В чем состоит новизна основных идеи и тенденций гуманизма Ренессанса?



“Ренессанс” или “Возрождение” — важный этап в истории философии. Ренессанс в Европе (прежде всего в Италии) занимает период с 14 по 16 вв.

Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания стано­вится не религиозное, а светское знание. Наряду с автори­тетом Святого писания признаются, “на равных”, авторите­ты античных мудрецов. Вместе с тем происходит возро­ждение “истинной” христианской духовности. Идет пере­осмысление христианской традиции, появляются ревните­ли христианства, такие как монах Сованарола во Флорен­ции (1452—1498), резко протестующие против роскоши пап­ства, извращения учения Христа клиром, зовущие к перво­начальному “апостольскому” варианту христианства.

Поэтому говорить, что этап Возрождения связан только с античным наследием, неверно. Духовного и христиан­ского в нем тоже было много. Главная особенность филосо­фии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог, а чело­век поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и других.

Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек — природное существо. Отсюда другая особенность ренессапской культуры и философии — “секуляризация” (отделение) религии от науки, затем от политики и мора­ли. Теперь проблемы государства, морали, науки не рас­сматриваются сквозь призму теологии. Эти области бытия признаются самостоятельно (вне религии) существующи­ми, имеющими свои законы. Сказанное вовсе не означает, что проблемы религии. Бога, спасения души забыты. Про­сто они не находятся более в центре внимания философии. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг единственных, дающих истинное зна­ние о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.).

Мыслителям Ренессанса присущи нежелание анали­зировать понятия, различая (как это делали схоласты), мель­чайшие оттенки категорий. Они хотят осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить о дефинициях (определениях).

Большинство из них опираются на опыт и разум, но не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). На основе рациональ­ного создаются и первые проекты, рисующие идеальное государство — “Утопия” Томаса Мора; “Город солнца” Кам-панеллы и другие.

Посмотрим на конкретных примерах философских учений Ренессанса, какое воплощение получили вышеиз­ложенные тенденции.

Николай Кузанский (Кребс), годы жизни — 1401— 1464 гг. Этот выдающийся деятель католической церкви,

кардинал и легат Германии, был интересным философом. В своих работах “Знающее незнание”, “Об ученом незна­нии” Н. Кузанский выступал в пользу изучения естествен­ных наук, рационального знания и невмешательства теоло­гии в эту сферу деятельности человека. Мир создан Богом, но он бесконечен, материален и движется через противопо­ложности. Человека Н. Кузанский ставит очень высоко. Бог как бы присутствует в человеке. Вместе с тем, Бог при­сутствует во всем, прежде всего в природе. Бог — это центр Вселенной и ее предел. Он — целое, а Вселенная — часть. Мир как бы “свертывается” в Боге и Бог еще “разворачива­ет” его по мере своего воплощения в мир. Истина — всегда процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу.

Никколо Макиавелли (1469—1527) был высоким долж­ностным лицом в республике Флоренции. В своей работе “Государь” Макиавелли высказал идеи о государстве и по­литике.

Государство имеет своим материалом человека. А обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества, к сожалению, негативные: жадность, мстительность, склон­ность к переменам и т. д.

“Ведь о людях можно вообще сказать, что они небла­годарны, изменчивы, трусливы перед опасностью, жадны до наживы”, — пишет Макиавелли. Этот “человек толпы” и определяет действия государства. Опора власти — сила;

другая опора — умело создаваемый “культ личности” госу­даря; третья опора — сильный бюрократический аппарат и т. д. Но в любом случае, государство должно строиться с учетом реальных фактов и явлений. Главный факт состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угро­за ее потерять. Абсолютного властителя легко заменить на другого такого же. (Скажем, парламент заменить куда слож­нее). Другой факт заключается в тем, что политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, т. к. инте­ресы людей слишком различны. Значит, власти всегда уг­рожают те, чьи интересы задеты больше всего. Религия и

мораль, по Макиавелли, — это инструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали людей не может. Политическая жизнь и решения в политике долж­ны приниматься только исходя из анализа самих полити­ческих фактов. Макиавелли при этом не отрицает ни рели­гии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, в семье (ложь, насилие, жестокость, вероломство) — вполне допустимо в политике.

Мишель де Монтенъ (1533—1592) был мэром г. Бордо во Франции, довольно состоятельным дворянином, другом короля Генриха IV. В своей единственной большой рабо­те — “Опыты” Монтень выделяет в качестве основной про­блему человека (его мораль, познание, место в мире, про­блему смерти и достойной жизни и т. д.).

Монтень часто прибегает к авторитету античных мыс­лителей, свободно их цитирует (более 3-х тысяч раз), но характер ссылок говорит, что слепого преклонения Мон­тень не испытывает ни перед античными мудрецами, ни перед современными. Главный авторитет — разум челове­ка. Все, что относится к природе — дело разума, все, что относится к религии — дело веры. Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума.

Разум, впрочем, не всемогущ. Он вполне может за­блуждаться. Отсюда лозунг Монтеня — “Что я знаю?” Со­мнение — двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а помогает ее развитию. Мы должны считать зна­ние процессом, а не догмой. Наши знания историчны, от­носительны, ограничены возможностями органов чувств. Поскольку человек — природное существо и подчинен за­конам природы, он — часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на земле и с природой. Отсю­да и понимание свободы человека как действие согласно природе и ее законам, философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. В чем же добродетель? Как прожить жизнь достойно? Добродетель не в аскетическом бегстве от мира, считает он. Напротив, надо жить по законам природы, стремиться к счастью, покою и комфор­ту тела. Жизнь включает и страдания. Надо уметь их при­нимать. Смерть неизбежна. Бессмертие души проблематич­но. Поэтому, ради возможности бессмертия души, нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1233; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!