнь.

 

Структурирование через закадровый голос - один из главных приемов сторителлинга, мы еще рассмотрим его подробно. Обычно он работает так: мы начинаем в момент конца битвы, возвращаемся назад во времени (здесь - на 6 месяцев) и показываем события, которые привели к битве.

 

Открывающая сцена фильма, в ней заявлены рассказчик и его слабость.

 

Фрагменты из фильма «Сансет Бульвар».

 

У голливудского сценариста плохо с финансами, его работы не покупают. Таких историй много, их общая черта - они все заканчиваются плохо. У героя нет денег, приставы забирают машину за долги, а жить в Лос-Анджелесе без машины - хуже, чем смерть. Герой пытается скрыться, за ним гонятся, инициирующий момент – герой пробивает колесо и сворачивает на дорогу к заброшенному дому. Это «замок ведьмы», и мы входим в него.

 

Герой - сценарист, поэтому он дает много красочных деталей, описывает мир старой актрисы, которая там живет. Она - спящая красавица, одновременно королева и ведьма.

 

Он встречается с актрисой и узнает, что та работала над сценарием. Появляется желание - он рассчитывает заработать, притворяясь, что дорабатывает ее сценарий. В это время он будет жить в ее втором доме. Бассейн, мимо которого он проходит - важный символ. В открывающей сцене сценарист плавает в нем мертвым, здесь бассейн заброшен, зарос, в нем мыши.

 

Сейчас он разбудит спящую красавицу поцелуем. И когда он это делает, он становится рабом в ее доме. «С Новым годом, Норма». - «С новым годом, дорогой».

 

Следующая сцена, актриса возродилась к жизни благодаря сценаристу, весь дом акже ожил – посмотрите, бассейн заработал. Но героиня - не только спящая красавица, но и вампир, в переносном смысле - она высасывает из него молодость, что в итоге убьет его.

 

В конце концов герой набирается храбрости уйти, но она не позволяет ему и стреляет ему в спину. Эта женщина ненормальная, но стреляет она хорошо - все три пули попали в цель. Падение в бассейн приводит к моменту, с которого все началось. Менее качественная история закончилась бы смертью героя, но эта - заканчивается оппонентом. Актриса утратила способность отличать реальность от вымысла. Полиция приходит ее арестовать, ее слуга, который раньше был режиссером, говорит, что они снимают сцену. Мы наблюдаем, как актриса погружается в безумие. «Внизу ждут принцессу, я готова». - «Камера, мотор!»

 

Вторая большая вариация глубокой структуры – миф.

 

Миф

 

Фильмы, использующие форму мифа: «Голодные игры», «Мстители», «Властелин колец», «Гарри Поттер», трилогия о Бэтмене, «Матрица». Если сложить их кассовые сборы, сумма будет колоссальная. Голливуд осознает всю силу мифа, этот жанр путешествует по миру лучше любого другого, это блокбастеры. Стратегия любой студии – снимать такие фильмы.

 

Ритмические шаги мифа

 

Закольцованность

 

Герой отправляется в путешествие и возвращается домой. Вернувшись, он что-то открывает в своем внутреннем мире. В этом главная ирония мифа - надо отправиться в большое путешествие, чтобы обнаружить свои внутренние способности.

 

Рождение героя

 

Обязательный шаг. В этот момент в истории возникает проблема. Часто он следует за потерей отца – тот умирает или исчезает.

 

Талисман

 

У героя появляется талисман - объект силы, который его определяет. Это физическое, материальное проявление какого-то из аспектов героя.

 

Желание

 

Линия желания возникает в мифе немного позже, чем в других формах, хотя и не в самом конце. Желание - то, что станет судьбой героя. Это то, для чего герой рожден.

 

Путешествие

 

Герой отправляется в путешествие. В нем он встречает несколько оппонентов. Как миф работает с оппонентами? Их много, они обычно незнакомы герою, и он сражается с ними последовательно.

 

В своем путешествии герой попадает в мир мертвых. Но его время еще не пришло, и он совершает побег. Причем он единственный, кто его совершает.

 

В конце путешествия герой вступает в битву – в мифе она масштабная, с большим количеством насилия.

 

Затем герой открывает себя. Причем в форме мифа это носит общественный, публичный характер, герой понимает: он стал королем. С точки зрения структурного метода это означает: герой осознал, что у него есть ответственность перед обществом, он должен стать его лидером.

 

В некоторых историях-мифах открытие себя носит космический характер. Герой видит, как должно функционировать целое общество, как оно должно измениться. Во всех хороших религиозных историях есть этот шаг. Моисей поднимается на гору с десятью заповедями, история Иисуса. Обратите внимание: космическое открытие имеет моральный характер.

 

Наконец, герой возвращается домой, но теперь он сильно изменился. Он женится, причем делает это во второй раз. Конец Одиссеи - герой восстанавливает брак со своей женой.

 

Преимущества формы «миф»

 

Архетипы

 

Миф дает зрителям архетипичных героев и архетипичные ситуации. Архетип – сложное, многозначное слово. Говоря проще, архетипы – это базовые герои общества, базовые жизненные ситуации, через которые проходят все люди на своем жизненном пути. Это та причина, почему такие истории хорошо принимают по всему миру. Архетипичные ситуации принимают все, вне зависимости от национальности и других факторов.

 

Путешествие

 

Тот, кто изобрел путешествие как технику для рассказывания истории – гений. Он решил самую сложную проблему, как выразить трансформацию героя и одновременно показать его зрителю. Путешествие - один из способов сделать это. Каждая победа над оппонентом - это трансформация. Победы ведут к самой большой трансформации, которая происходит в момент возвращения домой. Поэтому путешествие - это физическое, внешнее выражение того, что происходит внутри героя.

 

Фокус на судьбе

 

Судьба - то, для чего вы рождены. Если узнать свою судьбу и следовать ей, у вас сложится хорошая жизнь. Эта концепция отлично ложится на основную аудиторию мифов - подростков и молодых людей (young adults). Подростки обожают идею судьбы, так как они обладают огромным потенциалом, но они еще ничего не сделали в своей жизни. «Ты был рожден, чтобы делать одну-единственную вещь» - слышат они.

 

Недостатки формы «миф»

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!