Принцип грамматики и лексического анализа



 

Для начала рассмотрим слово «помазание» (по‑гречески χρῖσμα). Это слово в Септуагинте встречается 8 раз и относится к помазанию маслом царей, священников и пророков. Это символическое действие, семиотически указующее на одобрение от Духа Божьего.

 

В Новом Завете существительное χρῖσμα используется всего три раза. Два раза в 27 стихе второй главы первого послания Иоанна, и один раз в двадцатом стихе той же главы, того же послания. То есть все три использования этого слова, содержатся в ближайшем контексте рассматриваемых нами стихов.

 

Однако кроме существительного χρῖσμα, в Писании есть однокоренные глагольные лексемы.

 

Глагол «помазывать» в Новом Завете встречается пять раз. Четыре из них относятся к Христу. Причём в Лк. 4:18 Бог помазывает Христа, посылая на Него Духа Святого, и побуждая к благовестию и проповеди Слова. В Деян. 10:38 Бог также помазывает Иисуса Духом Святым.

 

К верующим этот глагол относится только в одном тексте и речь там также идёт о Духе Святом: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21,22).

 

Поэтому мы можем сделать вывод, что помазание, о котором говорит Иоанн – это пребывание Духа Святого в нас. Однако, сравнение 27 стиха с 24‑м обнаруживает сходство действия.

 

В 24 стихе в нас должно пребывать (греч. μένω) «что вы слышали», то есть Слово, проповеданное апостолами, которые были в свою очередь движимы Духом Святым (2 Пет.1:20,21).

 

А в 27 стихе в нас пребывает помазание – Дух Святой. Следовательно, мы можем сделать вывод, что под помазанием подразумевается присутствие в нас Духа Святого, Который напоминает нам учение Иисуса, проповеданное нам апостолами (Ин. 14:17,26). В наши дни это учение зафиксировано в Писании.

 

Но что же делает это помазание Духа? Чему оно учит нас? Почему никому не вменяется в обязанность нас учить? (Кстати заметим, что тут не запрещено учить, лишь указывается на необязательность этого обучения)

 

Обратимся к контексту:

 

Принцип литературного контекста и авторского замысла

 

 

(18) Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время. (19) Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. (20) Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. (21) Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. (22) Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. (23) Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (24) Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. (25) Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. (26) Это я написал вам об обольщающих вас. (27) Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте. (1 Иоанна 2:18–27)

 

Обратите внимание, что основная цель этого абзаца – предупредить верующих о деятельности антихристов, лжеучителей.

 

Теперь посмотрим на действие «помазания» (т. е. Духа Святого и Слова Истины).

 

Благодаря Ему, мы знаем (εἰδῶ) всё. (20 стих). Всё – имеется в виду всё то, о чём сказано выше, а именно: что придут антихристы, что некоторые отступят от Христа и станут лжеучителями.

 

А глагол εἰδῶ буквально означает видеть, рассматривать. Следовательно, Иоанн уверяет нас, что благодаря Духу Святому мы можем распознать лжеучения (!), ведь именно о них снова говорится в 26 стихе (буквально: «Это я написал вам о вводящих вас в заблуждение»). Это помазание хранит нас от проповеди лжеучителей.

 

А чему не нужно нас учить? Нас не нужно учить Евангелию, так как Оно утвердилось в нас Духом Святым и проповедью Апостолов. Нас не нужно подробно инструктировать о тонкостях сатанинского обмана, изложенного в проповедях многочисленных лжеучителей. Дух Святой и Слово – вот гарантия, что мы распознаем подделку. И не потому, что нас научили всему многообразию подделок, а потому что мы хорошо знаем оригинал – Истинное Слово, проповеданное Духом Святым и апостолами.

 

Вывод

 

Таким образом мы увидели, как Дух Святой и Слово Божье сохраняют нас в Истине Божьей и хранят от лжеучений.

 

Вы можете не быть экспертами в сравнительном богословии, не знать, к примеру, отличия буддизма махаяны от тхеравады. Вы не обязаны нанимать специалистов‑религиоведов, чтобы обезопасить свою душу от ложных учений. Но любого лжеучителя вы сможете разоблачить самостоятельно, если, конечно, хорошо учились у Слова и внимательны к голосу Духа Божьего.

 

Но Дух Святой и Слово Божье всегда готовы прийти вам на помощь! Дерзайте!

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!