Чем отличается философское мировоззрение от религиозного?



Не менее сложно (противоречиво) взаимоотно­шение философии и религии — двух основных мировоз­зренческих форм сознания. Правда, одно из различий между ними в глаза бросается сразу. Это различие между элитар­ным сознанием, которым всегда была и в настоящее время                                                                                                           

все еще остается философия, и сознанием массовым, како­вым тоже всегда была и есть религия. (Не нужно только смешивать религию с богословием — церковным учением о религиозных догматах). Говорят еще и так: философия познается умом, религия воспринимается “сердцем”. Фи­лософских учений история знает много. Мировых религий (в наше время) — три: христианство, ислам и буддизм.

Для наших целей нет надобности рассматривать внутрирелигиозные различия. Будем говорить о религии в це­лом. Религия — это вера в высшие, абсолютные, непрехо­дящие ценности. Эта вера требует от человека, разделяю­щего ее, определенного образа жизни, определенного по­ведения. Но и философия стремится к тому же: не к “без­людной”, чисто объективной (как наука) картине мира, а к ценностному, жизнеориентирующему самосознанию. Как и религия, философия настроена на проникновение в тран­сцендентный мир, лежащий за пределами обычно понима­емого человеческого опыта. Философию нередко называют даже светской религией. Иногда сближение религии и фи­лософии настолько глубоко и сильно, что результатом его становится их совместное образование — религиозная фи­лософия (хорошо известная в культурах многих духовно развитых народов).

Сближение это, однако, не всегда было добровольным. В средние века (и в Европе, и на мусульманском Востоке) философия дозволялась лишь как “служанка теологии”. Господствовала теория “двойственной истины”, по которой положения религии признавались не подвластными какой-либо критике разума, если даже они и противоречили эле­ментарному человеческому опыту. Большим дерзновени­ем Гегеля (отнюдь не атеиста) было то, что в своей филосо­фии духа он философию (понятийное мышление) поставил выше религиозного сознания, отведя последнему более скромную роль: функцию представления (а не познания) действительности. (Справедливости ради нужно сказать, что воинствующий атеизм тоже отнюдь не означал свободомыслия: фанатическое безбожие насаждалось методами, от которых содрогнулась бы и инквизиция).

До сих пор религия и философия больше похожи (по своему положению в обществе) на двух медведей в одной берлоге. Означает ли это, что так должно быть всегда? Думается, что нет, потому что мир (и человече­ский мир тоже) велик, бесконечен. Что же касается че­ловека, то ему нужны и знания, и вера. Ибо ему прису­ща еще и способность переживать, ощущать радость бы­тия, чудо любви, таинство собственной жизни. На место борьбе, соперничеству, конкуренции между наукой и ре­лигией, религией и философией может и должно прийти их созвучие и согласие, что пророчески предсказывали великие мыслители — от гуманистов Возрождения до таких ученых и писателей нашего времени как А. Эйн­штейн, Т. Манн, А. Швейцер.

Кто же такой философ?

Каждая историческая эпоха, каждая культура знают свой тип производства, в том числе и производства духовного. Философское творчество — один из видов та­кого производства. История культуры знает много фило­софов “хороших и разных”. Но есть и нечто общее, прису­щее философу как творческой личности вообще, как чело­веку определенного социально-психологического склада. Это общее нашло свое выражение в тех признаках, кото­рыми наделило философа массовое сознание: он немнож­ко “не от мира сего”, безразличен к мелочам жизни, к быту, ведет какой-то особый образ жизни, не считается с общеп­ринятыми нормами и мнениями.

И такой коллективаый “портрет” философа близок к действительности! философский талант — это прежде все­го талант критика. Ничто так не чуждо философу, как чувство самодовольства, как и чувство конформизма (автоматического присоединения к мнению большинства). Для философа нет безусловных авторите­тов, его девиз — подвергать все сомнению. Назначение философа — быть не хранителем, а возмутителем спокой­ствия. Объект критики философа — и наличное бытие, и наличное сознание. Критикуя сознание, философ крити­кует, тем самым, породивший, оформивший его социаль­ный мир. Слово “критика” настолько близко сердцу фи­лософа, что именно с этого слова начинаются названия многих знаменитых, классических философских произве­дений (“Критика чистого разума”, “Критика критической критики”, “Критика отвлеченных начал”, “Критика фило­софских предубеждений...” и другие).

Не каждый человек, даже владеющий большими фи­лософскими познаниями, может быть творцом оригиналь­ных философских идей. (Так же, как не каждый знаток поэзии, знаток музыки сам пишет стихи и сочиняет опе­ры). Философское творчество глубоко личностно. Каждое философское произведение так же уникально, непо­вторимо, как и произведение искусства. (Этим оно отли­чается от научных открытий или технических изобрете­ний, где на первое место выступает все же объективная логика, преемственность профессиональной деятельнос­ти людей). Философское творчество требует от человека не только ума и таланта, но и большого интеллектуально­го и гражданского мужества. И жизнь великих филосо­фов подтверждает это. Судьба многих и многих из них трагична. Но она же является примером стойкости, твер­дости духа (судьба Сократа и Сенеки, Мора и Кампанел-лы, Радищева и Чернышевского, Шпета и Флоренского). Очень часто философ “неудобен” для власти, если он Дей­ствительно философ, а не идеолог, состоящий на государ­ственной службе.

Мечта Платона — поставить философов у руля госу­дарственной власти — имеет мало шансов на осуществле­ние, так как исторический опыт пока свидетельствует о другом — о том, что воля к власти (и тут Ницше прав) сильнее аргументов, доводов разума. Вместе с тем общес­твенная и политическая реальность XX века существенно изменила положение философа в обществе: он стал бли­же, понятнее широким массам людей, к его голосу нача­ли прислушиваться. А значит и ответственность филосо­фа перед обществом возрастает.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 589; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!