Как, по Канту, моральный человек должен относиться к государству, к другому человеку, к самому себе, на что он может надеяться?
С точки зрения Канта каждый человек знает, в чем состоит его долг, как он должен себя вести. Присущее человеку чувство долга выражается в виде совокупности фиксированных нравственных норм, которым и должно подчинять свое поведение. Жизнь человека, по мнению Канта, протекает в борьбе с эгоистическими стремлениями, толкающими его к нарушению долга. Поведение человека может быть безнравственным (попирающим нравственные нормы), нравственным (соответствующим этим нормам, но мотивированным чем-то, лежащим за пределами нравственной сферы: страхом перед божественным наказанием или общественным осуждением, стремлением испытать чувство удовольствия от одобрения совершенного поступка) и, наконец, моральным (соответствующим нравственным нормам и мотивированным только уважением к ним).Фактморального поведения — поведения, осуществляемого вопреки естественным склонностям, из одного только уважения к долгу, — говорит о том, что человек практически свободен, то есть в своем поведении независим от чувственного начала в себе, от внешнего принуждения. Таковым человек выступает как носитель всеобщего разума, как субъект доброй воли. Всеобщий разум и является законодателем морального поведения. Закон последнего, общий для всех разумных существ, названный Кантом категорическим (безусловным) императивом (требованием), гласит: поступай так, чтобы максима (требование) твоей воли, могла стать основой всеобщего законодательства (т. е. источником нравственных общезначимых норм).
|
|
Поскольку человек разумное существо, он может подчинить свою жизнь категорическому императиву, но поскольку он имеет и чувственную природу, проявляющую себя как стремление к счастью, он требует вознаграждения за моральное поведение, гарантий на его получение. Вступление на путь морального поведения и следование по этому пути для человека облегчается принятием постулатов практического разума — веры в реальность: идеи абсолютной свободы (эта идея обуславливает веру в возможность в любой момент начать новую — моральную — жизнь, свободную от определяющего влияния своего прошлого), идеи бессмертия души (эта идея позволяет надеяться на получение вознаграждения за моральное поведение в загробной жизни, если его нет в земной), идеи Бога (эта идея является основанием для веры в морального законодателя мира — гаранта получения воздаяния за моральное поведение). С точки зрения Канта, человек не потому морален, что он верит в Бога, а потому верит в Бога, что стремится стать моральным, т. е. разумным, оставаясь конечным земным существом.
Вера в Бога — ядро религиозной веры, но она не исчерпывает всего содержания религиозных учений. Религия должна, считает Кант, получить моральное истолкование, стать религией в пределах разума. Одним из итогов такого истолкования является утверждение, что человек не имеет моральных обязательств перед природой и перед Богом. Сфера моральных обязанностей человека — он сам и другие люди. За религиозной верой скрывается, по Канту, ощущение человеком собственного морального несовершенства, осознание необходимости нравственного принуждения.
|
|
Безусловное уважение к проявлениям свободы другого является требованием, превышающим возможности человека. Необходим институт, принуждающий к уважению свободы друг друга, ограничивающий, но не уничтожающий свободу каждого из индивидов, живущих сообществом. Таким институтом является правовое государство, для наиболее полного воплощения в жизнь идеи которого необходим вечный мир между народами. Человек должен быть законопослушным гражданином, отстаивающим ненасильственными методами идею правового государства и международный мир. Личная же добродетель заключается в действиях, приносящих счастье другим, и в постоянном моральном совершенствовании.
|
|
На основе исследования того круга вопросов, которые входят, как считал Кант, в сферу интересов прагматической антропологии, т. е. являются мировоззренческими, он приходит к выводу, что естественный ход человеческой истории ведет к становлению правовых государств отдельных народов, вступающих в союз, обеспечивающий вечный мир. Развитие же цивилизации, т. е. наук, искусств, метафизики, если не прямо, то косвенно способствует развитию и распространению морального образа мыслей. Поэтому человек может надеяться, что требования практического разума не противоречат естественному порядку вещей, что должное реализуется в сущем, хотя никогда не воплотится в нем полностью.
Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1533; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!