Считается, что заслуга построения одной из первых и наиболее влиятельных философских систем в России принадлежит В. С. Соловьеву. На каких идеях базировалась его философия?



Спор о России, начатый западниками и славя­нофилами в 30—Ю гг. XIX в., очень скоро принес богатые плоды. Уже во второй половине XIX в. как по мановению волшебника в России появилась обширная философская ли­тература, а в ее составе — целый ряд самобытных и ориги­нальных произведений (П. Д. Юркевича, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, А. А. Григорьева, Н. Н. Страхова, Н. Я. Да­нилевского, К. Н. Леонтьева, В. В. Розанова, К. Д. Кавели­на, Б. Н. Чичерина, Н. Г. Чернышевского, М. И. Бакуни­на, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Н. К. Кареева, Н. Ф. Федорова, А. А. Козлова, Л. М. Лопатина). В это время творил Ф. М. Достоевский, а к концу века стали вы­ходить на сцену будущие корифеи русской философской мысли XX столетия. И все-таки первое место в этом далеко не полном списке выдающихся имен занимает, несомнен­но, Владимир Сергеевич Соловьев.

Его творческий путь занял немногим более четверти века, но был стремительным и ошеломляющим — по бо­гатству идей, по радикальности, стройности, стилевой и словесной эстетической красоте его мыслей и построений, по широте охвата предшествующего идейного наследия, его жизненного преломления, по смелости синтеза религиозного, философского и научного содержания мысли, васточной, западной и отечественной традиций духовной куль­туры. Во всем этом было что-то почти нечеловеческое, как и сама жизнь мыслителя. Она — одно из вершинных лич­ностных проявлений в новой, “европеизирующейся” Рос­сии. Фасад его философии — предельное многообразие тем, вопросов, поводов, оттенков, утверждений, отрицаний, об­разов, описаний, трактовок. Глубже — его эволюция в сто­рону от славянофильства — через фундаментальный евро­пеизм — к универсализму. Фундамент — его “философия всеединства”, то, что образует остов его философской системы то, что явственно обозначило основное русло по­следующего развития отечественной философии примерно до середины XX в.

Универсалистская ориентация присуща философии Соловьева уже с первых его трудов -— предельно критич­ных в отношении западноевропейской философской клас­сики и движимых славянофильским заданием выработки собственной самобытной философии. Концепция “цельно­го знания”, противопоставленного господству “отвлеченных начал” рационалистического, эмпиристского или иррационалистического толка в западноевропейской культуре, — первый результат на этом пути. Соединение этого, говоря условно, гносеологического обретения с идеей соборности религиозной философии А. С. Хомякова и подводит вплот­ную к фундаментальной онтологии “всеединства” — в ее новой, христианско-русской окраске. Этот ход мысли в зна­чительной мере был связан с соловьевской трактовкой философско-исторической и культурологической проблемы о месте России в мировом универсуме.

Соглашаясь с Гегелем в его диалектической трактовке процесса развития, Соловьев усматривает действие в миро­вой истории “трех сил”, накладывающих свою печать на ее ход и развертывание на трех главных этапах — начальном, промежуточном и финальном. Первый этап представлен, прежде всего, восточным миром, но также и языческой античностью (в этом пункте Соловьев явно отходит от Ге­геля и сближается с Чаадаевым). Второй этап, на котором первоначальная слитность всех сфер и степеней общечело­веческой жизни была окончательно устранена “с появлени­ем христианства”, представляет западная цивилизация -- с ее господством “отвлеченных начал”. России — думает Соловьев — предстоит работа синтеза, в рамках которой и будет воплощено истинное содержание христианства, фи­нальная универсалистская форму “всеединства”. Символ культуры Востока, по Соловьеву, — “бесчеловечный Бог”, Запада— “безбожный человек”. Россия должна дать чело­веческой культуре и историческому развитию “безусловное содержание”, что может быть лишь “откровением... высше­го божественного мира”.

В области философии этому финальному этапу исто­рического развития должна соответствовать, прорастая из него и выражая его в мысли, система положительных на­чал, ухватывающая в своем “органическом синтезе” уже не предикаты сущего, а само сущее. Это сущее есть Абсолют­ное, Бог. Сущностью этого сущего Соловьев и считает все­единство, которое сверхбытийно (“положительное всеедин­ство”). Если же трактовать всеединое как бытийный при­нцип, оно становится (например, у Гегеля) отвлеченным началом (“отрицательное всеединство”). В целом же вмес­то гегелевской тотальной логизации бытия с его предельной монистической упаковкой Соловьев осуществляет мистизацию, в которой Место единства занимает всеединство. Но это — на высшей ступени, а на подходах к ней, в движении к “органическому синтезу” отвлеченных начал использует­ся триадический принцип. Основные формы “общечелове­ческого организма” представлены у Соловьева сферами практики, познания и творчества, субъектная основа кото­рых — воля, мышление и чувство. В каждой из них реали­зуются три возможные степени восхождения к “всеединому” — материальная, формальная и абсолютная. Соответ­ствующие ступени восхождения: экономика — государст­во — церковь; наука — философия — теология; техника—искусство — мистика. Благо, истина и красота — это и есть финальные формы “положительного всеединства”, обрета­емые в церкви, теологии и мистике.

Впоследствии многое у Соловьева подверглось пере­смотру. Из самого значительного следует отметить его от­каз от абсолютизации России и ее роли в истории. История же, в ее универсалистской трактовке, обнаруживает полно­ту времен и обретение смысла уже в древности: буддизм на Востоке, греческая философия и, наконец, как финал — христианство.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 368; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!