Какому обществу нужна и какому не нужна философия?



Философия есть стратегия свободной человечес­кой жизнедеятельности. Она обосновывает и оправдывает выбор — и личности, и общества в целом. Но такое об­щество должно быть открытым, демократическим.

В “закрытом”, тоталитарном обществе для его граж­дан “проблем нет” — каждый шаг человека там предписан “начальством”. Где нет свободы, там нет и ответственнос­ти, а следовательно, нет места и для таких чувств как вина, раскаяние, сомнение. Последнее особенно важно. “Подвер­гай все сомнению”— это древний, девиз философии. Не сомневается же ни в чем только глупец. Но тоталитарному обществу и нужны такие глупцы: послушные “винтики” общественного и государственного строя, его “верноподдан­ные”.

Могут, однако, спросить: разве не в таком обществе, не в деспотическом ли государстве жили, творили великие философы: Сенека и Лукреций, Бруно и Мор, Кант и Ге­гель, Хайдеггер и Флоренский? Разве Римская империя, средневековые монархии, гитлеровский рейх и сталинский “социализм” благоприятствовали философским исканиям? Режим не только не благоприятствовал большинству из них, но и был им просто враждебен, свидетельством чему является трагическая судьба многих и многих из них. В тюрь­мах и ссылках, у порога эшафота философы творили, мыс­лили, искали ответы на мучившие их мировые вопросы — вопреки, наперекор обстоятельствам. Канта и Гегеля ре­жим не преследовал (оба философа были на государствен­ной службе) - официальная власть их просто не понима­ла. Тех же, кого понимали (или полагали, что понимают), — не щадили.

Но и философы не щадили свое время. Они отверга­ли, критиковали его во имя будущего, обращались к суду потомков, глубоко веря в общечеловеческую значимость своего труда.

Раздел II

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ

(Вопросы 1—29)

Почему история философии изучается в курсе современной философии?

Действительно, многие науки при их освоении, изучении студентами не нуждаются в рассмотрении своей истории. Например, чтобы быть хорошим современным фи­зиком или химиком и т. п., достаточно знать современное состояние науки. Философия — другое дело. философия — это не просто наука. Это — особая сфера культуры, где не столько доказывают, сколько “проповедуют”. Философия показывает человеку разные системы ценностей деятель­ности людей, она строит основания человеческой свободы. В этом качестве ответы на вопросы “что такое человек?”, “на что человек может надеяться в мире?”, “как мир относит­ся к человеку?” всегда актуальны, кто бы их ни выдвинул. Например, Луций Анней Сенека в I веке нашей эры выска­зал мысль о соотношении необходимости и случайности в судьбе человека: — “Желающего судьба ведет, а нежелающего тащит”. Разве это высказывание потеряло смысл се­годня? Мы и сегодня спорим о проблеме — “является ли свобода осознанной необходимостью?”

Философия чем-то напоминает искусство, говорил И. Шеллинг. В философии очень важен авторитет мыслите­ля, она формирует мировосприятие и мировоззрение чело­века, вырабатывает идеалы действия. Это же делают ис­кусство и религия, но другими путями. Как нельзя быть хорошим искусствоведом, зная только современное искус­ство и не зная его истории, так нельзя изучить философию без знания ее истории.

 

Каковы критерии периодизации истории философии?

Разные философы по-разному определяли пе­риоды в истории философии: (языческая и христианская, западная и восточная, мусульманская и европейская и т. д.). Начиная с Гегеля периоды в истории философии связыва­ют с известными историческими эпохами, философия — “духовная квинтэссенция эпохи”. К. Маркс связывал пери­оды в истории философии с общественно-экономическими формациями и называл ее “живой душой культуры”. От­сюда возникли такие периоды истории философии как “ра­бовладельческий”, “феодальный”, “буржуазный”, “социа­листический”.

Сейчас общепринятый критерии периодизации движе­ния философской мысли, как и во времена Гегеля, соотне­сен с известными в истории эпохами развития человечес­кого духа и связан с географией.

Выделяют восточную и западноевропейскую филосо­фию. Внутри восточной называют древнеиндийскую, древ­некитайскую, современную философию Индии и Китая; внутри западноевропейской— античную, средневековую, Возрождения, Нового времени. Просвещения, современную западную философию. В философских системах часто вы­деляют философию отдельных народов: греческую, рим­скую, индийскую, английскую, немецкую, французскую, русскую, арабскую и прочие.

Существует также периодизация истории философс­кой мысли по школам, системам и направлениям в фило­софии. Например: метафизическая, механистическая, иде­алистическая, материалистическая, рационалистическая, иррационализм и т. п. Исторический масштаб развития школ, направлений, течений охватывается и такими обоб­щениями, как схоластика, патристика, немецкая классичес­кая философия, экзистенциализм и т. п. Сами школы по­лучили название: кантианцы, гегельянцы, марксисты, картезианская школа и т. п.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 917; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!