Какие аспекты учения Платона обусловили его значение для западной философии?



Платон — основоположник идеалистической европейской философии, т. е. наиболее мощного и бога­того содержанием течения в истории человеческой мыс­ли. Одной из наиболее значимых для последующих веков проблемой философии было открытие Платоном сферы сверхчувственного бытия — “мира идей” и категориаль­ная обработка этой сферы. Философская система Платона явилась первой завершенной синтетической концепцией, где через призму учения об идеях рассматривались все основные части античной философии: онтология, гносео­логия, этика и эстетика, философия политики.

Не лишним будет заметить, что не только мыслители древности смотрели на Платона как на величайший ав­торитет, но и современные философы XX века (Уайтхед, Поппер, Рассел и другие) говорят о “чарах” Платона, “окол­довавшего” философию на много веков вперед. Один из наиболее серьезных исследователей философии Платона — А. Ф. Лосев считал платонизм стержнем всей европейс­кой философии. Что же было наиболее значимым в его учении?

Главным в философии Платона было учение об иде­ях. Дело в том, что предшественники Платона: Зенон, Протагор, ранее Гераклит Эфесский и другие сумели доказать относительность всего существующего, и прежде всего, относительность норм морали.Они доказали, что чув­ственные данные нас обманывают. Ум связан с чувства­ми, следовательно, также недостоверен, несовершенен, наполнен противоречиями, как и его база — чувства. В мире все течет и все изменяется, все относительно. Отно­сительны и ценности человеческого бытия. Мораль огра­ничена временем, местом, условиями жизни и вообще — “Человек есть мера всех вещей” (Протагор). Если и есть какие-то “вечные” истины и не зависящая от мнений лю­дей добродетель, то они не могут быть нами познаны из-за слабости и противоречивости ума. Такая “философия” вела к моральному цинизму и к признанию невозможнос­ти понять “суть вещей” умом, т. е. к агностицизму. Тогда благо, справедливость, красота, добро и зло, другие об­щечеловеческие ценности либо относительны, и их мож­но толковать “вкривь” и “вкось”, либо принципиально не­познаваемы умом человека.

Платон, напротив, полагал, что есть вечные ценнос­ти бытия и есть справедливость, благо и добродетель, не­подверженные человеческим разногласиям. При этом первопринципы ума и морали вполне постижимы умом че­ловека. Как Платон доказывает свои положения? Есть мир, в котором мы живем. Этот мир движется, изменяется. Этот текучий мир обозначается понятием — “бывание”. “Бывание” мы понимаем через ощущения, восприятия, представления, которые, действительно, нас обманывают, не дают нам истины. Ум, который опирается на чувства, не дает истины. Но есть другой мир — мир вечный, несотворимый и неуничтожимый. Мир сущности вещей, мир чистых форм вещей, причины и предела вещей. Этот мир обозначается понятием “бытие”, это “мир идей”. Опозна­вать этот мир возможно не через ощущения, а через поня­тия. Ум должен опираться не на обманчивую чувствен­ность, а на понятия и систему понятий, которая проверя­ется логикой. Из одних понятий по правилам логики вы­водятся другие понятия, и в результате мы можем прийти к истине. Истина же в том, что “умопостигаемый” мир идей, мир сущностей определяет наш текучий мир — “бывание”. Мир идей — это не материальный мир. Он вне пространства, вне времени, он всегда есть и никогда не меняется. Например: есть красивая лошадь, красивая жен­щина, красивый кубок и т. д. А есть “красота сама по себе”. Красота как идея, как образец, причина красивых вещей, безотносительно того, что это за вещи, люди, процессы. И вот эту-то “красоту саму по себе”, равно как и “доброде­тель саму по себе”, “справедливость саму по себе” и т. д., мы познаем умом при помощи “диалектики”, т. е. индук­тивно-дедуктивного пути построения системы понятий (по законам логики). Значит, можно познать суть бытия (и не через интуицию или пророчество), а посредством ума. Значит, можно обосновать правила морали и государствен­ного устройства, понять, в чем цели нашей жизни и како­вы ее основные ценности. Таким образом, спасен рацио­нальный путь познания для философии, обоснована ее значимость.            Правда, рационализм и философия спасены через признание некоего потустороннего мира. Следова­тельно, существует два мира. Причем, истинный мир не там, где мы живем. Поскольку идеи не материальны, то их нет в материальном мире. Вещи — только бледные копии идей. Идеи — причина вещей и причина нашего мира в целом, но они не присутствуют в мире. Где же они присутствуют? Чему они сродни? Они присутствуют в душе человека и душе человека сродни. Наша душа со­держит знания об идеях, поскольку душа до вселения в тело жила в мире идей и “общалась” с идеями. Значит, идеи мы познаем не через чувства, которые могут пока­зать нам мир вещей, а через разум, который показывает нам мир идей, через “припоминание”. Вещи мы “позна­ем”, идеи мы “припоминаем”. Наша душа существовала всегда, хотя не всегда была человеком. Наша душа, по­буждаемая правильно поставленными вопросами, может “припомнить” те истины, которые она получила еще до вселения в тело человека. Таким образом, Платон снима­ет возникшее противоречие — каким образом нематери­альное — идеи, которых нет в нашем материальном мире (следовательно, и в чувствах, ощущениях человека) — появляется в нашем уме.

Ведь ничего нет в мире вещей, что дало бы нам пред­ставление об идеях. Однако, если душа уже содержит зна­ния об идеях и эти знания надо только “актуализировать”, вопрос легко решается.

Мир идеи иерархизирован. Во главе — идея “общего блага”, или “высшего блага”; есть идеи человеческих цен­ностей (справедливости, мудрости, добра и зла); идеи от­ношений (любви, ненависти, власти, государственности и т. п.). Ниже стоят идеи свойств вещей (“крепости”, “же­лезного”, “медного” и т. п.). Есть идеи вещей (коня, меча, дерева и т. п.), идеи продуктов природы (снега, воды, огня). Есть и другие виды идей, например “математичес­ких отношений” (двоица, большего и меньшего и т. п.).

Не надо понимать платоновскую теорию идей как чис­то теоретическое умствование. Это была весьма практич­ная теория обоснования ценности “этого”, посюстороннего мира. Но обоснование общечеловеческих принципов и норм бытия у Платона связано с признанием “другого”, потусто­роннего мира. С позиций потустороннего, но “истинного” мира, с позиции идеалов мы должны оценивать и критико­вать “наш” настоящий мир. Такая система философии на­зывается “метафизической”. Именно обоснование метафизической системы философии (не путать с механическим, метафизическим методом, возникшим в 16—17 вв.). сис­темы, которая неоднократно воспроизводилась в истории философии и воспроизводится сегодня, выдвинуло Плато­на в число мировых гениев человечества и обусловило его влияние на европейскую культуру в целом.  

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1186; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!