Заблуждение 1: сюжет и герой – разные понятия



 

Это не так. Не бывает «сюжетно-ориентированных» или «ориентированных на персонажей» историй. Сюжет - это то, что делает этот конкретный герой, и только он будет действовать именно таким образом.

 

Главный герой не рассказывает нам текстом свою биографию, предысторию - мы знакомимся с ним через действия, которые разворачиваются в ходе истории, через сюжет.

 

Из этого следует, что если хорош герой, хорош и сюжет.

 

Для многопланового (complex) сюжета нужен сложный (complex) герой. И наоборот, для многогранного героя нужен сюжет, который предлагает много испытаний.

 

Заблуждение 2: действие (action) – это и есть сюжет

 

Слово «действие» (action) постоянно звучит в нашей работе. Но вы должны понимать: действие может убить сюжет.

 

Двое дерутся на крыше поезда - захватывающая сцена (big action), аудитория заинтересована, но сюжет этой истории остановился и не будет двигаться дальше, пока мы не узнаем, кто победит. Сюжет выражается в результате действия, в изменении.

 

Заблуждение 3: историю можно рассказать через диалог

 

Стены диалогов (big blocks of dialog), с первых страниц.

 

Диалог не двигает историю вперед. Большинство историй развивается благодаря структуре.

 

Тем не менее, диалоги важны нам по следующим причинам:

- это самый быстрый способ проникнуть в сознание героя, одна реплика (one-liner) может очень быстро раскрыть характер;

- диалог выражает ценности героя.

 

В чем секрет хорошей драмы? Типичный ответ: «драма - это конфликт». Эта фраза не значит ничего.

 

Драма - это конфликт между минимум двумя людьми и тем, за что они готовы сражаться (what they stand for). Конфликт происходит не только между людьми, но и между ценностями. Иначе мы получаем много шума и лишь поверхностную драму. Только сцена с конфликтом ценностей позволяет истории развиваться.

 

Структура - это порядок того, что герой делает в истории. В первую очередь структура выражается в порядке сцен.

 

В чем разница между героем и структурой? На глубоком уровне разницы нет. Структура - это герой, который раскрывается через сюжет.

 

Разберем два важных пункта:

 

- Почему другие методы структурирования работают не очень хорошо?

 

- Три вариации глубокой структуры - любая история подпадает под одну из них.

 

Другие способы структурирования истории

 

Книги по сценарному мастерству помогают, только когда в них рассказывается о структуре. Структуру традиционно плохо преподают. Есть сотни книг по сценарному мастерству, и все они повествуют о трехактной структуре. Трехактная структура важна, когда вы - начинающий сценарист, потому что все остальное выглядит слишком пугающим (intimidating). Трехактная структура, три акта с двумя-тремя сюжетными точками - они как дополнительные колеса на детском велосипеде, помогают поехать в первый раз, но мешают набрать скорость.

 

Главная проблема трехактной структуры: она не работает.

 

Эта структура уничтожила карьеры тысяч сценаристов. Они должны винить именно структуру, метод, а не собственные творческие способности.

 

Трехактная структура слишком упрощена. Писательство требует многих умений, оно многогранно, как человеческая личность. Универсальный подход (one-size-fits-all approach) не работает.

 

В США пишут больше 100 000 сценариев в год. Из них 99,9% пишется по трехактной структуре. По сути, это означает, что все они одинаковые, и это уже веская причина отказаться от этого подхода.

 

Другая причина в том, что определения и термины трехактной структуры слишком размытые, неопределенные. «Сюжетная точка», «усложнение», «кульминация», «разрешение» - все это абстрактные понятия. Предположим, на странице 47 ваш герой убегает от плохих парней по темному переулку. Какой это шаг, какая точка? Прогрессивное усложнение? Кульминация, разрешение? Это может быть чем угодно. Поэтому эти термины бесполезны для меня, как для сценариста. Термины и определения - это наши инструменты, поэтому они должны быть точны.

 

История в трехактной структуре разомкнута. Под поверхностью истории должна быть объединяющая цепочка, невидимая зрителю. Мы должны ее создать, чтобы история нарастала, имела драматическое воздействие.

 

Еще одна типичная проблема, связанная с трехактной структурой - слабый главный герой. Все термины и определения в этой структуре относятся к сюжету, в то время как историю толкает вперед главный герой.

 

Еще одна проблема - сюжет слаб из-за того, что в трехактной структуре неверно его интерпретируют. Две или три сюжетных точки - это неверно. В сценариях, которые доходят до стадии производства, обычно от 7 до 10 таких точек. Если продюсер выбирает из двух сценариев, в одном 3 точки, а в другом 10, какой из них победит? Конечно, последний.

 

Тенденция последних десяти лет - предельно сжатые сюжеты. Если мы пишем киносценарий, у нас в распоряжении всего два часа - если только вы не Джеймс Кэмерон. Студии пытаются упаковать в эти два часа максимум сюжета.

 

Наконец, трехактная структура ничего не говорит нам о жанрах. Каждый фильм или сериал одновременно является представителем от одного до четырех жанров. Нужно знать жанр, в котором вы работаете. Жанр - ключ к успеху.

 

Разберем, что такое «глубокая структура».

 

Шагов глубокой структуры

 

Я использую для демонстрации программу Blockbuster – это основной инструмент нашей студии в Лос-Анджелесе.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!