Как различить этапы патристики и схоластики в средневековой философии?



Европейская христианская или средневековая философия занимает большой период времени — I—XV века. Главное отличие христианской философии — ее со­пряженность с проблемами религии, философия развива­ется с учетом основных догм христианства. Церковь явля­лась в те времена монополистом в области культуры и об­разования. Естественно, философия понималась как “слу­жанка богословия”, т. е. как дисциплина, отрасль знания, подводящая к более высокому и важному знанию — теоло­гическому (богословскому). Подавляющее большинство философов тех времен были представителями духовенст­ва. Основные проблемы философии также носили специ­фический оттенок, например, “Сотворен мир Богом или существует сам по себе?”, “Как сочетаются свобода воли человека и божественная необходимость?” и т. д.

Такое сближение философии с религией называют “сак­рализацией философии”.

Патристика и схоластика — это основные этапы сред­невековой философии. Обычно этап “патристики” (от сло­ва “патер” — “отец”, имеется в виду “отец церкви”) в истории философии определяется с I по VI вв. Разработчики основных догматов христианской религии: Василий Вели­кий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие — были крупнейшими философами своего времени.

Главные проблемы патристики — это:

1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).

2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян).

3. Понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели — “град божий”.

4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души.

5. Проблема происхождения зла в мире, и почему его терпит Бог.

и другие проблемы.

На построение основных концепций и категориальный аппарат философии “отцов церкви” прослеживается влияние Платона.

Этап “схоластики” (IX—XV вв.) с точки зрения разви­тия философии выглядит более изощренным, развитым. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, изучаются. Сам термин “схоластика” обозначает “школьную, учебную” философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался науками и осо­бенно философией, были “схоластиками”, в то время это звание было почетным, по смыслу близким понятию “уче­ный теоретик”.

Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугена; Бенавентура; Альберт Великий; Фома Аквинс-кий; Росцеллин; Абеляр; Ансельм Кентенберрийский и многие другие) продолжала поднятые патристикой фило­софские проблемы. Однако, эти проблемы носили несколь­ко иной характер. По содержанию они по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, но на первый план выходят отношения разума и веры, религии и науки. Проблема соотношения общего и единичного тоже занимала много места. Она была связана с догмой о “Троице” и ре­шалась с позиций “номинализма” (общее существует толь­ко в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции “реализма” (общее существует реально в виде некой сущности). Схоластическая философия ставила за­дачу постижения сущности христианского учения не толь­ко верою, но и на рациональной основе, еще м наукой — философией. Отсюда большое внимание к философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о спасении человеческой души. Античная философия уже не является враждебным конкурентом христианства. Отсюда больше внимания к ней, к переосмыслению ее положений, а главное — воспринятие развитого категориального аппа­рата с точки зрения религиозных проблем.

Внимание к понятиям, их схемам являлось иногда чрез­мерным. В крайних случаях философия сводилась к выра­ботке сети понятий, становилась пустой игрой понятий — той самой “схоластикой”, которую критиковали за бессо­держательность, нежизненность, надуманность проблем, то есть “схоластикой” в плохом смысле этого слова.

С точки зрения отношения к церковному учению схо­ластика больше анализирует учения “отцов церкви”, чем само Святое Писание. В это время влияние философии Платона падает и начинается влияние Аристотеля с его чет­ко выраженной философской позицией “реализма” и раз­витым логическим мышлением, с анализом понятий “ор­ганон”, т. е. “орудие” мышления, детально представленным в его трудах.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 2525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!