Принцип литературного контекста и авторского замысла



 

Надо сказать, что проблема разделений в Коринфской церкви проходит через всё первое послание к коринфянам. Этой проблеме посвящена вся первая часть послания (1:10 – 4:21).

 

И в 11:18 Павел ясно давал понять, что ключевая тема следующего фрагмента (11:18–34) – именно разделения, частным случаем которых стало социальное неравенство, разрушившее единство Церкви во время Евхаристии.

 

С этим согласны все толкователи. Однако некоторые высказывают сомнения в том, что Павел в 29 стихе 11 главы в короткой фразе «…не рассуждая о теле» имеет в виду именно Церковь, как Тело Христа. Ведь этот образ появляется по их мнению только в 12 главе, 27 стихе (И вы – тело Христово, а порознь – члены. [1Кор.12:27]).

 

На это можно возразить, заметив, что этот образ у Павла появился до 11 главы. Уже в 1 Кор. 10:17 высказывалась мысль о Церкви, как о Теле Христа, причём именно в контексте Вечери Господней: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». (1Кор.10:17).

 

К этому образу Павел возвращается в 11 главе, а далее в 12 главе этот образ будет развит и достигнет своего апогея, ибо дальше речь пойдёт о дарах духовных и о предназначении каждого христианина, которого апостол сравнивает с членами (органами) Тела Господа.

 

В одиннадцатой же главе мысль апостола развивается так (процитируем Дэвида К. Лоури):

 

Недостойное поведение коринфян на вечерях любви не могло не повлечь за собою соответствующих последствий, на которые и указывает теперь Павел. В наше время, когда читают это место из Писаний перед преломлением» то обычно делают это с целью призвать участников Вечери к углубленному исследованию себя и к молчаливому признанию перед Христом своих согрешений, так, чтобы в невидимом присутствии Господа никто не понес вины за недостойное участие в Вечери. Павел, однако, имел, вероятно, в виду и нечто более конкретное несомненно, по причине некогда пережитого им на пути в Дамаск (Деян. 9:4–5); это помогло ему понять, что тело Христа есть Его церковь, состоящая из отдельных верующих (см. 1 Кор. 12:12, 27). И это тело, эту Церковь, символизирует преломляемый на Вечере хлеб (5:7; 10:16–17). Таким образом, согрешая против отдельных верующих, человек согрешает против самого Христа (8:12). Этими‑то виновными против Тела и Крови Господней и были для апостола коринфяне, бессовестно пренебрегавшие нуждами своих бедных собратьев (11:21–22). К воспоминанию о подвиге Христа во имя объединения и примирения (Еф. 2:15–16) они приходили» влача за собой груз таких дел, которые вели к разъединению и отчуждению! Если бы таковые испытали (докымазето – букв, «испытали на предмет одобрения», 1 Кор. 11:28) себя, то увидели бы, что нет им Божиего одобрения в их поведении. Им следовало бы, задумавшись, уразуметь, кого именно они обидели, и просить у них прощения. Только тогда мог бы воцариться в их среде истинный дух Богопочитания (см. Мат. 5:23–24). Когда же виновные в этом грехе приходили к Вечере Господней, предварительно не исповедав его, то навлекали на себя осуждение. Не рассуждая о теле Господнем – значит не составив себе верного представления о теле Господнем в смысле его единства. Только составив себе такое представление и поступая в соответствии с ним, коринфяне могли бы избежать Божьего осуждения.

 

Но несмотря на то, что 29 стих призывает нас рассуждать и заботиться о единстве Церкви, как Тела Христа, мы не должны полагать, будто Павел не призывает думать во время Вечери о Жертве Христа.

 

Апостол настаивает, что сам факт принятия причастия уже возвещает смерть Господню (26 стих), что недостойное пренебрежение единством Церкви – на самом деле преступление против Крестной Жертвы Христа (Тела и Крови Господней – 27 стих). Так что на самом деле и толкование №1 имеет некоторое отношение к авторскому замыслу, как мы уже отмечали выше. Павел ставит как бы знак равенства между единством Церкви и благоговением перед Крестной Жертвой. Тот, кто не дорожит единством Церкви – наплевательски относится к Жертве Христа на Кресте. Но тот, для кого Страдания Господа дороже всего на свете, обязан заботиться о единстве в Церкви.

 

Принцип аналогии Писания

 

Образ Церкви, как Тела Христова присутствует не только в послании к коринфянам. Этот образ весьма характерен для апостола Павла:

 

* И Он есть глава тела Церкви… (Кол.1:18)

* …главою Церкви, которая есть Тело Его… (Еф.1:22–23)

* …Тело Его, которое есть Церковь… (Кол.1:24)

* …к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова… (Еф.4:12)

 

Сторонники толкования №3 часто указывают на то, что во фразе «… не рассуждая о теле» нет согласованного определения, поэтому вряд ли речь идёт о мистическом Теле Христа, но просто о теле человека.

 

Однако, подобная конструкция (слово «тело» без согласованного определения), содержится в Писании и недвусмысленно означает именно Церковь.

 

Речь идёт о фрагменте из послания к ефесянам: «…потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела». (Еф.5:23)

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!