Глава 42. Какие дела «больше сих»? Ин.14:12



 

Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.

 

αμην, αμην λέγω υμιν, ο πιστεύων εις εμε τα έργα α εγω ποιω κακεινος ποιήσει, και μείζονα τούτων ποιήσει, ότι εγω προς τον πατέρα πορεύομαι·

 

(От Иоанна 14:12)

 

Формулировка вопроса

 

Многим современным ученикам Иисуса кажется невероятным, что каждый из нас, верующих, сотворит дел больше чем Иисус. Наша жизнь не наполнена чудесами и знамениями, мы ежедневно не ицеляем больных, не воскрешаем мёртвых, не изгоняем бесов.

 

Правда, кое‑кто заявляет, что всё это он практикует ежедневно, но при ближайшем рассмотрении подобные заявления оказываются лишь пустым бахвальством.

 

Что же имел в виду Иисус? В каком смысле мы сотворим «больше»? Что значит «дела»? Каждый ли верующий будет творить все эти дела?

 

На эти вопросы мы попытаемся ответить в этой статье.

 

Возможные варианты толкования

 

Речь идёт о «видовом разнообразии» чудес

 

Этой точки зрения придерживается масса харизматических толкователей и проповедников. Обычно этот стих приводят как доказательство легитимности не описанных в Новом Завете «чудесных проявлений Духа», таких как «святой смех», «падение в Духе», говорение «на ангельских языках», «святая блевотина» и т. д.

 

Речь идёт о развитии науки и техники

 

В частности Баркли пишет:

 

Несомненно в древнем мире ранняя Церковь владела силой исцеления болезней. Павел упоминает исцеление, когда перечисляет дары Духа (I Кор. 12,9.28.30). Иаков настаивает, чтобы пресвитеры Церкви молились над больными христианами для их исцеления (Иак. 5,14). Но ясно, это не все, что Иисус имел в виду. Хотя можно сказать, что ранняя Церковь действовала подобно Иисусу, нельзя сказать, что она творила более великие дела, чем Иисус.

 

В наши дни есть много замечательных способов для исцеления болезней. Доктора и хирурги настоящего времени имеют успехи, которые в древнем мире сочли бы колдовством или чудом. Хирург своей новой техникой, доктор своими новородными лечениями, и своими чудесными медикаментами в состоянии осуществить крайне удивительные исцеления. Хотя нам еще и предстоит длинная дорога к совершенству, постепенно оплот физической боли и страдания сдаются натиску современной техники. Стоит заметить, что быстрота развития техники была возможна только под влиянием Иисуса Христа. Возникает вопрос, почему ученые стремились так упорно найти способ исцеления всяких болезней и облегчить боль? В ответ можно сказать, что знают ли они это или нет, Иисус при помощи Духа Его сказал им: «Помогите этим людям и исцелите их. Эта ваша обязанность, задача, ответственность и привилегия». Значит, Дух Иисуса победил болезни, в результате чего настоящий человек сегодня в силе творить вещи, о которых в древнем мире, во времена Иисуса, даже не мечтали.

 

Речь идёт о праведных поступках

 

В частности Кинер Крейг в Библейском культурно‑историческом комментарии сообщает:

 

Под «делами» здесь могут подразумеваться праведные поступки, как обычно в иудаизме (напр.: 8:39) … (Иисус говорит, что верующий в Него сотворит «больше», потому что дело Христа умножается всеми Его последователями.)

 

Речь идёт о благовестии

 

Одно из важных дел, которые Дух совершает в жизни верующего, – наделение его Своей силой. Иисус, вероятно, поверг Своих учеников в изумление, когда сказал: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит; потому что Я к Отцу Моему иду» (Ин. 14:12). Способность учеников Иисуса творить большие дела, чем сотворил Он, зависит, очевидно, как от Его ухода, так и от сошествия Святого Духа, ибо эти два события тесно связаны. Действительно, когда ученики опечалились при мысли о Его уходе, Иисус сказал: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Вероятно, ученикам, которые к тому времени очень хорошо сознавали свои слабости и недостатки, казалось неправдоподобным и даже невозможным, что им предстоит творить большие дела, чем сотворил Сам Учитель. Однако в воскресный День Пятидесятницы после проповеди Петра уверовало три тысячи человек. Насколько мы знаем, проповедь Самого Иисуса никогда не вызывала такого отклика. Быть может, за все время Своего служения Он не добился искреннего обращения к Богу такого большого количества людей.

 

Миллард Эриксон. Христианское богословие. Часть девятая. Святой Дух. Глава 40. Личность Святого Духа.

 

***

 

Но мы еще не коснулись самого главного в этом отрывке. Вспомните, чего Иисус достиг в деле распространения благой вести за время жизни во плоти. Он ни разу не проповедовал за пределами Палестины, и Европа не услыхала Евангелия при Его жизни на земле. Он лично не увидел морального разложения Рима и других крупных городов мира. Даже Его противники в Палестине были людьми религиозными. Книжники и фарисеи посвятили всю жизнь той религии, которую получили от отцов, и нет никакого основания сомневаться в том, что они уважали и практиковали чистоту жизни. Не при жизни Христа на земле христианство распространилось по всему миру, в котором брачный союз ставился ни во что, прелюбодеяние не считалось серьезным грехом, и зло буйно цвело подобно тропическому лесу.

 

Но в такой именно мир первые христиане пошли с Евангелием, и такой мир они приобрели для Христа. Благая весть о Кресте принесла еще большие победы, чем те, которые Иисус пережил, живя на земле. Иисус говорил о нравственном возрождении и духовной победе, и сказал, что это произойдет после того, как Он уйдет к Отцу. Что имел Он в виду при этом? Он имел в виду следующее: при жизни на земле, Он был ограничен Палестиной, но когда умер и воскрес, освободился от этих ограничений плоти, и Его Дух смог начать работу повсюду.

 

Баркли

 

***

 

Здесь не подразумевается, что апостолы совершат более впечатляющие чудеса, чем совершал Иисус (большие, чем, к примеру, насыщение 5000 человек); речь, скорее, идет о больших результатах тех знамений, которые и они станут подавать, и, в первую очередь, их проповеди (например, через проповедь Петра только в один день обратилось 3000 человек). Это стало возможным потому, что Иисус, уйдя к Отцу, послал на землю Святого Духа. Чудеса имеют важное значение, но многие евангелисты действительно «сотворили нечто большее», донеся Благую весть до многих тысяч людей.

 

Эдвин А. Блум

 

***

 

История доказывает, что Иисус вовсе не имел здесь в виду, что каждый верующий будет творить более великие чудеса, чем те, которые творил Он Сам. Слова «больше сих», возможно, говорят о жизни в силе Святого Духа, которую Иисус изольет на Своих последователей после того, как Сам пойдет к Отцу. Возможно также, что Иисус имеет здесь в виду труд Его служителей, который они совершат в силе Святого Духа; их труд будет «больше» труда Иисуса по своему географическому охвату.

 

Комментарий Новой Женевской Библии

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!