Глава 39. Какой недостаток восполняет апостол Павел? Кол. 1:24



 

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, (Кол.1:24)

 

Формулировка вопроса

 

Нам неоднократно приходилось сталкиваться с недоумением, которое вызывает этот стих у читателей Библии. Добрые христиане, тщательно наставленные в истинном Евангелии, озадачены – неужели страданий Христа было в каком‑то смысле недостаточно? Что же имеет в виду апостол Павел? Какой недостаток он восполняет? Это недостаток Христа или Павла?

 

Давайте попробуем разобраться…

 

Возможные варианты толкования

 

1. Христос в Своём земном теле пострадал недостаточно, теперь Церковь, как Тело Христово восполняет Его страдания. Апостол Павел, как часть Тела Христова также участвует в этом процессе.

 

Эту мысль высказывают многие древние толкователи (например Августин Блаженный, Севериан Габальский). Видимо эта идея очень нравится представителям тех церквей, которые полагают Церковь Вселенскую посредницей между Богом и человеком в деле искупления. Возможно также, что такое понимание этого текста легло в основу учения о соискупительном заступничестве святых во время воздушных мытарств (в православной церкви), или учения о сверхдолжных заслугах святых (в католической церкви).

 

Эта мысль, по нашему мнению, глубоко противоречит как авторскому замыслу послания к Колосянам, так и всему Евангельскому учению в целом.

 

Апостол Павел в послании к колосянам всячески подчёркивает уникальность и достаточность Христа для нашего спасения и освящения. Именно Павлу принадлежат слова: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2:5–6).

 

Поэтому мы вынуждены признать неосновательность такого толкования.

 

2. Речь не идёт об искупительных страданиях. Павел (и другие христиане) переживал гонение, которое предназначалось для Христа, но Христос не успел принять это поношение до конца. Теперь это поношение должно излиться на христиан.

 

Джон МакАртур пишет: «Несмотря на смерть Христа на кресте, Его враги не до конца выместили на Нем свою злобу и обратили свою ненависть на тех, кто проповедовал благую весть (ср. Ин. 15:18, 24; 16:13). Именно в этом смысле Павел восполнял недостаток скорбей Христовых».

 

Ему вторит А. П. Лопухин:

 

Христос совершил дело нашего искупления однажды навсегда. Но Он испил еще не всю чашу оскорблений от людей, так как не приходил в соприкосновение с язычниками. Сам не проповедывал Евангелие язычникам. Теперь таким проповедником, продолжающим дело распространения Евангелия между язычниками, является Ап. Павел, и его страдания, какие он терпит от язычников, являются продолжением тех оскорблений, какие претерпевал Христос в течении Своей земной жизни от Иудеев. – За Тело Его, т. е. чтобы Христос получил таким образом полное тело или полную Церковь. В основе мысли Павла лежит здесь представление о том, что каждому христианину предлежит претерпеть известную сумму страданий, как последователю Христову (Деян 14:22). Больше всего таких страданий, и страданий именно на благо Церкви, доставалось Ап. Павлу. Много страданий он претерпел, но он чувствует, что ему нужно испить эту чашу страданий до самого дна.

 

Это толкование лишено недостатков первого, но всё же оставляет некоторое недоумение по поводу того, что недостаток, кажется, всё же приписывается Христу, а не Павлу. Толкование, допускающее наличие у Христа какого‑либо недостатка (пусть даже связанного с окончанием Его земной миссии), представляется нам слишком спорным.

 

3. Апостол Павел желает подражать Христу в страданиях за людей, но чувствует, что ещё недостаточно пострадал, ещё не приблизился к Христовым страданиям. Этот недостаток в своей плоти Павел желает восполнить.

 

Другими словами: Павел чувствует, что страдал ещё не так как Христос. По сравнению со страданиями Христа, страдания Павла (по его собственному мнению) выглядят довольно скромно. Павел считает, что недостаточно ещё пострадал за Церковь по сравнению с Христом. И пытается сократить эту дистанцию между своими страданиями и Господними.

 

Выбранное решение вопроса

 

Нам представляется верной третья точка зрения. Вот чем мы руководствовались при выборе:

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 479; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!