Принцип исторической преемственности



 

Разные толкователи, которых можно отнести к нашим сторонникам, заостряют своё внимание на различных деталях, хотя в целом говорят и об универсальности проповеди Евангелия для всей Вселенной, как совокупности всего Божьего творения, так и на потенциальной возможности для каждого человека уверовать и спастись.

 

Феофан Затворник: «Благовествование это, говорит, не вы одни слышали, но слышала и приняла вся тварь поднебесная, – разумея, конечно, под сею тварию тварь разумную, то есть людей».

 

Иоанн Златоуст:

 

…святой Павел опять приводит их самих во свидетели, а потом и всю вселенную. Не говорит он: благовествования проповедуемого, но проповеданнаго и уверованного. Так он сделал и в начале, желая свидетельством многих и их утвердить

 

Ефрем Сирин пишет о всей твари как о Вселенной в широком смысле этого слова.

 

В толкованиях Новой Женевской Библии отражена эта точка зрения: «Павел акцентирует внимание на том, что Благая Весть возвещена всей твари поднебесной, т.е. всему творению: и людям, и ангелам».

 

Н. Т. Райт понимает этот текст довольно обобщённо. Он не пишет о сверхъестественном действии Духа Святого, но полагает, что Евангелие как бы само о себе свидетельствует каждому творению во всём мироздании. Однако в целом Райт выражает нашу позицию:

 

…когда Иисус из Назарета воскрес из мертвых как Царь и Господь вселенной, из этой точки через все мироздание пронеслась как будто ударная волна. Это было совершенно новое, неведомое доселе событие. Никто из людей, кто ранее спускался в сень смертную, не выходил оттуда живым. Началось новое Божье творение; Иисус, как сказано в Павловом стихотворении (стих 18), есть начало, Первенец ив мертвых, и теперь он порождает примирение и обновление всей твари на небесах и на земле. Евангелие не просто передается из уст в уста – от одного человека к другому. Когда кто‑то слышит эту новость и начинает верить в нее, происходит следующее: новое творение, которое уже начало быть и зовет к себе все мироздание, становится явью и актуализируется…

 

 

Принцип грамматики и лексического анализа

 

Выражение εν πάση̣ κτίσει (буквально «во всём творении»). Наличие предлога εν (в, внутри, среди) позволяет нам говорить, что Евангелие прозвучало не только в проповеди апостолов, обращённой к людям, но и среди всего творения, как некоей совокупности. Это не дательный падеж получателя, но скорее местный падеж сферы. Это не Евангелие, проповеданное всякому творению в отдельности, но проповеданное во всём творении в целом!

 

Также следует обратить внимание, что выражение πᾶς κτίσις (всё творение) именно в смысле целостного творения Божьего употребляется в 15‑м стихе той же первой главы послания к колоссянам. Там Иисус назван Первородным по отношению ко всему творению. Заметим, что титул «Первородный» – это юридический термин, означающий Главного Наследника, владеющего неким имуществом, в данном случае – всем творением Божьим. Не случайно, в Откр. 3:14 Христос назван Начальником, Источником (η αρχη) творения (της κτίσεως) Божия.

 

Тут надо добавить одну интересную деталь. В некоторых рукописях перед словом κτίσει стоит артикль τη̣, что даёт прочтение «внутри всякого из творений». Следовательно Евангелие прозвучало не просто в мире, а было проповедано сверхъестественным образом разумному творению, т.е. прозвучало «внутри него».

 

Разумеется, эта маленькая деталь, скорее всего, – интерполяция. Но всё же она отражает понимание этого текста переписчиками и редакторами копий текста Нового Завета. Т.е. такая точка зрения была известна в Церкви во времена копирования и редактирования Синайского, Клермонтского кодексов, а также кодекса Великой Лавры.

 

Мы полагаем, что таким образом редакторы хотели показать, что Евангелие проповедано и во Вселенной в общем смысле и помещено Духом Святым внутрь каждого человека.

 

Далее, нам должно быть интересно выражение υπο τον ουρανον (под небом). Оно в Новом Завете встречается лишь трижды: Лук. 17:24; Деян. 2:5; 4:12 и Кол.1:23

 

В Лук. 17:24 речь идёт о молнии, сверкающей под небом. С такой молнией сравнивается Второе Пришествие Христа, которое увидит всё творение без исключения.

 

По поводу Деян 2:5 мы должны констатировать, что перед нами исключение. Действительно, вряд ли в день Пятидесятницы апостолов слушали эвенки, китайцы и представители племени Маори. Однако в Деян. 2:25 мы сталкиваемся с примером обощения чисто бытового, не связанного с масштабами распространения Евангелия.

 

Но в Деян 4:12 мы снова видим универсальность именно масштабов Искупления. Под небом можно спастись только именем Иисуса Христа. Невозможно представить, что речь идёт только о ближайшей ойкумене. Христос – спасение не только для жителей Римской Империи, но и для коряков, бушменов, мордвы и других народов.

 

Следовательно, в нашем тексте (Кол. 1:23) речь также идёт о всём мире, а не о Римской Империи.

 

Ну и наконец причастие κηρυχθέντος – это аорист. Т.е. действие уже совершилось.

 

Мы знаем, что во времена 62–64 гг Благая Весть ещё не была проповедана христианами даже по всей Европе, Азии и Африке. Что уж говорить об обоих Америках, Австралии, Океании, Новой Зеландии и других островах. Евангелие из уст христианских проповедников не было в те годы услышано подавляющим большинством народов. Однако Павел утверждает, что оно уже проповедано.

 

Довольно трудно истолковать прошедшее время причастия κηρυχθέντος, как указание на будущее время, когда наконец ученики Христа дойдут со своей проповедью во все отдалённые уголки земли.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!