Принцип литературного контекста и авторского замысла



 

Но вернёмся к тексту послания к Титу.

 

Простой взгляд на широкий контекст послания покажет нам, что в начале 2 главы апостол Павел никак не мог говорить о пресвитерах и пресвитеридах, так как своё поучение о характере пресвитеров, он уже закончил в первой главе.

 

Мысль апостола развивается так:

 

* Поставь пресвитеров (епископов) на Крите (1:5). Заметьте, что никаких «пресвитерид» там нет.

 

* Пресвитеры должны обладать полным набором духовных качеств (1:6–9)

 

* Этот набор духовных качеств поможет пресвитерам справиться с бесчинными людьми в церкви, еретиками и пустословами. Пресвитеры так же как и сам Тит должны заграждать уста таковым (1:10–16)

 

* Сам же Тит, как представитель апостольской власти (вместе с хорошими пресвитерами), должен учить в церкви правильно. Павел призывает Тита обратить внимание на каждую социально‑возрастную категорию церковных людей:

 

 

** Старцы

** Старицы

** Молодые христиане

** Рабы

 

Четвёртый пункт не касается уже церковного руководства. Особенно важно обратить внимание на контрастные возрастные группировки «пожилые‑молодые» (старцы и старицы – юношество) в стихах со 2 по 6.

 

Было бы совершенно нелепо в стихах со 2 по 4 вновь говорить о церковном руководстве (ведь именно оно во главе с Титом должно увещевать этих старцев и стариц, но не самих же себя).

 

Принцип аналогии веры и аналогии Писания

 

Те, кто до сей поры мог бы заподозрить автора в симпатиях к мужским шовинистическим идеям, должен сейчас вздохнуть свободно.

 

Если мы будем исследовать Писание беспристрастно, то мы обнаружим, что женщины могут реализовывать дары связанные со Словом.

 

Во‑первых, женщины могут и должны благовествовать. В том числе в частном порядке, вместе с мужем своим могут наставлять в основах Евангелия новообращённых (как это делали Акила и Прискилла, объясняя основы Евангелия Аполлосу).

 

Женщины в первоапостольской церкви могли пророчествовать и публично вслух молиться, а значит и петь, прославляя Бога (1 Кор. 11:5; 14:15). Петь, к слову сказать, могут сегодня в церкви все христиане независимо от гендерной принадлежности. Но служение пророков в современной церкви завершено. Это служение наряду с земным служением Христа по Еф.2:20 предназначалось для строительства богословского фундамента Церкви. Но дом не может состоять только из фундамента. Наступает время, когда строительство фундамента заканчивается и надобно строить стены. Не случайно после смерти последнего из апостолов, Церковь не выбрала им замену. Да и попытки заместить Христа земным представителем всегда плохо кончались, кончаются, а кончатся и вовсе приходом антихриста… Поэтому пророчествовать сегодня не могут, ни мужчины, ни женщины.

 

Большинство же наших оппонентов просто не видят разницы между совершенно различными жанрами древней христианской гомилии. А ведь ещё до революции русский учёный Николай Барсов (Барсов Николай. История первобытной христианской проповеди. – СПб.: Типография С. Добродеева. 1885. С.79) писал о том, что в древней Церкви существовало три вида проповеди:

 

Профития – богодухновенная речь, непосредственно направляемая Духом Святым (Библия представляет из себя записанную профитию). Глоссолалия – речь на иностранном языке, ранее не известном говорящему. Собственно глоссолалия представляет собой частный случай профитии. Дидаскалия – это объяснение Божьего пророчества (как произнесенного, так и записанного).

 

Поэтому проповедь‑профития и проповедь‑дидаскалия – это совершенно разные виды проповедей. Ставить между ними знак равенства неправомочно.

 

Пророк не готовил свою проповедь, так как он передавал информацию непосредственно от Духа Святого. Бог говорил пророку, используя словарный запас пророка, а пророк передавал людям Божьи слова. Поэтому пророчествовать могла и женщина, потому что совершенно всё равно через какой артикуляционный аппарат будет передано непосредственное откровение Божье. Мужчина, женщина, валаамова ослица – для Бога всё равно.

 

Но все мы согласны с тем, что богодухновенные пророчества сегодня уже невозможны. Иначе любую проповедь можно было бы записывать и вклеивать в Библию.

 

Сегодня нам доступна только проповедь‑дидаскалия. Проповедь, истолковывающая Божье пророчество, записанное в Библии…

 

Заметьте, что Апостол Павел был пророком и передавал людям слово от Бога: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал…» (1Кор.11:23). А вот Тимофей, к примеру, пророком не был. Павел никогда не повелевал ему: «И что скажет тебе Бог, то передай верным людям». Нет, Тимофей должен был учить людей тому, что услышал от Апостолов или прочитал в апостольских Писаниях.

 

Нигде в Новом Завете женщинам не заповедано учительствовать, то есть заниматься дидаскалией, сиречь официальным и публичным служением пастора‑учителя. Более того, это прямо запрещено в 1 Тим. 2:12.

 

Подробное толкование этого текста не входит в задачу данной статьи, поэтому ограничимся лишь краткими очевидными заявлениями.

 

1 послание к Тимофею – это инструкция апостола Павла, данная молодому служителю Тимофею, имеющая целью заложить основы здравого подхода к публичному служению церкви и церковному устройству в отсутствие апостола («чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины». [1Тим.3:15])

 

Следовательно в 1 Тим. 2 главе речь идёт о публичном богослужении церкви, которое может совершаться на любом месте.

 

Там молятся мужчины с чистыми руками и прилично одетые женщины (в синодальном тексте славянское слово «жёны» используется не в значении «супруги», а в значении «женщины», равно как и в греческом тексте). Но учить позволено только мужчинам, а женщинам предписано учиться. Доказывая этот тезис, Павел ссылается как на порядок творения, так и на преимущественную предрасположенность женщин к грехопадению.

 

Более детальное исследование 1 Тим.2:11–12 следует оставить для другой статьи, мы же вернёмся к рассуждению об Analogia fidei et Scripturae.

 

Женщины могли и могут по сей день исполнять диаконское служение в церкви. Однако, мы помним, что диаконы не обязаны быть «учительны». А в свете вышесказанного мы видим, что диакониса и не имеет права заниматься публичным толкованием Слова Божьего в церкви.

 

Апостол Павел повелевает женщинам постарше учить добру молодых, наставлять их в сфере практического благочестия. Делиться с молодыми опытом семейной жизни, уча их любить мужей и детей. Но нигде в Новом Завете не опровергнут запрет на служение женщины в качестве пастора‑учителя, изложенный в 1 Тим. 2:12

 

Вывод

 

Отец Яков Кротов, рассуждая о женском священстве, горько шутил: «Женщина не может быть священником – во всяком случае, в России, потому что священник это всего лишь жрец любви, а выражение „жрица любви“ в русском языке уже занято».

 

Мы не рассуждаем о женском священстве, но лишь о женском пасторстве. И приходим к выводу, что оно невозмножно. Примеров его мы не встречаем в Новом Завете, оно не описывается в положительном контексте ранними отцами Церкви, напротив, злоупотребления «старушачеством» (в попытке подражания «старчеству») привели к тому, что лаодикийский собор запретил официальное поставление пожилых монахинь на учительские должности для молодых женщин (слава Богу, что не официальное, но настоящее наставничество сёстры могут осуществлять друг для друга по Писанию). Женщины должны благовествовать, могут наставлять новообращённых в Евангелии частным образом (под руководством мужей или пресвитеров Церкви, будучи подотчётны им). Но женщины не могут осуществлять служение пастора‑учителя для всей поместной церкви.

 

Задачи этой статьи довольно скромны – проанализировать текст Тит.2:3–4. Поэтому автор не ставит целью ответить на вопрос: «Что делать с уже рукоположенными на пасторское служение женщинами?» Такой вопрос заслуживает отдельного исследования. Автор лишь смиренно может призвать женщин христианок воздержаться от попыток выполнять не свойственные и не заповеданные им функции в Церкви Христовой. Ну или (нарушать, так нарушать) научить‑таки церковных мужчин рожать!

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 222; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!