Почему Августин Блаженный считается в истории средневековой патристики наиболее значимым философом?



Августин Блаженный (354—430 гг.) выдающий­ся европейский мыслитель, “отец церкви”, крупнейший христианский философ и теолог. Аврелий Августин, име­нуемый в восточно-христианской традиции “Блаженным” (праведником местного масштаба) и имеющий ранг “свято­го в западно-христианской церкви, родился в африканском городе Тагасте, в семье мелкого собственника. Отец Авгус­тина только в конце жизни принял христианство, но его мать была ревностной христианкой, сумевшей оказать ре­лигиозное влияние на сына. Августин получил достаточно солидное по тем временам образование на основе латин­ского языка. Он преподавал риторику в Тагасте, Карфаге­не, Милане. Некоторое время Августин увлекается религи­озным учением Манихеев, но уже в 386 г. принимает хрис­тианство. Вернувшись в родной город, Августин распрода­ет наследство, отказывается от преподавания и основывает религиозное братство. В 391 г. в Гиппоне (Африка) Авгус­тин назначен священником, а вскоре он становится еписко­пом Гиппона. Умер в 430 г. во время осады города ванда­лами.

Литературное наследие Августина огромное. Оно со­держит труды, направленные против критиков христианст­ва, философско-теологические апологетические сочинения, экзегетические работы. Основными философско-теологи-ческими трудами Августина признаны: “О троице” (399-419), “О граде Божьем” (413—427), “Исповедь” (397). Главные философские идеи Августина затрагивают проблемы бы­тия и времени, движения истории и исторического прогрес­са, личности человека, его воли и разума перед лицом Бога.

В своей философии он опирался на наследие Платона.

Проблема времени и бытия

Августин как ортодоксальный христианин считает, что Бог сотворил мир из ничего, и не только порядок и устрой­ство в мире, но и саму субстанцию (первоматерию). Бог сотворил и время, которое не существовало до Творца. Бог находится вне времени. Он имеет только “сегодня”. “Се­годня” Бога — это вечность. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее, которые смыкаются в вечности. Че­ловек неразрывно связан со временем, он рождается и про­ходит во времени. Само время есть “сейчас” и “после”. Но на самом деле существует только одна вечность — для Бога, а для человека — только настоящее. Настоящее человека и распадается, по мысли Августина, на “настоящее прошло­го” (память), “настоящее настоящего” (созерцание челове­ка), “настоящее будущего” (надежда, упование человека). Итак, время существует в уме человека, который вспоми­нает, созерцает, ожидает. Тогда время может быть только в голове сотворенного существа. Значит, времени до Бога и акта творения мира не было, что и требовалось доказать. Идея Августина о субъективном времени оказала заметное влияние па последующее развитие европейской философии. В частности, на учение Декарта, Мальбранша, Канта и дру­гих мыслителей.

Движение истории и концепция исторического прогресса

История определяется божественным провидением, она имеет направленность, вектор движения. Движение выра­жается течением ее от “земного града” ко “граду Божьему” или от земных языческих царств (образцом которых являлся Рим) к царству Христа, прообразом которого служит цер­ковь. Божий град составляет сейчас малое количество ис­тинно верующих, но в истории заметен прогресс, выража­ющийся во все большем количестве людей, отвернувшихся от язычества, от земных благ и пришедших к христианст­ву. Особенно этот процесс усилился после того, как Христос явился миру. История закончится вторым пришестви­ем Христа, который будет судить народы и каждого чело­века отдельно за грехи. Вне “Града Божьего”, вне церкви нельзя обрести спасение души. Для последующей филосо­фии огромное значение имеет сама постановка Августином вопроса об истории не как о вечном повторении, “колово­роте” явлений, которые бесконечно многообразны и беско­нечно однообразны (идея античной философии), а как про­цесса, имеющего определенный трансцендентный смысл, значение и конечную цель. История прогрессивна, что вы­ражается в нравственном состоянии христиан и организа­ции общества по образцу христианской церкви. История движется в борьбе и противоречиях “двух градов”. Эти идеи Августина получили широкое распространение в европейс­кой философии.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 808; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!