Принцип литературного контекста и авторского замысла



 

Апостол, конечно же, говорит о возвещении Евангелия во всяком творении вскользь. Это не главная цель предложения и абзаца. Однако, главная цель этого раздела послания к колоссянам скорее подтверждает нашу точку зрения.

 

Апостол повествует о превосходстве Христа над всем творением, о Его совершенстве и достаточности Его Жертвы для спасения, примирения земного и небесного.

 

Лжеучителя пытались увлечь колоссян поисками духовных совершенств в сфере тварных существ, понятий и предметов (служение ангелов, законничество, аскетизм).

 

Апостол Павел выстраивает блестящую антитезу: Глупо искать совершенства среди творения, когда всё творение уже пронизано Евангелием Творца. Глупо не держаться этого Евангелия и отпадать от него, когда оно стало всеобщим достоянием.

 

Пока колоссяне ищут духовное совершенство добавляя к Христу и Евангелию тварные элементы, они оказываются глупее тех творений, что услышали и приняли Евангелие либо через проповедь апостола, либо через сверхъестественное проповедование Благой Вести.

 

Принцип аналогии веры и аналогии Писания

 

В Писании мы не раз встречаем ясные указания о том, что по крайней мере, один раз в жизни к каждому человеку Господь обращается с призывом к покаянию либо естественным (через христианского проповедника или чтение Писания), либо сверхъестественным образом. Поэтому в аду не будет ни одного человека, который погибнет потому, что Бог его не призывал к Себе. В аду будут только те, кто не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Иоанн. 3:18)

 

Здесь нет противоречия с Рим.10:14. Во фразе: «как слышать без проповедующего?» (Рим.10:14) – не утверждается, что проповедующим обязательно будет человек. Эту функцию на себя могут взять и Писание, и Дух Святой. «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною». (Иоан.15:26,27)

 

Слова «проповедовать» (κηρύσσω) и «свидетельствовать» (μαρτῠρέω) в данном случае – синонимы. См. например: «И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых». (Деян.10:42); «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец». (Матф.24:14)

 

О том, что проповедник не обязательно должен обладать плотью косвенно говорится и в 1Пет.3:18–19. Христос проповедовал в аду вне плоти, Духом. (Хотя мы не считаем, что Христос проповедовал в аду Евангелие, но мы приводим этот текст, как пример использования слова «κηρύσσω» в применении к личности, не обладающей плотью)

 

О таком всеобщем призыве и всеобщем же просвещении Евангелием мы читаем в следующих текстах:

 

Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. (Иоан.6:44,45)

 

В 44 стихе утверждается, что Отец привлекает грешника ко Христу и без такого привлечения спасение невозможно. Однако уже в следующем стихе Господь объясняет, кто будет привлечен. Привлечены будут все! Все будут научены Богом! Все услышат от Отца этот призыв. Но не все придут ко Христу. Не все «научатся».

 

Для спасения нужно выполнить два условия: слышать и стать «научившимся» (аористное причастие активного залога). Услышат все! Бог будет учить всех. А вот рождены свыше и спасены будут лишь те, кто «научился», т.е. извлек из привлечения и научения пользу для себя, – те, кто ответил на Божий призыв.

 

О всеобщности такого призыва Господь говорит и в другом тексте: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». (Иоан.12:32)

 

Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, (Иоан.1:7–12)

 

В этом фрагменте говорится об Иисусе Христе, Который является светом. 7 стих ясно говорит о том, что цель проповеди о Христе – чтобы все уверовали. С этой целью Свет (Христос) просвещает всякого человека, приходящего в мир. Но не всякий становится чадом Божиим, а только тот, кто принял Его. Мы видим, что результатом просвещения является способность принимать или не принимать Свет. На наш взгляд, этот текст – яркое свидетельство в пользу нашего толкования.

 

Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться… (Деян.17:30)

 

В этом стихе апостол прямо заявляет, что Божий призыв к покаянию обращен ко всем людям повсеместно.

 

…и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: (Иоан.16:8)

 

Христос обещал, что Дух Святой будет совершать предварительную работу в сердцах грешников этого мира. Для того, чтобы обличение было принято или отвергнуто, необходимо чтобы оно было понято. Таким образом, мы видим, что работа Святого Духа это не просто обличение духовных мертвецов (ибо бесполезно обличать мертвого). Но это обличение, в которое включается доказательство, убеждение, такое уличение, что бессмысленно отпираться. Таков семантический ореол слова ἐλέγχω, используемого в этом стихе.

 

***

 

Обычно против нашего толкования выдвигают следующий аргумент: если Евангелие ужеивозвещено всякому человеку в отдельности и всей Вселенной в целом, то почему же не осуществляется Второе Пришествие Христа? Ведь написано:

 

И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. (От Матфея 24:14)

 

Во‑первых, если быть честными, то тут не сказано, что конец наступит СРАЗУ после того, как Евангелие будет проповедано. Но даже если истолковать этот текст именно так (а такое толкование вполне вероятно), то мы увидим – это касается именно человеческой, естественной проповеди Евангелия христианами.

 

В Мар. 16:15 Христос обращается к апостолам с повелением: «Пошедши в весь мир, возвестите Евангелие всему творению (см. подстрочник):

 

και И είπεν Он сказал αυτοις, им, Πορευθέντες Пошедшие εις в τον κόσμον мир άπαντα весь κηρύξατε возвестите το ευαγγέλιον Евангелие πάση̣ всему τη̣ κτίσει. созданию.

 

Творение здесь – это адресат проповеди апостолов (πάση̣ τη̣ κτίσει – явный дательный падеж получателя), а сфера деятельности – весь мир. Апостолы физически не смогли бы посетить все отдалённые уголки нашей планеты, следовательно это повеление относится ко всем христианам.

 

Хотя мы сильно сомневаемся в канончности финала евангелия от Марка, всё же этот текст подтверждает, что конец настанет именно тогда, когда Евангелие, проповеданное людьми достигнет своих адресатов в своей сфере.

 

Вывод

 

Нас часто спрашивают: могут ли спастись люди, которые физически не могли услышать Евангелие из уст христианских проповедников или прочитать Библию? Нам кажется, что Писание отвечает на этот вопрос положительно.

 

Благая Весть приходит сверхъестественным образом туда, куда она пока не дошла естественным образом.

 

Мы должны признать, что в Писании не изложен подробно механизм такого сверхъестественного благовествования. Видит ли пожилой язычник сон о Христе? Или Господь открывается людям, находящимся в предсмертной агонии? Или это происходит ещё как‑то? Мы не знаем. Мы знаем, что Господь желает, чтобы все люди спаслись (1Тим.2:3,4). В ад попадут только те, кто сознательно отверг Евангелие (Матф. 23:3 и далее).

 

Сознание этого факта не должно угашать миссионерского пыла в сердцах любящих Господа христиан. Дух Святой лишь «страхует» нас на случай нашей некомпетентности или ограниченности наших возможностей, но не снимает с нас ответственности за исполнение призыва: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам…» (От Матфея 28:19–20)

 

Тот факт, что Евангелие уже прозвучало и сейчас звучит во всём творении – это не оправдание нашего бездействия. Это, скорее, укор нерадивым христанам, сродни укору Мардохея Есфири: «Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете» (Есфирь 4:14).

 

Присоединиться к проповеди Евангелия, провозглашённого всему творению – великая честь! Не пренебрегайте ею!

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!