Принцип исследования исторического контекста



 

Культурно‑исторический комментарий К. Крейга сообщает нам следующую информацию:

 

Члены церкви в Коринфе собирались в Домах состоятельных патронов (см. коммент. к Деян. 18:6,7). В греко‑римском обществе патроны, устраивая в своем доме прием, обычно рассаживали представителей высших классов в триклинии (гостиной), а остальных помещали в атрии, где на ложах могли возлежать около сорока человек. Гостям в атрии подавались пища и вино более низкого качества, по поводу чего они часто жаловались. Эта социальная проблема была унаследована и церковью…

Выражение «есть недостойно», использованное здесь, напоминает о неверном отношении к трапезе (11:21,22); такое поведение разъединяет Церковь. Отвергая других членов Тела Христова – Церкви (10:17), они тем самым отвергают спасительный дар Его Тела, Которое в трапезе символизирует хлеб (см.: 11:24).

 

 

Вывод

 

В евангельские литургические проповеди перед Причастием было бы хорошо внести некоторые дополнения. Мы говорим в эти дни о Жертве Христа, о Теле Его, преданном за наши грехи, о Крови, о Новом Завете в этой Крови. Это всё верно и хорошо. Но было бы неплохо в эти минуты вспоминать, что с Телом Господним мы встречаемся не только в хлебе и вине, сколько в лице братьев и сестёр, которых мы обязаны любить и единство с которыми обязаны оберегать.

 

 

Глава 23. От каких болезней исцеляют листья из Откр. 22:2?

 

Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов. (Отк.22:2)

 

Формулировка вопроса

 

Недоумение читателей, как правило, вызывает слово «исцеление» (по‑гречески Θεραπεία – терапия). Это недоумение понятно, ведь в Новом Иерусалиме на Новой Земле и под Новым Небом «…отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло…» (Отк.21:4).

 

Возможные варианты толкования

 

Дерево, листья, плоды, исцеление надо понимать аллегорически.

 

Это довольно популярное толкование для древних отцов Церкви.

 

В основном, его придерживались сторонники аллегорических методов толкования Писания, связанных с наследием александрийской школы.

 

Так Экумений пишет, что листья – это «патриархи, пророки, апостолы, евангелисты, мученики и исповедники, а также те, кто в надлежащее время совершают евангельские богослужения, и пастыри Церкви, и всякая праведная душа».

 

А Апрингий полагает: «Здесь древо жизни. В другом месте о Господе нашем Иисусе Христе говорится, Который есть древо жизни: мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:28). Листья – это Его слова, которые идут на исцеление всех народов. Двенадцать месяцев – это апостолы Господа, потому что Сам Господь – это лето благоприятное (Ис 61:2) прощения. Они же двенадцать месяцев, потому что каждый приносит многочисленный плод непрерывной проповеди от избытка знания».

 

Иероним же утверждает, что тут: «…и благодать Святого Духа содержится в Священном Писании, в этой реке Писания. У реки этой есть два берега, Ветхий и Новый Заветы, и по обеим сторонам от нее растет дерево – Христос. Дерево это приносило в год двенадцать плодов, то есть каждый месяц. Плоды этого дерева мы можем получить только через апостолов. Если же кто приходит к дереву через апостолов, он обязательно получает плод, собирает плоды Священного Писания, вкушает сокрытый в его словах Божий смысл».

 

Мы не станем всерьёз рассматривать эти толкования, так как аллегорические объяснения образов листьев, дерева и плодов у разных толкователей совершенно различны. И непонятны критерии по которым они избирали свои толкования. Вероятно (как и почти всегда при аллегорическом толковании текстов Писания) источником информации служат творческие способности и неуёмная фантазия комментаторов.

 

Исцеление – это совершенствование прославленных тел.

 

Лопухин пишет: «Берега этой реки усажены деревом жизни, плодами которого будут питаться обитатели. Даже и листья этого дерева будут годны для употребления в пищу с пользою для организма (исцеление – в смысле дальнейшей ступени совершенства)».

 

Похоже, что толкователь явно ориентирован на параллельный текст из пророка Иезекииля: «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на их не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47,12)

 

Тем не менее, похоже, что толкователь сделал тут чересчур много допущений. Ни исходный текст, ни Иезекииль вообще не говорят о том, что листья будут употребляться в пищу. Кроме того текст Иезекииля описывает храм Тысячелетнего Царства, а Иоанн Богослов – Новое Небо и Новую Землю. Поэтому идентичность мест, описываемых у Иезекииля и в Апокалипсисе надо еще доказать, чего толкователь не делает.

 

Ну и, кроме того, Писание нигде не говорит, что прославленные тела имеют склонность к совершенствованию. Если они будут подобны воскресшему телу Христа (1 Иоанна 3:2), то, кажется, совершенствоваться будет уже некуда. Ведь Бог не совершенствуется…

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!