В чем отличительные особенности античной философии и каковы ее фундаментальные проблемы?



Античная философия — это философия древ­них греков и древних римлян. Она существовала с б в. до н. э. до б в. н. э., около 1200 лет. Античная филосо­фия внесла исключительный вклад в развитие мировой цивилизации, ее роль чрезвычайно высока. Именно здесь начало западной философии, почти всех ее последующих школ, идей и представлений, категорий, проблем. Во все времена, вплоть до сегодняшних дней европейская на­ука, культура, философия возвращаются к античной фи­лософии как своему источнику и колыбели, образцу мыш­ления. Сам термин “философия” возникает тоже здесь, в противоположность “Софосу” — мудрецу-пророку, об­ладавшему “Софией” — божественной мудростью- “Фи­лософ” — человек, не обладающий божественной исти­ной, полной и завершенной. Философ — это человек, стремящийся к мудрости, ищущий, любящий истину. Поэтому цель философа — понять “целое как целое”, понять, в чем первопричина всего сущего, первопричина бытия. Притом понять, используя разум, рациональную аргументацию. Надо объяснить мир, используя как фак­ты опыта, так и логику понятий, и объяснить мир как целое, избегая мифа, веры и фантазии, как это делает искусство и религия. Греки считали, что начало филосо­фии — в удивлении человека перед миром и самим со­бой, а удивляться — в природе человека. Следователь­но, философствование присуще человеку и человечест­ву. Философия — это чистая любовь человека к истине, к правде, это — “знание ради самого знания” (Аристо­тель, “Метафизика”). Это — знание ради достижения сво­боды духа.

Именно так понимая философию, римский мысли­тель Цицерон скажет, что “не любить философию все рав­но что не любить собственную мать”. То есть философия не просто поиск истины, а еще и способ жизни, присущий свободному человеку.

Этапы античной философии. Традиционно выделя­ют:

Раннюю классику (натуралисты, досократики). Глав­ные проблемы — “Физис” и “Космос”, его строение;

Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема — сущность человека;

Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема — синтез философского знания, его про­блем и методов и др.;

Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Аврелий и др.) Главные проблемы — мораль и свобода че­ловека, познания и т. д. К ним прибавляются вопросы структуры космоса, судьбы космоса и человека, отноше­ния Бога и человека (Плотин, Порфирий, Прокл, филон Александрийский).

Античная философия выдвинула ряд фундаменталь­ных идей и проблем, которые не потеряли значения по сей

день,

1. Проблемы бытия, небытия материи и ее форм. Вы­двигались идеи о принципиальной противоположности формы “материи”, о главных элементах, стихиях космоса;

тождестве и противоположности бытия и небытия; струк­турности бытия (атомы и пустота), текучести бытия и его противоречивости и т. д. Главная проблема здесь — Как возник Космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Зенон, Демокрит).

2. Проблема человека, его познания, его отношения с другими людьми. В чем сущность человеческой морали, есть ли независящие от обстоятельств нормы морали? Что такое политика и государство по отношению к человеку? Как соотносятся рациональное с иррациональным в чело­веческом познании? Есть ли абсолютная истина и дости­жима ли она человеческим разумом? На эти вопросы дава­лись различные, часто противоположные ответы (Сократ, Софисты: Горгий. Гиппий. Апитифоит и др., Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур, Посидоний и лр.1-

3. Проблема воли и свободы человека, достижения счастья. Выдвигались идеи ничтожности человека перед силами природы и общественными катаклизмами и, од­новременно, могущества и силы его духа в стремлении к свободе, к благородной жизни, к познанию, в котором, прежде всего, и видели счастье свободного человека (Сене­ка, Эпиктет, Аврелий, Эпикур, Тит Лукреций Кар и др.). Главная проблематика здесь — гносеологическая и мораль­ная.

4. Проблема отношения человека и Бога, божествен­ной воли, строения Богом Космоса. Выдвигались идеи кон­структивного космоса и бытия, структуры материи, души, общества как взаимопроникающие и обуславливающие друг друга (Плотин, Филоп Александрийский и др.).

5. Проблема синтеза чувственного и сверхчувственного; идея синтетических формулировок основных философских проблем, построения метафизических систем, признавав­ших два мира — мир идей и текучий, подвижный мир ве­щей. Проблема поиска рационального метода познания этих миров (Платон, Аристотель, их последователи). Разумеет­ся, здесь перечислены не все проблемы и идеи, как и не все философы, их выдвигавшие.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!