Кто такие “Досократики” и в чем особенности их философствования?



Знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранц вводят термин “До­сократики” для совокупного обозначения натурфилософс­ких школ: Ионийской (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит); Пифагорейской (Пифагор, Архит, Филолай); Элейской (Парменид, Зепон, Мелисс); Физиологов (Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит); Софистов (Протагор, Продик, Гипий, Горгий).

Есть и другие виды классификации “Досократиков”, но главное здесь — не тонкие специальные различия школ и персоналий, а общее направление идей и проблем. До Сократа философские школы в центре внимания держат чувственно-материальный космос, размышляют о сущнос­ти и первоначалах мира. Они рассматривают субстанциоальные основы вещей (т. е. то, из чего возникают все вещи). Например: Сущность вещей в числах (Пифагор); Сущность вещей в их бытии (Парменид); Все вещи состоят из мель­чайших неизменных, вечно существующих частиц (атомов), которые безграничны числом и неделимы (Левкипп, Де­мокрит); Все вещи мира постоянно меняются, сочетание элементов материи бесконечно, поэтому постоянным в мире можно признать только само это вечное изменение, пре­вращение мира (Гераклит). Известнейший философ совре­менности — А. Ф. Лосев видел отличие рассматриваемого этапа древнегреческой философии в том, что чувственно-материальный космос здесь находится на первом месте и дан “только в виде своих материальных элементов, то есть в первую очередь только объективно... душа и ум космоса, отнюдь, конечно, не отрицаются... но все же не занимают первого места, а занимают второе, третье и еще более отда­ленные места” (* Лосев А. Ф. История античной философии в конспективном изло­жении. М., 1989. С. 51).

Из всех “досократиков” софисты занимают особое “пе­реходное” положение, поскольку активно интересуются проблемами мышления человека, связи мышления и язы­ка, отношений личности и общества. Софистика уже мало занимается проблемами установления законов природы, первоначал существующего мира.

 

Кто зке открыл “проблему человека” в философии: Софисты или Сократ?

Для ответа на вопрос сравним позиции Софис­тов и Сократа в “проблеме человека”. Кто такие софисты? Это ряд философов второй половины 5 в. до н. э. (Протагор, Фразимах, Горгий, Продик и другие), которые учили “мудрости” за деньги. Какой же мудрости учили софис­ты?

Тогда (как и теперь) люди были согласны платить деньги не за любые знания, а за полезные для преуспева­ния в жизни, продвижения в обществе, нужные для карь­еры и т. д. Софисты предлагали именно такие знания.Они учили искусству убеждать, красиво говорить и правильно аргументировать свои мысли, а главное, искусству опро­вергать суждения противной стороны. Умение выставить своих соперников недоумками, осмеять их в суде, запу­тать соперника в его же собственных суждениях до пол­ного противоречия себе же, — такое умение и сейчас це­нится дорого. Софисты были “практическими” философа­ми, и высокие космологические теории с объяснением структуры мира, его законов и прочее их интересовали в той степени, в какой эти теории применялись в жизнен­ной практике. То есть почти не интересовали. Для того чтобы преуспеть в суде, в политической жизни, надо было знать “дела человеческие”, а не “божеские”, надо было знать логику, риторику, основы судопроизводства, быть (как говорят) “от природы” психологом, философские про­блемы для софистов — не самоцель, а средство для обос­нования аргументов в споре. Это не означает, что все со­фисты плохо разбирались в философии и не имели со­бственных теорий, собственных взглядов на мораль, об­щество и так далее. Напротив, именно взгляды Протагора и других философов-софистов об относительности добра и зла, о невозможности познать истину, о том, что спра­ведливое — это то, что “пригодно сильнейшему” (Калликл, фразимах) возбудили гнев Сократа, обличавшего такую позицию. Итак: “Проблему человека” в философии софис­тыкак проблему не поставили, но все их теории были связаны прежде всего с человеком, обществом, проблема­ми познания и языка. Сократ (469—399 гг. до н. э.), впер­вые в центре философии видит проблему человека как морального существа, Сократ занимался прежде всего природой нравственности человека, определением добра, зла, справедливости, любви, т. е. того, что составляет суть души человека. Отсюда стремление философа к самопоз­нанию. К познанию себя именно как “человека вообще”, т. е. моральной, общественно-значимой личности. Позна­ние — главная цель и способность человека, так как в кон­це процесса познания мы приходим к объективным об­щезначимым истинам, к познанию добра и красоты, бла­га, человеческого счастья. В этом и есть цель философии по Сократу.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 833; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!