Как понимал Кант науку, метафизику и мировоззрение, в чем видел он отличие мировоззренческого образа человека от научного?



Маркса, лишь внешним выражением процесса приведения форм общественной и индивидуальной жизни в соответствие с достигнутым уров­нем развития производительных сил, выражением процес­са овладения индивидами соответствующими новой произ­водительной силе потребностями и способностями и соот­ветствующего изменения ими своих взаимоотношений. Таким образом, история, являясь историей развития про­изводительных сил человечества, историей овладения че­ловечеством силами природы, является одновременно и историей индивидуального развития людей. На базе этого нового мировоззрения, подвергая критике политэкономию, исторические и социально-политичес­кие концепции, Маркс и разрабатывал свое учение о Кант (1724—1804) видел цель своей жизни в поисках ответа на вопрос, что должен делать человек, что­бы занять предназначенное ему место в мире, каким надо быть, чтобы быть человеком. Занимаясь в первый период своего творчества как проблемами естествознания (он со­здал теорию происхождения солнечной системы), так и проблемами метафизики (последняя включала в себя онто­логию — учение о бытии вообще, рациональную психоло­гию — внеопытное учение о душе, рациональную космоло­гию — внеопытное учение о мире в делом и рациональную теологию — учение о Боге), Кант наталкивается на космо­логические антиномии, т. е. на возможность рационально­го доказательства как конечности мира (что соответствует религиозным воззрениям), так и его бесконечности (что со­ответствует выводам науки), как существования души, сво­боды, Бога, так и их несуществования. Обнаружение этих антиномий заставило Канта, как он сам вспоминал в конце жизни, поставить вопрос о возможности метафизики быть наукой, предпринять критическое исследование наших по­знавательных способностей.

С точки зрения Канта наше знание — синтез созерцайний я понятий, выраженный в суждениях. Суждения, рас­ширяющие наши знания (синтетические, по его термино­логии, тогда как аналитические только проясняют имею­щиеся знания), обладающие всеобщностью и необходи­мостью (априорные, т. е. внеопытные, так как опытные — апостериорные — имеют частный и случайный характер), составляют основы наук. Вопрос о возможности для мета­физики быть наукой совпадает с вопросом о возможности синтетических априорных суждений о предметах метафи­зики.

Синтетические априорные суждения в математике от-

носятся к пространственным (геометрия) и временным (уче­ние о числе) отношениям. Сами же пространство и вре­мя — не характеристики бытия, а только формы, делаю­щие возможным созерцание, т. е. опыт. Математика мо­жет развиваться независимо от опыта и все же иметь при­менение в опыте.

Синтетические априорные суждения в естествознании относятся к воображаемым пространственно-временным предметам (идеальный газ, абсолютно твердое тело и т. п.). Эти суждения истинны и по отношению к предметам на­личного опыта (реальным газам, относительно твердым телам и т. п.), так как и идеальные, и реальные предметы конституируются одними и теми же понятиями — катего­риями, характеризующими предмет вообще. Категории от­личаются от прочих понятий тем, что не они должны соот­ветствовать опыту, а опыт должен соответствовать им. По учению Канта поток ощущений, вызванных воздействием какого-то неизвестного объекта на наши органы чувств, опредмечивается действием слепой бессознательной силы продуктивного воображения, вносящего в этот поток свя­зи, соразмерные тем, что фиксируются категориями. Кант считал, что можно сформулировать правила, которые долж­ны соблюдаться при высказывании суждений о предметах опыта. Эти правила формулирует новая логика, которую можно назвать содержательной, тем самым отличая ее от старой, которая была только формальной. Суждения, от­носящиеся к идеальным предметам — предметам вообра­жаемого опыта, соответствующие правилам этой логики, и будут синтетическими априорными суждениями естествоз­нания.

Итак, синтетические априорные суждения, хотя они и не зависят от опыта, возможны только в связи с опытом: в математике они относятся к пространству и времени — формам чистого созерцания, в естествознании — к предме­там в пространстве и времени - форме организации содер­жания созерцаний. Объекты же метафизики — мир в це­лом, Бог, душа — не даны в созерцании, находятся за пределами опыта. Мир за пределами опыта, мир вещей самих по себе не познаваем, а только мыслим. Утверждать, что предметы таких понятий как душа, свобода, Бог существу­ют или не существуют — значит претендовать на синтети­ческое знание за пределами опыта, что невозможно. Такие утверждения были бы возможны, если бы, кроме чувствен­ного созерцания, мы обладали бы сверхчувственным со­зерцанием, интеллектуальной интуицией, умозрением. Такой способности у нас, считает Кант, нет. Мы познаем только мир явлений. Мир за пределами опыта, мир вещей самих по себе не познаваем, а только мыслим. Поэтому старая метафизика не смогла стать подлинной наукой.

Однако критическое исследование наших позна­вательных возможностей показывает, как полагал Кант, что возможна новая метафизика, развивающаяся не синтети­чески, а аналитически, не расширяющая наши знания за пределы опыта, а проясняющая содержание имеющихся у нас понятий, выясняющая условия и границы их примене­ния. В этой метафизике место онтологии займет содержа­тельная логика — учение о категориях. Анализ понятия природы даст метафизику природы, а анализ понятия сво­боды, реальность которой теоретически недоказуема, при­ведет к метафизике нравов, к раскрытию того, что должен делать человек, чтобы быть человеком.

И метафизика природы, и метафизика свободы — дис­циплины рациональные, нуждающиеся в эмпирической части. Метафизика природы связана с объяснительным описательным естествознанием, включающим учение о че­ловеке. Для метафизики нравов эмпирической частью бу­дет являться прагматическая антропология, которую Кант характеризует как подлинное мировоззрение. Хотя, на пер­вый взгляд, человек только часть мира, научная антропо­логия рассматривает, что делает из человека природа, для чего она предназначила его. Такой подход оправдан, счита­ет Кант, поскольку применяя понятие цели, необходимое для полноты описания природы, человека можно рассмат­ривать как ее последнюю цель. Прагматическая антропология — мировоззрение — показывает, что может человек сам сделать из себя, полагая себя высшей целью всего творе­ния.

Таким образом. Кант различает научный и мировоз­зренческий образы человека. Наука изучает сущее, миро­воззрение — возможность сущего прийти в соответствие с должным, а метафизика — условия познания сущего и мыслимости должного.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!