В чем главное отличие философии Аристотеля от философии Платона?



Аристотель (384 г. дом. э. — 322 г. до н. э.) был учеником Платона. Основные возражения Аристотеля про­тив учителя концентрируются вокруг теории идей Плато­на. Аристотель считал, что идеи, конечно, есть, и они есть причина вещей. Но вместе с тем, идеи должны быть в са­мих вещах, а не в каком-то умопостигаемом, “втором” мире, “мире идей”. “Если идеи вне мира, каким образом они опре­деляют мир?” — спрашивал Аристотель. Если идеи вне мира, из идей в реальности ничего нельзя объяснить. Идеи — это общее в вещах. Но общее проявляется в еди­ничном. Следовательно, идеи как “общее в вещах”, как “чис­тые формы вещей” находятся в самих вещах, а не вне их. В своей работе, названной позже “Метафизика”, Аристотель выдвигает ряд аргументов против платоновского понима­ния идей. Наиболее сильный аргумент Аристотеля состоял в том, что, следуя Платону, мы как бы умножаем сущность вещей и предметов. Например, есть живой реальный чело­век — Сократ. Ему в мире идей соответствует “идея Сокра­та”, но еще “идея человека”, еще — “идея грека”. Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько идей-сущностей. Это недопустимо, потому что логически противоречиво. Получается, что над миром вещей “высит­ся” не один мир сверхчувственных идей, а уже два (этот аргумент называется в античной традиции — “третий человек”). Аристотель выдвинул много аргументов, остроумно доказывающих, что идеи должны быть в самих вещах, а не вне их. По Аристотелю дело выглядит следующим обра­зом. Каждая единичная вещь содержит идею — “субстан­цию” и “субстрат”. Несколько осовременивая мысль Арис­тотеля, можно сказать, что для него каждая вещь имеет “форму” и “содержание”. Форма вещи и есть сущность вещи. Например, медный шар. Главное здесь “форма” - шар, а “содержание”, или “материя”, из которого состоит шар, - медь.

Какие выводы делает Аристотель из своей критики Платона? Очень важные!

Во-первых, — мир один. Он духовно-материальный, реально существующий мир.

Во-вторых, — вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, т. е. изучать следует саму дей­ствительность, а не “запредельный” мир идей.

В-третьих, — в центре познания должны быть не аб­стракции и схемы ума, а сами вещи и процессы. Тогда и наука оправдана, она получает смысл развития в познании реального, а не “запредельного” мира. Конечно, само поз­нание идет через понятия. Наука — это мышление в поня­тиях. Существуют схемы и законы движения понятий, ко­торые являются “органом”, т. е. орудием науки, орудием мышления. Схемы и законы движения понятий изучаются Логикой. Значит, Логика и есть орудие науки, орудие мыш­ления. Научить логике можно любого человека, имеющего определенные способности. Таким образом, нам доступно постижение сущности вещей и процессов мира, в котором мы живем. Для этого надо изучать сам этот мир при помо­щи Логики.

Выводы Аристотеля часто трактуются как философс­кий “реализм”, — стремление осмысливать теорию идей Платона с позиций здравого смысла. Бертран Рассел (фи­лософ XX века) считал философию Аристотеля как разбав­ленные здравым смыслом взгляды Платона. Разумеется, философия Аристотеля богаче и глубже, чем представил ее в своей оценке английский мыслитель, но в его суждении есть доля правды.

В чем сущность эпикуреизма?

Эпикурейцы — последователи философии Эпи­кура (342—270 г. до н. э.). Эпикур родился на о. Самое, затем переехал в Афины, где организовал философскую школу, названную “Сад Эпикура” (по месту расположения школы). Система Эпикура охватывала все части тогдаш­ней философии: онтологию — “физику”, теорию позна­ния — “логику” и учение о морали и государстве — “эти­ку”. Наибольший резонанс в обществе и свою славу Эпи­кур приобрел именно благодаря своей этике, философия, считал мыслитель, имеет цель. Эта цель — счастье челове­ка. Человек боится смерти, судьбы, загробной жизни, стра­даний. С другой стороны, человек стремится к удоволь­ствиям, в том числе получаемым от красоты, вкуса, любви и т. д.

Как избежать страхов и приблизиться к удовольстви­ям? Через процесс познания. Смысл философии в том и заключен, что, узнавая природу вселенной, ее законы, за­коны человеческого ума, общества и т. д., человек дости­гает спокойствия и счастья. Получается, что главное удо­вольствие для свободного человека — это познание. Живя разумно, мы живем нравственно и справедливо. Главное удовольствие — жить разумно, нравственно и справедли­во. Цель счастливой жизни — безмятежность духа и здо­ровье тела. Главное — избежать страдания. При этом нель­зя забывать, что чрезмерные телесные удовольствия ведут к болезням и страданиям. Вывод — удовольствия должны быть умеренными. Общество также должно быть основано на принципах справедливости, общественного согласия, преодоления невежества. В таком обществе люди, стремящиеся к удовольствию, не мешают друг другу и не вражду­ют. Какие выводы можно было сделать из сказанного Эпи­куром?

1. Мир вполне познаваем умом человека.

2. Познание мира может привести к счастью в реаль­ной жизни.

3. Главное для достижения счастья условие — пости­жение себя самого, своей души по определенным принци­пам.

Следовательно, ни Боги, ни государство счастья не дают. Счастье в самом человеке. Идеал счастья — в духов­ных наслаждениях, в замкнутой жизни, избегающей поли­гики и общественных дел.

Учение Эпикура было сильно упрощено и искажено поверхностными последователями школы, так называемы­ми “Эпикурейцами”. В отличие от действительных по­следователей Эпикура, таких как Тит Лукреций Кар, на­шлись “продолжатели”, доведшие учение мыслителя до своей противоположности. “Эпикурейцами” стали называть людей, которые цель жизни видели в умножении чувствен­ных удовольствий, отрицали существование Бога и общеп­ринятых моральных денностей, которые мешают наслаж­дению. Такой “эпикуреизм” резко критиковали за безду­ховность, “гедонизм” (стремление к чувственным наслаж­дениям как главной цели жизни), аморальность. Такая по­зиция совсем не похожа на учение Эпикура, который про­поведовал “эвдемонизм” и “атараксию” (отсутствие стра­дания и безмятежность духа).

 

В чем сущность стоицизма?

Стоицизм — одна из знаменитейших школ ан­тичности. Стоицизм имеет длинную историю. Основате­лем “Стой” был Зенон Китионский (333—262 гг. до н. э.). Зенон снял для своей школы Портик (по гречески — “Стоя”). Первый этап развития Стои — древний (Зенон, Клеанф, Хрисипп). Второй этап развития Стои — “средний” (Панэций, Посидоний) — конец 2 — середина 1 вв. до н. э. Тре­тий этап — “римский неостоицизм” 1 в. н. э. — наиболее известен в истории философии и культуры. Представители этого этапа: Луций Анней Сенека (5—65 гг. н. э.); Эпиктет (50—140 гг. н. э.); Марк Аврелий (121—180 гг. н. э.)*. Этих выдающихся мыслителей объединяет интерес к человеку, его личности, проблемам отношения божественного и че­ловеческого, посмертного существования души. В центре римского неостоицизма находятся проблемы морали. Глав­ная задача философии — исцеление нравственных недугов, воспитание добродетели, понимание путей общественного провидения. Неоднократно отмечалась в специальной ли­тературе схожесть многих проблем неостоицизма и хрис­тианской философии. Сенеку даже называли “дядей хрис­тианства” (Ф. Энгельс).

Какие новые идеи выдвинули римские стоики? Пре­жде всего, они были мастерами психологического анализа. Впервые говорится о “совести” как функциональном поня­тии морали и о “воле” человека как механизме морального действия. Развиваются представления вины и греха челове­ка, даже для мудреца, который раньше считался безгреш­ным. Человек — всегда греховное существо, безгрешен только Бог. Знатный патриций — Сенека выдвигает идею равенства людей перед судьбой и природой. Истинная цен­ность человека заключается в его добродетели, но доброде­тель не зависит от рождения. Благородство духа не переда­ется по рождению и зависит только от самого человека, направленности его воли. Может быть благородный духом раб и может быть низкий духом аристократ. Другая идея стоицизма состоит в признании возможности социального (прежде всего, морального) прогресса на основе любви к своим ближним, стремления к истине и духовному смире­нию. Надо верить в божественное провидение, которое за­ботится о людях и установило в этих целях мировой поря­док. Понимание этого божественного порядка показывает, что в мире все бренно и преходяще. Нетленна только душа человека и ее ценности. Главная ценность — любовь к дру­гим людям, она внушена человеку Богом. Философ же выступает как нравственный проповедник, лучше других понимающий волю Бога.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 895; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!