Глава 41. Что такое милость к вечной жизни? Иуд. 21



 

…ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

 

…προσδεχόμενοι τὸ ἔλεος τοῦ κυρίου ἡμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ εἰς ζωὴν αἰώνιον.

 

Послание Иуды, 21 стих.

 

Формулировка вопроса

 

При чтении этого текста возникает вопрос: Если Бог уже помиловал верующих, если уже умножаются милость, мир и любовь (см. 2 стих того же послания), то почему мы всё ещё должны ожидать милости от Господа? Что подразумевается под выражением «милость к жизни вечной»?

 

Возможные варианты толкования

 

Речь идёт о будущем помиловании на Страшном Суде.

 

Эта точка зрения обычно характерна для толкователей, которые не описывают сотериологические концепции, как уже свершившиеся факты. По их мнению, Христос не спас нас окончательно, но лишь ведёт нас по пути спасения. Наше спасение, по их мнению, – дело будущего. Окончательный вердикт о нашей вечной участи мы услышим лишь после смерти. Поэтому после смерти нам особенно нужна будет милость Божья, чтобы мы могли войти в жизнь вечную. Вот пример такого толкования:

 

То есть храните себя, воспринимая милость от Господа, обещанную вам на последний день для вечной жизни.

 

Экумений, Комментарий на Кафолическое послание Иуды

 

При таком подходе фразу «милость для вечной жизни» следует понимать, как милость, которая и приведёт нас в вечную жизнь, целью которой является вечная жизнь.

 

Речь идёт о встрече со Христом и о начале вечной жизни как таковой.

 

Именно встречи с Христом в Его втором пришествии, либо после нашей смерти должны мы ожидать. Мы уже помилованы Господом, нам уже прощены грехи. Поэтому милость к вечной жизни в данном случае – это не спасение, но просто окончательное искупление, избавление от ограничений, которые накладывает на нас наша греховная природа и испорченный грехом мир. Это наш выход из плена тьмы этого века в Вечное Царство Бога.

 

Таким образом фраза «милость для вечной жизни» должна трактоваться, как «милость вечной жизни» или «милость, с которой начинается вечная жизнь».

 

Выбранное решение вопроса

 

Нам представляется верной вторая точка зрения. И вот на какие герменевтические принципы мы опирались при выборе.

 

Принцип исторической преемственности

 

 

Добродетельный человек находится в ожидании. Он ждет пришествия в милосердии, любви и силе Иисуса Христа, ибо знает, что Он принесет ему жизнь вечную, то есть жизнь Самого Бога.

 

Баркли

 

***

 

Ожидание «милости от Господа, для вечной жизни» тоже содействует назиданию себя. Автор имеет здесь в виду ожидание осуществления блаженной надежды верующих – на то, что Христос возвратится за Своею Церковью, каковое событие явится заключительным свидетельством Его милости, дарующей нам вечную жизнь («для вечной жизни»), т.е. радость бесконечной жизни в Его присутствии (1 Пет. 1:5,9,13).

 

Эдвард С. Пентекост

 

***

 

…терпеливо ждите милости Божьей и новой жизни, которая наступит, когда явится Иисус. Христианство устремлено вперед к этой точке. Среди нравственного и духовного распада вокруг, мы жаждем и молимся об этой «милости» для себя и для церкви. Пусть она придет поскорее…

 

Н. Т. Райт

 

Принцип грамматики и лексического анализа

 

Само по себе слово ἔλεος (милость) имеет довольно широкую область значений, не обязательно имея сотериологический смысл, т.е. обозначая наше вечное спасение.

 

Например, оно может использоваться в смысле общего благословения:

 

Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих… (2Тим.1:16)

 

Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. (Гал.6:16)

 

Оно может означать избавление от проблем со здоровьем, в частности – с бездетностью. Так было с Елисаветой, матерью Иоанна Крестителя

 

И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. (Лук.1:58)

 

И даже действительно может быть использовано для обозначения особого внимания Христа к человеку в День Господень:

 

Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь. (2Тим.1:18)

 

Это слово может обозначать и ежедневную помощь от Господа:

 

Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. (Евр.4:16)

 

Хотя семантика и узус слова ἔλεος нам мало помогут, тем не менее мы увидели, что слово «милость» не всегда означает «помилование» (в сотериологическом смысле), но может означать и «особый подарок». Даже в русском выражении «он осыпал меня милостями» не имеется в виду, что нас на разные лады помиловали, но одарили чем‑то хорошим.

 

Однако дальше мы имеем дело с интересной грамматической конструкцией «милость для жизни вечной» – τὸ ἔλεος εἰς ζωὴν αἰώνιον, которая поможет нам определить смысл выражения.

 

Сочетание εἰς ζωὴν αἰώνιον – «для жизни вечной» можно перевести и «в жизнь вечную» и даже « (милость) жизни вечной», так как предлог εἰς в сочетании с винительным падежом слова ζωὴν имеет значение движения куда‑то или цели, а также некоей сферы… Так вот, эта фраза – εἰς ζωὴν αἰώνιον – довольно часто встречается в Писании в сочетании с глаголами (например «войти в жизнь вечную» – εισελθειν εις ζωην αἰώνιον), но у Иуды эта фраза сочетается с существительным «милость» (ἔλεος).

 

Таких конструкций (существительное + εἰς ζωὴν αἰώνιον) в Новом Завете мало. Кроме нашего текста их ещё четыре.

 

* «плод в жизнь вечную» (καρπον εις ζωην αιώνιον) Ин. 4:36

* «покаяние в жизнь» (την μετάνοιαν εις ζωην) Деян. 11:18

* «заповедь для жизни» (η εντολη η εις в ζωην) Рим. 7:10

* «запах… в жизнь» (οσμη… εις ζωήν) 2 Кор. 2:16

 

Строго сотериологическим смыслом обладает лишь текст из Деян. 11:18. Остальные тексты несут другие смыслы.

 

Рим. 7:10 говорит лишь о гипотетическом назначении Закона Моисеева. Гипотетически можно было бы иметь жизнь, соблюдая заповеди, но фактически ни один человек никогда не смог постоянно соблюдать все заповеди Закона.

 

2 Кор. 2:16 говорит, что апостолы и служители – это запах, который для всех христиан исходит «от жизни» и ведет «к жизни». Т.е. речь идёт не о спасении неверующих, а о грядущей надежде верующих.

 

Ин. 4:36 говорит о плоде, который будет актуален в вечной жизни, то есть откроется в Вечности.

 

Таким образом, мы видим, что смысл фразы «милость для вечной жизни» вполне может быть таким: «милость вечной жизни» или «милость, с которой начинается вечная жизнь». А дополнение «от Господа нашего Иисуса Христа» указывает нам, что речь идёт о встрече с Ним.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 210; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!