Глава 22. О каком теле идёт речь в 1 Кор. 11:29?



 

Формулировка вопроса

 

Ибо, кто ест и пьет (недостойно), тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле (Господнем). (1Кор.11:29)

 

Этот текст традиционно читается в российских евангельских церквах перед хлебопреломлением. И, казалось бы, понимание его вполне устоявшееся и освящённое глубокой традицией.

 

Многие христиане даже и не подозревают о других толкованиях этого текста. Тем не менее, он не так прост, как кажется на первый взгляд.

 

Проблема с толкованием этого стиха в первую очередь касается текстологии. Дело в том, что русский синодальный перевод, равно как и большинство европейских переводов следуют за традицией Textus Receptus и византийского корпуса текстов. Однако, современные текстологические исследования позволяют с наивысшей степенью уверенности заявить, что в оригинальном тексте первого послания к коринфянам Павел написал буквально следующее: «Ибо едящий и пьющий самому себе приговор ест и пьёт, не рассуждая о теле». Таким образом, мы видим, что в оригинале отстутствует наречие «недостойно» и согласованное определение «Господнем».

 

Такой вариант содержится в папирусе 46 (Честера Битти), составленном приблизительно в 200 году, а также в Синайском, Александрийском, Ватиканском, Ефремовом кодексах (4–5вв), в ряде минускульных рукописей, в одном из старолатинских переводов, в некоторых списках Вульгаты, в палестино‑сирийском переводе, в ранних коптских переводах, цитатах Пелагия и Августина. Таким образом, этот вариант представляет нам александрийский (наиболее достоверный) тип новозаветного текста. В критическом издании Нового Завета «UBS 4 Edition» вероятность такого варианта представлена наивысшим индексом «А».

 

Однако, надо признать, что и вариант текста, представленный синодальным переводом имеет много свидетельств. Правда, важно отметить, что в основном он встречается в виде интерполяций переписчиков, вносивших правки в текст в соответствии с некими своими представлениями. Этот вариант содержится в рукописях византийского типа текста, а также в восточных переводах (армянский, грузинский) и цитатах Иоанна Златоуста.

 

Однако, даже современные текстологические исследования не очень‑то помогают нам, когда речь заходит о толковании 29 стиха. Неважно, как мы скажем: «рассуждая о теле» или «рассуждая о теле Господнем». Двусмысленность остаётся.

 

В связи с этим перед толкователем стоит непростая задача: определить, о каком теле идёт речь?

 

Возможные варианты толкования

 

Их, по крайней мере, три:

 

Речь идёт о биологическом Теле Иисуса Христа

 

Таким образом фраза «… не рассуждая о Теле», под Телом подразумевает буквальное Тело Господне, т. е. Его Тело и Кровь.

 

Это довольно распространённое толкование. О его распространённости свидетельствует интересный факт, связанный с интерполяцией: в одной из минускульных рукописей 12 века (№1241, хранящейся в монастыре св. Екатерины, в Египте) даже содержится фраза: «… не рассуждая о Крови Господней».

 

Этого толкования придерживались Иоанн Златоуст, Исихий Иерусалимский (правда, его сочинение сохранилось лишь в латинском переводе и, возможно, содержит искажения), Амврозиастер и Пакиан Барселонский.

 

Это толкование особенно популярно у католических и православных толкователей. Так А. П. Лопухин считает, что этот текст содержит одно из доказательств Пресуществления. По его толкованию, человек, который не сумел разглядеть в хлебе истинное Тело Господне, ест и пьёт осуждение себе.

 

Однако и среди протестантов, не исповедующих буквальное Пресуществление (превращение хлеба в мясо, а вина в кровь с лейкоцитами и эритроцитами) такое толкование вполне популярно. По их мнению, грехом является, не думать о Жертве Христа во время Причастия. Забегая вперёд, надо отметить, что такое предостережение действительно содержится в словах апостола Павла, но вряд ли в этом стихе.

 

Такого толкования придерживается Мэтью Генри, да и Баркли не исключает его.

 

Автор этой статьи, будучи наследником евангельско‑баптистской традиции, также долгое время придерживался такого понимания.

 

В большей степени, оно является результатом незнания текстологических особенностей данного стиха.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!