В чем суть нового понимания отношения веры и разума, философии и теологии в учении Фомы Аквинского?



Фома Аквинский (Томазо д'Аквино) был седь­мым сыном графа Аквинского Ландульфа. По рождению он принадлежал к одной из наиболее знатных семей Евро­пы, связанной родством с императорами Священной Римс­кой империи. Фридрих Барбаросса, крестоносец, приходился ему двоюродным дедом, а император Фридрих II, тоже крес­тоносец и сатанист — троюродным братом. С раннего дет­ства он обнаружил склонность к монашеской жизни. Во­преки ожесточенному сопротивлению семьи, Фома вступа­ет в Доминиканский нищенствующий орден. Сначала он обучался в университете Неаполя, затем прошел курс обу­чения у Альберта Великого в Кельне и обратил на себя вни­мание этого крупнейшего мыслителя своего времени. Ког­да главный магистр Доминиканского ордена попросил вы­делить талантливого ученика для академической карьеры в Парижском университете, Альберт Великий указал на Фому. Выбор оказался удачным. После пяти лет работы Фома Аквинский уже магистр теологии и глава кафедры Париж­ского университета. В это время он пишет такие известные работы как: “Сумма против язычников”, “О Троице”, “О сущном и сущности”, “О началах природы” и др.

Затем Фома (по традиции своего ордена) посещает круп­ные университеты Европы с целью участия в научных дис­куссиях, преподавания и того, что можно назвать совре­менным словом “повышение квалификации”. Во время странствия он пишет знаменитую работу — “Сумма теоло­гии” (осталась неоконченной), “О вечности мира”, “О един­стве теологического интеллекта” и другие. По пути на засе­дание Лионского собора, где он должен был участвовать по велению папы Григория X, Фома Аквинский заболел и скоропостижно скончался.

Аристотелевский переворот в религиозной философии. Разум и вера, философия и теология

Фома понимал, что философия Платона, которой при­держивались Августин Блаженный и большинство ученых средневековья, могла привести в известных условиях (и приводила) к противопоставлению духа и природы. Здесь дух не просто выше природы, но отрицает природу как “злое начало”. Учение Платона “об идеях” приводило не только к закономерной мысли о первичности мира идей над природой, но и о ненужности природы вообще. Дух — все, тело — ничто. Небесные тела правят жизнью людей, а “логос” Платона превращался в единый общий разум, в котором сливаются и к которому стремятся единичные сознания — души людей. Такая позиция вела к отрицанию личного бес­смертия и к идее переселения душ, что противоречило христианству. Но дело было даже не в этом возможном выводе. За Богом перестал быть виден человек. Ереси манихеев, а во времена Фомы — альбигойцев на практике осущес­твляли утверждение, что природа и тело человека — это дело сатаны, их надо уничтожать, что и делалось с пре­дельной беспощадностью. Фома проницательно видел тео­ретические корни ересей, грозивших расколоть христианс­кий мир, в уклонении к платонизму, обозначившемуся в  христианстве со II века. Но критиковать великого Платона можно было опираясь на не менее значимый авторитет. Поэтому Фома обращается к Аристотелю как к первому и наиболее крупному критику теории идей Платона. Идеи, — говорил Аристотель, — существуют в самих вещах, а не вне их (позиция реализма). Вещи — таковы, какими мы их ощущаем. А логика — это могучий “органон” (орудие) мыс­ли, который позволяет утверждать важность изучения фак­тов природы. Путем изучения фактов, применяя логику и ее законы, мы можем познать истину. Эта позиция и привлекла Фому Аквинского к учению Стагирита. “Здравый смысл” и апология пяти чувств в деле познания истины, фактически признание науки как пути. к истине (кроме пути веры), — в этом состоит аристотелевс­кий переворот “кпязя схоластов” в XIII в. Фома утверждал, что человека надо изучать всего целиком, в единстве души и тела. Он говорил, что труп (тело) — это не человек, но и привидение (дух) тоже не человек. Человек — это личность в единстве души и тела, а личность ведома к блаженству, личность — самая главная ценность. Природа — это не злое начало, а доброе. Природу создал Бог. Надо жить в реаль­ном мире, в единстве с природой и стремиться к земному (а не только к райскому) блаженству. И это не противоре­чит учению Христа, а вытекает из учения, изложенного в Евангелии. Кстати, абсолютно неверно, что церковь требовала (как идеала) отречения от мира, а светская власть это­му сопротивлялась, и потому, дескать, аскетизм не про­шел в средние века как норма жизни. Церковь рекомендо­вала жениться, иметь детей, умножать имущество, изучать науки и искусства. Аскетизм был. Но только “для церкви”, для монашества, а не для мирян. Более того, аскетизм для мирян был очень подозрительным (близко к ереси), объяв­лялся вредным. Другое дело — прославление аскетизма, “святости” монашества как идеала духа. Если вера станет слишком неземной — она выдохнется, превратится в аб-стракцию, а христианство скатится в мистику. Поэтому, Г “Ангельский доктор” призывает веру потесниться и дать место разуму с его земным чувственным основанием. Ис­тина не может быть доступна только через откровение и экстаз. Ведь “откровение” — это вообще редкость. Откровение получают святые люди. А простые? Простой человек не мудрствуя верит в Бога и ценности, им провозглашен­ные. Но что делать, если мало веры? К Богу и пониманию ценностей можно прийти и путем разума. Более того, ра­зум и вера не исключают, а помогают друг другу в стрем­лении души человека к познанию истины, т. е. разум — опора веры. Истина, конечно, одна — это Христос и его учение. Но к этой истине можно идти двумя путями. 1) Путем веры, откровения — короткий непосредственный путь, и 2) путем разума, науки. Это длинный путь со мно­гими доказательствами. Поскольку христианская вера ис­тинная, все, что мы познаем в природе, созданной Богом, тоже истина и не противоречит вере. Тогда, утверждает Фома, мы можем сделать такие обобщающие выводы: ценны и дух, и материя!                                 

Материальный мир также священен как разум, не про­тивопоставлен разуму и не является “Злым началом”. Бог сотворил природу как и все формы бытия. Разум начинает с фактов, ощущений и приходит к истине, объясняет бытие Бога и ценности христианства (начинает с материального и объясняет духовное). Следовательно, разум и наука, опи­рающаяся на факты природы, не противоречат церкви и вере, ,--а теология не подменяет философию, науку. Аристотель, О как первый реалист, высказавший аналогичные идеи, бли­же христианству, чем Платон. Учение Аристотеля, особен­но его силлогистика, могут послужить делу христианства предельно эффективно, обосновав христианскую веру с по­зиций рационального знания. Философия — это преамбула веры, и она автономна от теологии. Ее инструменты и ме­тоды имеют свою, отличную от теологии значимость и цен­ность. Светская наука имеет право на самостоятельное существование.

Вся философия Фомы начинается с категории “ens”, которую приблизительно можно понять как “реальное бы­тие”. Это все, что есть, и все, что может быть. И это реаль­ное бытие такое, каким оно дано человеку в его чувствах. Реально уже самое первое ощущение реальности. Конечно, чувства могут вводить в заблуждение, но мы их корректируем разумом.

Бытие есть, и оно есть истина. Вещи могут меняться, но сущее не меняется, оно просто приобретает другие фор­мы. Например, вода становится паром и льдом. По сути это одно и то же, но по форме различное. Но нельзя однов­ременно быть льдом и паром. Вещи и процессы четко определены в каждое мгновение. Однако, любая вещь иди про­цесс еще чем-то могут стать. Поэтому полнота бытия (ens) включает положение, что вещь есть то, что есть и то, чем может стать.

Вещи постоянно изменяются, а значит, они не полны, но все вещи — это часть чего-то полного, целого, какой-то предельной полноты бытия. Эта предельная полнота бы­тия есть Бог. Бог — конечная реальность, его силы посто­янно в действии. Сам Фома считал, что Бог сотворил мир, но допускал мысль о том, что мир безначален и бесконе­чен. Бог, по мнению Фомы, может сотворить и безначаль­ное и бесконечное во времени и пространстве, т. к. Бог вне времени и пространства. Принять мысль, что Бог сотворил, все ничего, куда проще, чем принять мысль о том, что все родилось из ничего собственными силами. “Ангельс­кий доктор” выдвигает новое доказательство бытия Бога. Мы видим, что все изменяется, движется, стремится к бо­лее полному бытию. Логично предположить, что если есть движение, то есть и его цель. В бытии мы воочию видим сиу (потенцию), которая стремится достичь некой цели, но значит, эта цель уже есть, она уже кем-то или чем-то поставлена. Если есть цель и стремление ее достичь, зна­чит ecть и носитель цели, ведь не бывает стремления без стремящегося, как шутки без шутника, как чувства без чув­ствующего. Кто же может быть носителем такой цели, если не Бог?

И, наконец, Фома Аквинский решает ожесточенный спор средневековых номиналистов и реалистов. Реалисты полагали, что общее существует реально как идея Платона. Например, существует “яблоко вообще” — в чистом виде. Номиналисты считали, что общее существует только в име­ни, а реально существуют единичные предметы, т. е. в на­шем примере, реальные яблоки с дерева или их изображе­ние и т. д. Было сделано несколько попыток примирения, состоящих в том, что общее существует реально, но только в уме человека и человечества. Вне интеллекта реально су­ществуют только единичные предметы. Таким образом, речь шла о мысленном обобщении (Пьер Абеляр). Но эти попытки не смягчили стороны, ибо ставили под вопрос проблему тринитарности (божественной Троицы). Ведь Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой существует как общее, и не в уме, а в реальности. (Иначе впадаем в ересь арианства и его модификации). Поэтому в плоскости теологии споры про­должались.

Фома Аквинский предлагает иное, оригинальное ре­шение, которое и было принято церковью. “Общее” сущес­твует вполне реально и не в уме, но и не в виде “идей” Платона. “Общее” — в Боге. Бог есть общая полнота бы­тия — “общее в чистом виде”. Проблема трипитарности тем самым решена, противоречия разрешаются. “Общее” — это бытие, созданное Богом. Моменты же общего могут быть найдены в любой вещи, так как вещи причастны бытию. Все вещи — есть, есть — пшеница, и есть — камень, и вода, и человек. И то, что единичные вещи “есть” (т. е. сущес­твуют), связывает их в общее целое. Другого “общего”, кро­ме Бога и связи единичных вещей через бытие (т. е. опять же через Бога), нет. Этот блестящий ход великого схоласта надолго снял остроту проблемы противоборства номина­листов и реалистов.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 699; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!