Принцип исторической преемственности и исторического контекста



 

Теперь давайте разберёмся с 11 правилом Лаодикийского поместного собора.

 

Лаодикийский собор – поместный собор христианской церкви, состоявшийся в городе Лаодикия (Малая Азия). Собор проходил не позднее 343 года, так как во втором правиле Шестого Вселенского собора Лаодикийский собор упоминается раньше Сардикийского, состоявшегося в 343 году.

 

Действительно в 11 правиле этого собора содержится запрет на практику поставления (καθίστασθαι) пресвитерид или председательниц (πρεσβύτιδας, ἤτοι προκαθημένας)

 

Сторонники женского рукоположения в пресвитеры полагают, что раз собор пресёк практику такого поставления, следовательно, были в первоапостольской церкви женщины‑пресвитеры, которые учили всю церковь, проповедуя наравне с мужчинами‑пресвитерами. А к середине 4 века мужской шовинизм одержал в Церкви верх и женщин‑пресвитеров запретили коварные женофобы.

 

Этот подход основан на странном допущении, что христианские соборы были созваны исключительно для того, чтобы разрушить здравую новозаветную практику и утвердить небиблейские верования и обычаи. Однако, почему‑то этим толкователям не приходит в голову тот очевидный факт, что большинство практических решений поместных соборов направлены против еретических практик. Так, например, лаодикийский собор о судил как еретиков, тех, кто не молится Иисусу Христу, а только ангелам, почитая их за творцов и правителей мира (правило 35‑е). По логике горе‑толкователей в древней Церкви была хорошая практика молиться ангелам, а не Иисусу, а коварные лаодикийские соборяне эту благую практику отменили.

 

Почему‑то не приходит в голову горе‑толкователям, что лаодикийский собор, запрещая поставление «пресвитерид‑председательниц», борется с некими злоупотреблениями и отступлениями от апостольского учения.

 

Впрочем давайте обратимся к прекрасной [битая ссылка] подборке объяснения факту такого запрещения:

 

Правило Лаодикийского Поместного Собора

 

греческий текст:

Περὶ τοῦ μὴ δεῖν τὰς λεγομένας πρεσβύτιδας, ἤτοι προκαθημένας, ἐν τῇ ἐκκλησίᾳ καθίστασθαι.

 

русский текст:

Не должно поставляти в церкви так именуемыя пресвитериды (старицы), или председательницы.

 

Зонара:

У древних были некоторые обычаи, исполняемые в церквах, из которых одни с течением времени изменились, а другие и совершенно прекратились, а некоторые запрещены и правилами. Из сих обычаев один был такой, что некоторых старых женщин поставляли в церквах пресвитеридами и называли председательницами, которые начальствовали над входящими в церковь женщинами, как бы учительницы, и наставляли их в благочинии, и научали их, как и где им должно стоять. Итак, правило определяет, что таковые не должны быть, или так называться.

 

Аристин:

Так называемые председательствующие не должны быть поставляемы в церквах.

 

Ибо если запрещается им исполнять гражданские должности, то каким образом они в церкви будут когда‑нибудь первенствовать над клиром и как будут иметь их какими‑то главами?

 

Вальсамон:

В древности некоторые женщины, занимая места пресвитерид в соборных церквах, наставляли, вероятно, в благочинии прочих женщин. Итак, поелику некоторые терпели вред от сообщества с таковыми, которые не добро пользовались добром из высокомерия или из корыстолюбия; то отцы совершенно запретили быть в церквах таким женщинам, называемым пресвитеридами, или председательствующими. Но не скажи: каким образом это бывает в женских монастырях и одна женщина, то есть игуменья, имеет начальство над всеми? Ибо услышишь, что отречение ради Бога и пострижение делает то, что многие считаются единым телом, и все, что касается их, направляется только к душевному спасению. А учить женщин в соборной церкви, где собирается множество мужей и жен различных мнений есть дело самое неприличное и пагубное.

 

Славянская кормчая:

Яко не подобает глаголемых стариц, рекше председящих церкви поставляти.

 

Толкование:

Бяху в древних неции обычаи в церквах бываемии, от них же убо временем ови забвени быша, ити же отнюд престаша: другая же правила отсекоша. От нихже есть един и сей обычай, еже старыя жены в церквах поставляти, и сия первоседници именовати, и да имеют старейшинство в женах входящих в церковь, якоже учителницам им поставленым сущым на благочиние, и како и где подобает им стояти наказующе их, таковым убо женам, не подобает быти, ни нарицатися тако, правило се повелевает.

еп. Никодим Далматский (Милаш):

 

О пресвитеридах (старицах, πρεσβότιδες) или председательницах (προκαθήμενοι) писатели новейшего времени были и суть различного мнения. По мнению некоторых, это были прежние диакониссы, названные в этом правиле пресвитеридами за свой престарелый возрасте, а председательницами – за то, что в церкви им был вверен известный надзор за женщинами [1]. По мнению других, это были «наддиакониссы» (Oberdiakonissinnen), бывшие председательницами над остальными диакониссами [2]. Оба эти мнения относительно того, что пресвитериды или председательницы то же, что и диакониссы, хотя и подкреплены соответствующими доказательствами из важнейших творений древней церкви, тем не менее не могут быть приняты, потому что, если бы правило хотело распространить свое определение и на диаконисс, представлявших уже и во время I вселенского собора старое и всем известное учреждение (19 пр.), то оно упомянуло бы и о них, чего оно не делает, а предписывает только, что впредь не должно поставлять в церкви пресвитерид или председательниц (μη δεΐν εν τη εκκλησία καθίστασδαι), между тем правила позднейших соборов (как напр., трулльского, созванного через три века после данного лаодекийского собора) не только не упоминают о том, что было когда‑либо воспрещено поставлять диаконисс, но говорят об их службе, как о совершенно обычном, нормальном явлении (трул. 14, 48). Для лучшего понимания этого правила, необходимо поступить так, как сделали римские корректоры при издании декрета Грациана, обратив внимание читателя на толкование данного правила Вальсамоном [3].

 

Упоминая в своих посланиях к Тимофею и Титу (1Тим.5:2; Тит.2:3) о пресвитеридах (старицах), апостол Павел между прочим говорит о них, что они должны быть способны учить добру (καλοδιδάσκαλοι, доброучительны). Этим самым апостол Павел указывает на обязанность пресвитерид исполнять в определенных границах учительское дело в церкви. Эти границы мы указываем в толковании 70 правила трулльского собора. Сообразуясь с ними, они не могли исполнять проповеднического дела, т.е. публично проповедовать в церкви, но они могли исполнят катихизаторские обязанности вне церкви; что они исполняли эти обязанности, помимо прочих доказательств, приведенных нами на своем месте, свидетельствует также и ап. Павел, говоря о Прискилле (Деян.18:26). Диакониссы также занимались катихизацией женщин, особенно в женских общежитиях, но это не было главным их служением, которое заключалось в исполнении разных обязанностей при крещении женщин (толк. 15 правила IV всел. собора); а дело правильной катихизации женщин, наставление их в том, как они должны вести себя сообразно христианскому учению, и особенно приготовление их к достойному принятию крещения принадлежало пресвитеридам – старшим и искусным в христианском учении женщинам, которые, как наблюдающие за женщинами вообще и за их христианским образованием, назывались председательницами женщин [4]. Эти пресвитериды поставлялись по особо установленному чину, подобно тому, как поставлялись диакониссы, и о них так же, как и о последних, велась в церкви ведомость. Во время лаодикийского собора отцы этого собора заметили, что пресвитериды не добро пользовались вверенным им добром (μη χρωμένων καλώς τω καλω) с одной стороны, как говорит в толковании этого правила Вальсамон, вследствие высокомерия, а с другой, вследствие того, что больше всего наблюдали при этом материальную выгоду (δια υπεροψίαν ή αίσχροκέρδειαν); на основани и этого отцы собора своим правилом и воспрещают впредь поставлять пресвитерид.

 

Примечания:

 

1. Htfnp., Neander, Kirchengeschichte (Ausg. 1864), III,237, Anm.3.

 

2. Hefele, Conciliengeschichte, I,757. Cp. и Krаus, Real‑Encyklopadie, II,653.

 

3. Cp. Van Espen, p.161.

 

4. Карфагенский собор 398 г. называет этих пресвитерид viduae vel sanctimoniales (вдовы и монахини), а в своем 12 правиле говорит: eliguntur ad ministerium baptizandarum mulierum, tam instructae sint ad officium, ul possint apto otsano sermone docere imperitas et rusticas mulieres, tempore, quo baptizandae sunt, qualiter baptizatori in‑terrogatae respondeant et qualiter accepto baptismo vi‑vant. Harduin., I,979–80,985.

 

С нашим толкованием также согласуется мнение современника лаодикийского собора, блестящего экзегета‑антиохийца Фёдора Мопсуестийского. В толковании на наш текст Тит. 2:3–4 он пишет:

 

Здесь Павел о пожилых женщинах говорит, о тех, которые являются престарелыми, так же как и о пожилых мужчинах выше говорил, – а не согласно с некоторыми, которые ошибаются, говоря, что в Церкви женщины, которые были старшего возраста, наподобие мужей получали должность пресвитера.

 

Феодор Мопсуестийский, Фрагменты.

 

Итак, в первой церкви не существовало женщин‑пресвитеров, которые учили бы Церковь наравне с пастырями‑учителями. Женщины‑старицы учили молодых женщин, служили им, помогая пресвитерам в крещении женщин. Но когда амбиции этих женщин стали слушком разрастаться, когда они дерзнули превысить свои полномочия, лаодикийский собор своим правилом пресёк эту порочную практику, противоречащую ясному смыслу апостольского учения. Об этом мы поговорим ниже.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!