Глава 25. Что такое святотатство в Рим. 2:22?
Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? (Римлянам 2:22)
Формулировка вопроса
Вопрос по этому стиху возникает вследствие деэтимологизации русского слова «святотатстововать». Дело в том, что слово, переведённое в синодальном тексте, как «святотатствуешь», – это греческое ἱεροσυλεις, которое буквально означает «грабишь храмы»… Этимология русского слова «святотатство» также наводит на мысль о воровстве чего‑либо святого, ведь «тать» – это вор, а «святотатствовать» – воровать святое. Тем не менее, не вполне понятно, о каких храмах идёт речь? О языческих? Об Иерусалимском Храме Яхве? О синагогах?
Возможные варианты толкования
Под святотатством подразумевается непочтительное «ограбление» Истинного Бога Яхве.
Эту точку зрения высказывает Мэтью Генри:
Святотатство – ограбление святынь, предметов, отделенных и посвященных, согласно специальным законам, Богу; и повинны в этом грехе были те, кто гнушался идолов. В последние дни ветхозаветной церкви пророк Малахия обличал иудеев в том, что они обкрадывали Бога десятиною и приношениями (Мал. 3:8), употребляя на свои нужды то, что следовало отдавать на служение Богу. А это почти равносильно идолопоклонству.
Святотатство тут заключается в отвержении Христа.
|
|
Об этом писал Амвросиаст:
Ты поклоняешься идолам и святотатствуешь. Святотатствуешь, когда отвергаешь Христа, о Котором говорят закон и пророки.
Под святотатством понимается ограбление языческих храмов.
Эта точка зрения нашла отражение во многих толкованиях, в частности Лопухин пишет:
Иоанн Златоуст, Феофилакт и мн. другие видят здесь указание на случаи похищения евреями драгоценных предметов из языческих капищ, и такое толкование вполне согласно с предшествующим замечанием Апостола: гнушаясь идолов. Очевидно, что в слове святотатствуешь также речь идет о похищении священных предметов из идольских капищ, что и случалось в действительности (Деян 19:37) [Дейсман говорит, что и теперь на Востоке христиане скупают украденные из мечетей драгоценные ковры для собственных домов…].
Выбранное решение вопроса
Нам более всего импонирует третья точка зрения. И вот чем мы руководствовались при её выборе.
Принцип исторической преемственности
Эта точка зрения представлена в толкованиях ранних отцов Церкви.
О ней пишет Иоанн Златоуст:
Вам было строжайше запрещено касаться денег, которые лежали в идольских храмах, по причине их скверны. Несмотря на это, говорит Павел, тирания сребролюбия убедила вас попрать и этот закон.
|
|
Ему вторит Феофилакт Болгарский:
Святотатством называет хищение посвященного идолам; ибо хотя они гнушались идолами, но, обладаемые сребролюбием, коснулись посвященного идолам из постыдной корысти.
Принцип грамматики, лексического анализа и ясности Писания
Глагол ἱεροσυλέω в Писании более не встречается. Однако, он состоит из двух ясных корней, соединяя в себе слова ἱερόν (храм, святилище) и σῡλέομαι (красть, похищать).
Этот глагол и образованное от него существительное используются во 2 Маккавейской книге (4:39,42; 9:2) для описания воровства золота из языческих храмов или их грабежа.
Именно в значении «грабить храмы» глагол ἱεροσυλέω использовали Аристофан, Платон, Аристотель, Плутарх, Полибий и Демосфен.
Хотя в современном значении «святотатствовать», т.е. кощунственно вести себя по отношению к подлинно святым вещам или понятиям, это слово тоже употреблялось. Словарь Дворецкого ссылается на такое словоупотребление у Плутарха.
|
|
Но всё же, наше толкование наиболее вероятно в свете противопоставления «гнушаяясь идолов, грабишь храмы». Если бы апостол имел в виду кощунство, то было бы странно говорить «кощунствуешь против Бога, гнушаясь идолов». Антоним кощунству против истинного Бога – это, скорее, декларирование благоговения перед Ним. Если бы Павел хотел показать противопоставление, указывающее на непоследовательность иудеев, то кощунству он бы противопоставил лицемерное поклонение, вроде того, о котором говорили Исайя и Господь: «…приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня». (От Матфея 15:8)
Непоследовательность по отношению к истинному Богу Павел изображает в 23 стихе: «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?» (Римлянам 2:23).
В нашем же 22 стихе Павел указывает на непоследовательность иудеев именно по отношению к идолам.
Во‑первых, тот, кто разоряет языческие храмы, тем самым свидетельствует о ценности их содержимого.
Во‑вторых, это кощунственно и лицемерно с моральной точки зрения. То есть ты идолов гнушаешься, но серебро идольское не прочь забрать себе… Это как если бы пацифист произносил пламенные речи против насилия и войн, но при этом заведовал складом боевых трофеев и продавал бы их населению. Или если бы обличитель проституции работал охранником в борделе…
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!