Из чего и как “рождается” философия?



РАЗДЕЛЫ ИЗ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

 ДЛЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

“ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ”

ИЗДАТЕЛЬСТВО “ФЕНИКС”, 1997

Научный редактор: д.ф.н., проф. Несмеянов Е.Е.

Редакционная коллегия: д.ф.н., проф. Волков Ю.Г.; д.ф.н., проф. Матяш Т.П.

 

 

Раздел I

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

(Вопросы 1—11)

Почему, зачем человек философствует?

Господин Журден, герои комедии Мольера “Ме­щанин во дворянстве”, с удивлением узнал (уже в доста­точно зрелом возрасте), что, оказывается, всю жизнь гово­рил прозой. “Феномен Журдена” еще больше применим к философии: философствуют все люди — даже те, кто ни­когда не слышал этого слова.

Великий философ Кант (XVIII в.) считал философию “естественной склонностью души”. Ибо “не хлебом единым” живет человек: он стремится иногда и посмотреть на звез­ды, приподняться над обыденностью, взглянуть на мир и на себя как бы со стороны, задуматься о смысле, о конеч­ных целях происходящего. Каждый человек “немножко” философ, как и “немножко” поэт, “немножко” музыкант — что-то про себя сочиняет, что-то сам себе напевает. И если бы это было не так, не было бы ни стихов Пушкина, ни звуков Моцарта.

Если бы философия (философствование) не затраги­вали сокровенные струны души, не выражали высочайшие общественные интересы, не было бы ни Платона, ни Арис­тотеля, ни Гегеля, не могла бы возникнуть и развиться философия как теоретическая форма сознания, как само­сознание культуры. Профессиональная (литературно офор­мленная) философия, в отличие от стихийного, любитель­ского, “домашнего” философствования, опирается на со­бственные вековые традиции, хранит и постоянно переос­мысливает свою историю. На протяжении веков она разра­батывала определенный, только ей присущий способ аргу­ментации, принципы и приемы концептуального построе­ния и развития своего содержания, своих идей.

Древнегреческий философ Аристотель (IV век до н. э.) подчеркивал, что от философии не нужно ждать практи­ческой “пользы”, т. е. решения частных, прикладных за­дач. Мы могли бы сказать так: философия — это не такти­ка, а стратегия человеческой жизни, она есть удел сво­бодного человека, она есть взгляд в вечность.

Л. Фейербах (XIX в.) полагал, что, философствуя, че­ловек выступает от имени всего своего рода, т. е. реализу­ет свою родовую, общественную сущность.

Философские вопросы, — о чем они?

Философские вопросы — это вопросы не об объектах (природных или сотворенных людьми), а об от­ношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человеческой жизни — вот исходная точка зре­ния философского сознания.

Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться — именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого разума. Философские во­просы — это вопросы о судьбе, предназначении человека в человечества.

Не философы придумывают эти вопросы. Их “приду­мывает” жизнь. Философы — в меру своих сил и способ­ностей — решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам характер философских проблем таков, что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения не возможен. Философские выводы всегда гипотетичны, но каждый шаг человеческой истории, каждый новый рубеж обретенного социального опыта открывают перед философ­ским разумом неведомые ранее грани действительности, дают возможность найти все более и более весомые аргу­менты в философских спорах.

Вопрос об отношении мышления к бытию является основным (высшим) вопросом философии, потому что жизнь, творчество как каждого человека, так и общества в целом есть диалектическое взаимодействие, взаимопереход противоположностей: материального и идеального, общес­твенного бытия и общественного сознания. Человек — ре­альный носитель и этого единства, и этого постоянно про­изводящегося противоречия (антиномии). На первый взгляд может показаться, что речь здесь идет о вещах сугубо отвлеченных (абстрактно-гносеологических). Но эти абстракции обретают весьма конкретное содержание в реальном процессе социальной жизни, в истории: могут ли люди изменить свою жизнь к лучшему? С чего начать — с изме­нения, преобразования внешних, материальных условий жизни или с перестройки духовной, с ломки и переделки собственного сознания? Или же то и другое должно осу­ществляться одновременно? Но как возможно это?

Философии (философских споров) нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия. Или где люди не осознают ни свободы, ни ответственности. Фило­софские вопросы — это мировоззренческие вопросы, ответ на которые человек ищет не в преданиях предков (миф), не в вере в авторитет (религия), а в доводах и умозаключениях разума. Даже когда философ критикует разум, он делает это с помощью разума! Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональность.

 

Из чего и как “рождается” философия?

Уже древние философы указали на два таких источника. Важно подчеркнуть, что они отнюдь не исклю­чают, а дополняют друг друга. Один из них назвал Аристо­тель, другой — Сократ.

Все наше знание, считал Стагирит (Аристотель родился в г. Стагире), а философское зна­ние в особенности, обязано своим происхождением такой счастливой способности человека, как способность удив­ляться. Чем богаче, сложнее духовный мир личности, тем сильнее развита у ней эта способность: искренне, ес­тественно переживать радостное волнение от встречи с еще не познанным, не разгаданным. Словами Аристотеля вы­ражен оптимистический, рационалистический “дух Афин” — убежденность, глубокая вера человека в собствен­ные силы, в разумность мира и в возможность его позна­ния. Способность удивляться (любознательность) — драго­ценное свойство человека, наполняющее его жизнь высо­ким смыслом, ожиданием все больших и больших радос­тей от самой свободной игры ума, сближающей мысляще­го человека с Богом.

Так же, как здоровому, физически развитому челове­ку приятна игра мускулов, так и человеку умственно, нрав­ственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. “Мыслю, — следовательно, существую”, — говорит великий философ и уче­ный Декарт (XVII в.). Об интеллектуальном наслаждении как высшем благе, не сравнимом ни с какими другими бла­гами мира, говорили по-своему Спиноза и Гегель, Маркс и Эйнштейн. Маркс добавлял: духовно богатый человек — всегда нуждающийся человек, ибо он всегда жаждет эти богатства умножить. А Эйнштейн считал, что самой боль­шой и удивительной загадкой мира является то, что он пос­тижим разумом, познаваем.

Но человек не только познает мир. Он живет в нем. Человеческое отношение к миру (и к себе самому) есть переживание, а самым глубоким и сильным в нем яв­ляется переживание времени, т. е. конечности собствен­ного бытия, переживание неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ (V в. до н. э.) вдохновляющим ге­нием философии. Только человек (даже когда он молод и здоров) знает о неизбежности собственной смерти, и это знание заставляет его думать о смысле жизни — а это и есть философствование.

Все это придает философскому сознанию трагическую, но и возвышенную тональность. Трагизм философского со­знания (особенно ярко выраженный в философии Востока) не следует относить только к откровенно пессимистическим этическим и антропологическим учениям (А. Шопенгауэр, Э. Гартман). Трагичен и философский оптимизм, ибо он тоже открывает перед человеком суровую истину без прикрас:

жизнь есть борьба, а в борьбе неизбежны жертвы. Реализм философии рассчитан на мужественное принятие любого обоснованного разумом вывода, на полный отказ от иллюзий.

Вот почему чисто рационалистический, просветительс­кий взгляд на философию как на удовлетворение человечес­кой любознательности явно недостаточен. Он должен быть дополнен: философия – это ответ человека на вызов судьбы, поставившей его – смертное, но единственное в мире мыслящее существо – в положение “один на один” с бесконечной, безразличной по отношению к нему вселенной.

Чисто интеллектуальный источник философской мудрости – аристотелевское “удивление” – составил, развившись, научно-теоретическую компоненту философского знания. Второй источник (назовем его эмоционально-ценностным переживанием человеком себя и мира) роднит философию с религией и искусством, т.е. уже не с теоретическим, а с принципиально иным – духовно-практическим – способом, видом освоения человеком действительности. Специфика, уникальность философии состоит в том, что в ней (и только в ней) оба эти способа человеческой жизнеориентации — научно-теоретический и ценностный, практи­чески-духовный — объединены. Но каждый из них, как мы увидим ниже, сохраняет в этом единстве свою относитель­ную самостоятельность: теоретический вектор философии устремлен, по законам диалектической логики, к все более полному и всестороннему знанию; вектор эмоционально-ценностный (духовно-практический) сосредотачивает в себе нравственный, социальный опыт культуры народа, нации. Его выводы в каком-то смысле не зависят от времени, они вечны, как вечны, например, творения искусства.

Говоря словами Канта, в соотношении теоретического и практического разума первенство, примат принадлежит последнему. Это значит, что философские истины мало понять (и принять) умом. Их нужно еще и выстрадать сер­дцем. Тогда они становятся убеждением — такой цен­ностью, за которую люди готовы отдать жизнь. “Никто не умирал из-за онтологических проблем”, — говорил фран­цузский философ и писатель А. Камю. За философские же истины (за убеждения) — умирают! Если бы философские истины были истинами отвлеченного знания, они бы рас­пространялись в мире чисто “книжным” путем (так и пред­ставляли себе дело просветители, считавшие, что смысл жизни можно так же объяснить человеку, как и математи­ческую теорему). Опыт, однако, свидетельствует о другом:

из одной социальной среды в другую возможен лишь эк­спорт философской информации, но не философских идей (убеждений). Чтобы это произошло, нужно, чтобы срав­нялся, сблизился социальный опыт этих культур, чтобы люди по обе стороны рубежа стали мучиться одними и теми же болями, теми же или похожими страданиями.

Говоря о специфике и характере философского знания, мы уже не один раз обращались к понятиям социального и духовного опыта. Это неизбежно, так как все наше знание (а не только знание философское) имеет в конечном счете один универсальный источник — человеческий опыт. Од­нако опыт, на который опирается философия — особого рода. Он отнюдь не есть та эмпирия, которая составляет материал для повседневной работы наших чувств. Он не есть ни наблюдение, ни эксперимент ученого (естествоис­пытателя). Никакая эмпирия, никакой эксперимент не мо­гут служить основой для всеохватывающих, предельно широких философских обобщений, что нередко истолко­вывается (скептиками, позитивистами) как аргумент про­тив самой возможности объективного, достоверного фило­софского знания, которое низводится тем самым на уро­вень только субъективных, необщезначимых мнений и предположений.

Не спасает положение и другой (тоже позитивистский) взгляд на философское знание как на простое “обобщение науки”. Во-первых, такой взгляд неверен по чисто истори­ческим соображениям, так как философия намного старше науки (античная и средневековая философия не могла обоб­щать науку, которой тогда еще не было). Во-вторых, если бы философия могла только что-то обобщать, она бы не несла в себе нового знания, ценность ее в культуре была бы тогда минимальной. В действительности же философия, напротив, не отстает, а опережает науку. Как это возможно?                                            

Ответить на этот вопрос — это значит ответить и на I вопрос: как возможно знание о всеобщем? Эмпирический опыт такое знание дать не может: сбор и накопление фак­тов всегда оставит процесс неполным, не завершенным. Но есть другой путь — диалектический. Он возможен потому, что в мире есть развитие, есть движение от простого к слож­ному, от низшего к высшему. Познавая высшие, развивающиеся формы, диалектический разум познает, тем самым, общую логику, общие законы движения, присущие не толь­ко самой этой форме, но и формам, ей предшествующим. Высшее есть “закон” для низшего, из которого это выро­сло, развилось. Законы, действующие на самом высоком уровне эволюции, являются общими для эволюции и охва­ченного ею мира в целом.

Самая высшая в мире реальность — это, человек и мир человека: социальный и духовный. В нем диалектика жизни достигла самого глубокого и полного выражения. Зако­ны этого мира — ключ ко всей диалектике действительнос­ти, как анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны. Это и дает философии, как человекознанию, право быть категориальным, методологическим орудием познания, освоения, постижения всей бесконечной вселенной, всех ее возможных форм и перевоплощений. Категории филосо­фии — это “узелки на память”, оставленные в наследство новым поколениям их предшественниками. В них сжат и сконцентрирован весь исторический опыт человечества, за­шифрован социогенетический код культуры. Только на этой основе возникает, работает человеческая мысль, в том чис­ле и мысль философская.

Философия — это наука?

Философия возникла раньше науки. По свое­му происхождению она — донаучная форма сознания. С возникновением науки, в особенности науки опытной и математической (XVII в.), встал и реальный вопрос о вза­имоотношении этих двух основных форм рациональности. В самой философии выявились две тенденции, два подхо­да и взгляда на характер такого взаимоотношения. Один — сциентистский. стремящийся придать философии все признаки строгого и точного научного знания: доказатель­ность, обязательность выводов, принципиальную возмож­ность их проверки (верифицируемость). Для Спинозы (XVII в.) идеалом строгости, общеобязательности и апо­диктической силы доказательности была геометрия Эвклида. Главный свой труд — “Этику” — голландский фи­лософ построил так, как построены “Начала” Эвклида: в основу трактата о свободе, счастье, блаженстве и высших ценностях человеческой жизни положены постулаты — самоочевидные, с точки зрения автора, философские положения. Из постулатов дедуцируются положения, тре­бующие доказательства (теоремы) и предлагается доказа­тельство последних, доказанные теоремы являются посыл­ками следующих и т. д.

Гегель, хотя и не принял спинозовского плана — из­ложить философское учение языком математики — согла­сился со своим предшественником в главном: “Энцикло­педия философских наук” (так называется свод трудов ве­ликого мыслителя) должна быть не произвольным, а стро­го последовательным, логически обоснованным построе­нием. Более того: каждая специальная отрасль научного знания рассматривалась Гегелем как “прикладная логика”, философия же — как “наука наук”. “Наукоучением” на­звал свою философскую систему непосредственный пред­шественник Гегеля — Фихте, а через сто лет после Фихте Гуссерль вновь возвращается к идеалу философии как “строгой науки”.

Среди философов были, однако, сторонники и совсем других представлений: как можно больше и резче отда­лить философию от науки или даже противопоставить эти две формы духа. На этом особенно настаивал философс­кий иррационализм (философы XIX века — Шопенгауэр, Ницше), для которых наука была скорее признаком упад­ка культуры, нежели выражением ее прогресса. По Ницще, идеал науки (идеал объективного знания) есть само по себе явление декаданса (упадка), так как действитель­ным регулятивом человеческой жизни является не поиск истины, а миф, из лона которого в свое время и вышла философия. В концепции всеединства и цельного знания Вл. Соловьева (вторая половина XIX века) была предпри­нята интересная, оригинальная попытка подняться над односторонностями (отвлеченными началами) двух опи­санных выше тенденций, превзойти их, соединив, синте­зировав веру и знание — опытную науку, умозрительную философию и религиозную веру.

  Теперь мы знаем, что однозначно ответить на вопрос: является ли философия наукой — нельзя. Философия не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия опирается на совокупный духовный опыт человечества. Наука — только часть такого опыта. В конечном счете, фи­лософия и наука делают общее дело, но делают его по-раз­ному. Их взаимодействие можно представить образно как встречное движение проходчиков, ведущих прорытие тун­неля с двух сторон. Это будет более понятно, если и на науку, и на философию взглянуть исторически. История науки такова: сначала возникает механика, затем физика, за ними химия, биология, позже других — социология. Научное освоение мира идет от низших, простых форм движения материального мира к формам все более слож­ным и высшим. (От неживой природы к живой и от нее к человеку). Путь философии, история ее — противополож­ны. “Человек, познай самого себя” — эти слова (они при­надлежат Сократу) сказаны уже на заре философии. Фило­софия неизбежно антропоцентрична — это не недостаток, а естественное состояние ее, позволяющее на весь окружа­ющий мир перенести проекцию человеческих отношений. О философском знании можно сказать, что оно “челове­ческое, слишком человеческое”. Но если для Ницше по­добная оценка выражала укор и скепсис, то в настоящее время есть все больше оснований признать за ними, напро­тив, высокую похвалу философии, объективную констатацию ее исключительной роли в гуманизации мира.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1332; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!