Глава 28. 2Петра 1:20. Что значит разрешить пророчество?



 

…зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым. (2 Петра 1:20–21)

 

Формулировка вопроса

 

Довольно часто фраза «… никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою…» становилась оправданием для «духовного» толкования текста Библии. В пику историко‑грамматическому методу толкования, сторонники аллегорических изъяснений Писания постоянно ссылаются на этот текст. Они утверждают, что правильно понимает Писание тот, кто много молится и получает «духовные откровения», а не тот, кто тщательно вникает в Священный Текст. При этом почему‑то говорится, что молитва и синтаксис (а равно и семантика с прагматикой текста) – две вещи несовместные.

 

Нам всегда казалось, что молитва и общение с Духом Святым вполне совместимы с изучением историко‑грамматических особенностей текста Библии, нам нет нужды их противопоставлять, или отказываться от одного в пользу другого.

 

Именно поэтому очень желательно разобраться в том, что же именно имел в виду апостол Пётр. Давайте разбираться…

 

Возможные варианты толкования

 

1. Речь идёт о понимании смысла Священного Писания.

 

Т. е. Писание невозможно правильно истолковать, если толковать его по‑человечески, частным образом. Для правильного понимания смысла библейского текста, требуется особое действие Духа Святого.

 

Эта точка зрения доминировала в работах ранних толкователей. Симеон Новый Богослов, например, даже сравнивал свои толкования с пророческим служением.

 

И другие толкователи придерживались этого понимания:

 

Петр предостерегает, чтобы мы не рассматривали [пророчества], главным образом исходя из места, времени и личности пророков, как если бы это были создания человеческого разума, но чтобы мы полагались на ясность и достаточность Духа.

 

Иларий Арльский, Трактат на семь Кафолических посланий

 

Да и среди более поздних толкователей эта точка зрения была популярной…

 

Писание нельзя толковать с позиции интеллектуальной искусности отдельного человека или его индивидуальных предрассудков; при его толковании нужно опираться на помощь Духа Святого. Практически это значит следующее: а) Дух на протяжении всех веков воздействовал на пророков и богословов, которые, таким образом ведомые Богом, открыли Писание людям. И, потому, если мы хотим истолковать Писание, мы можем сделать это лишь силою того же Духа Святого; должны самодовольно настаивать на то, что наше толкование правильно; мы должны скромно обратиться к трудам ученых и посмотреть, чему из того, чему их научил Дух, мы можем поучиться у них. б) Но не только это: больше всего Дух пребывает и действует в Церкви и, потому, Писание следует толковать в свете учения, веры и традиций Церкви. Бог – Отец нам в вере, а Церковь – мать наша в вере. Если человек видит, что его толкование Писания совершенно расходится с учением Церкви, он должен покорно проанализировать свое толкование и спросить себя, не руководствовался ли он своими собственными желаниями, вместо того, чтобы следовать указаниям Святого Духа. Петр настаивает на том, что Священное Писание не собрание мнений каких‑то людей, а откровение Божие людям через Святого Духа, и потому и толкование Священного Писания должно направляться тем же Духом.

 

Баркли

 

Речь идёт о контексте Священного Писания

 

Согласно этому толкованию, Пётр учит, что Писание можно понять только в контексте, т. е. каждое данное пророчество не может быть понято в отрыве от других пророчеств. Писание нельзя толковать, основываясь на чьих‑то субъективных соображениях. Таким образом, Пётр утверждает в этих стихах принцип Analogia Scriptura.

 

Слабость этой точки зрения, на наш взгляд, заключается в некотором игнорировании ближайшего контекста, в частности 21 стиха.

 

Речь идёт о понимании того, как возникло Писание.

 

Хотя слово «разрешить» (ἐπίλυσις) из 20 стиха действительно одним из своих значений имеет значение «объяснять», в тексте не сказано, что нельзя самому собой объяснить смысл пророчества! Там сказано, что нельзя по‑человечески объяснить факт появления пророчества! Другими Словами Петр не приводит здесь методику толкования Писания, а объясняет способ появления Оного. Дух Святой вдохновил пророков и благодаря этому факту (необъяснимому с точки зрения человеческой логики), мы имеем Писание.

 

Эту точку зрения высказывал проф. Д. И. Богдашевский. С его точки зрения, Пётр противопоставляет деятельность пророков, движимых Духом частному почину лжепророков: «На одной стороне откровение от Духа, на другой – самодеятельность и индивидуальность пророков» (цит. по толковой Библии преемников А. П. Лопухина). Из протестантских толкователей, разделяющих эту точку зрения, можно отметить Кеннета О. Гаигела (даласская теологическая семинария).

 

Выбранное решение вопроса

 

Несмотря на то, что толкование №1 имеет изрядное число сторонников, нам всё же кажется, что Дух Святой не истолковывает для нас Писание, давая особые вербальные откровения к пониманию смысла текста.

 

Нам представляется, что роль Духа Святого в толковании Писания заключается в снятии «покрывала» с неверующего сердца, т. е. Дух Святой побуждает нас верить Словам Писания (2Кор.3:12–18). Дух Святой удостоверяет Слово Божье так, что мы становимся способны его не столько понять, сколько принять. А так же Дух Святой побуждает нас исследовать Слово Божье самым тщательным образом (1Кор.2:6–16), а также напоминает нам о необходимости его исполнять (Иоан.14:23–26).

 

И апостол Пётр в 20 стихе пишет не о толковании Библии, а о способе возникновения Священного текста.

 

Таким образом, нам представляется верной третья точка зрения.

 

Вот какими герменевтическими принципами мы руководстововались при выборе…

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 255; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!