Какие аргументы приводили Джордж Беркли и Давид Юм для обоснования невозможности философии и теоретических наук?



Джордж Беркли (1685—1753) выдвинул идею о том, что за понятиями естественных наук и философии должны быть наглядные представления, восприятия объ­ектов, процессов реального мира. Понятия не должны быть “пустыми”, их содержание выводится из ощущений. В уме человека, считал Беркли, есть понятия, как бы объединяю­щие признаки отдельных ощущаемых предметов — “треугольность”, “двуногость” и пр. — (общие идеи). Есть дру­гие понятия, которые фиксируют признаки ощущаемых предметов — “белизна”, “влажность” и пр. (отвлеченные идеи). Но есть понятия, за которыми не может быть ника­ких ощущений, восприятии. Это понятия — “фикции ума”. Например, “материя” или “субстанция”. За этим понятием нет никакой реальности. Ведь мы воспринимаем, ощуща­ем только предметы или процессы, а кто ощущает “мате­рию”, “субстанцию”? Существует то, что можно восприни­мать. Воспринимать либо в настоящий момент, либо в воз­можности. Материю мы не воспринимаем ни актуально, ни потенциально. Тогда и материя, субстанция реально, для нас, не существует. А ведь вся наука понимает “субстан­цию”, “субстрат”, “материю” как основу всего природного мира, основу всего существующего мира. Вывод Беркли — европейская наука невозможна, так как базируется на лож­ном понятии — субстанции, материи. За этим понятием нет ничего в реальности, ничего не существует. “Материю” нель­зя воспринимать, ощущать как первооснову мира. Это по­нятие выдумано учеными. Весь спор о том, что такое “суб­станция” и сколько “субстанций” — надуманный спор. Бер­кли доказывал, что любой предмет, процесс реальности для человека (людей) есть совокупность ощущений. Образы предметов, которые возникают в голове человека, вызваны чувственностью и только “представляют” предметы. Наш образ объекта, предмета отличен от самого предмета. Пред­мет — есть совокупность ощущений.

Еще дальше по указанному пути пошел Давид Юм (1711—1776). Не только “субстанция”, “материя”, но и та­кие понятия науки, как “причина”, “следствие”, “необходи­мость”, “случайность” — есть “фикции” нашего ума.

На самом деле эти понятия обозначают связь впечат­лении опыта. Мы связываем опытные данные в причинно-следственную связь и говорим, что, предположим, “отея — причина ребенка”. Внешне это так и есть, но на самом деле причина рождения ребенка — сложный биологический про­цесс. Вывод Юма: “Это наш ум формирует причинно-след­ственные связи, а в реальности их нет, или они нам неиз­вестны. Предметы или процессы есть совокупность воспри­ятии Ума (у Беркли “совокупность ощущений”). Ум людей активен, ум имеет “энергию”, или способность “рассматри­вать” явления мира через призму причинно-следственных связей.

Однако вся наука стоит на использовании понятий “при­чины”, “следствия”, “необходимости”, “случайности”. А эти понятия — “фикции ума”. Таким образом, европейская на­ука и философия либо ложные (т. к. используют понятия, за которыми ничего нет), либо мы должны отказаться от этих понятий (а значит и науки) и заниматься только опыт­ными исследованиями, не ставя цели выяснить законы (“не­обходимость”), действующие в природе и в обществе. Тео­ретическая наука оказалась невозможной. Даже теология — учение о Боге, божественной субстанции — невозможна, так как нельзя доказать существование ни материальной субстанции, ни духовной. Многие философы эмоциональ­но отвергали позицию Беркли и Юма, однако ничего не смогли аргументирование противопоставить им в качестве опровержения. Доводы Беркли и Юма казались непоколе­бимыми до прихода И. Канта, который показал, как воз­можны теоретическая наука и философия, вскрывающие законы мышления и бытия.

Как понимались человек и общество в философии французских материалистов XVIII в.?

Французский материализм XVIII века (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах) является одним из направ­лений философии Просвещения. Всех философов Просве­щения объединяет идея перестройки жизни на разумных началах, что можно, по их мнению, осуществить путем рас­пространения положительных практически полезных зна­ний среди широких кругов образованных людей, особенно среди правителей, которые и внедрят принципы разума в повседневную жизнь своих стран. А так как новые, получае­мые путем обработки опытных данных знания о природе и обществе противоречили утверждениям христианской ре­лигии, то одной из главных задач мыслителей-просветите­лей была борьба как с религиозными воззрениями, так и с метафизическими учениями Декарта и Лейбница, в кото­рых обосновывалась возможность доказательства бытия Бога, т. е. утверждалась согласованность разума с фунда­ментом религиозной веры. Наиболее последовательно эту борьбу вели французские материалисты, создавшие систе­му атеистического и антиметафизического мировоззрения.

Согласно их воззрениям человек — часть природы. Природа же существует сама по себе, не нуждаясь ни в ка­ком сверхприродном начале. Материя — строительный материал природы — вечна и обладает движением, кото­рое отождествлялось с механическим перемещением как необходимым свойством. Человек, поскольку он часть при­роды, не является соединением материального тела и не­материальной души, как утверждается в религии и в мета­физической философии. Он — всецело материальное телес­ное существо, обладающее телесными же чувствами, свя­зывающими его с остальной природой и направляющими его жизнь. Разум или отождествляется с чувствами (Гель­веций), или рассматривается как некое общее чувство (Дид­ро). Общеприродный закон стремления к сохранению достигнутого состояния в человеке проявляется как стремле­ние избегать страданий и искать удовольствия. Жить, из­бегая страданий и стремясь к удовольствиям, и означает жить в согласии с природой, с чувствами, с разумом.

Вопреки утверждениям христианства человек не явля­ется злым по природе. Таковым его делает общество: несо­вершенство общественных отношении и неправильное вос­питание. Правильно воспитанный — просвещенный — че­ловек займет позицию разумного эгоизма, принцип кото­рого — живи сам и давай жить другим. Следуя этому прин­ципу, надо стремиться к установлению строя, обеспечива­ющего юридическое равенство всех граждан вне зависимости от сословных, национальных, конфессиональных различий между ними. Такой строй дает возможность каждому по­лучать выгоду (минимум страданий, максимум удовольст­вий), не ущемляя личные интересы всех других. Если Гельвепий считал, что по природе человек морально нейтрален и становится разумным эгоистом только благодаря воспи­танию, то Дидро находил у человека врожденное стремле­ние к поддержке других людей, стремление приносить им пользу. По Дидро человек добр по природе. Воспитание развивает и укрепляет его естественную моральную склон­ность.

Последующее развитие философии выявило, что фун­даментальные положения материалистического мировоз­зрения Просветителей (отрицание бытия Бога, сведение разума к чувствам) являются такими же принимаемыми на веру догмами, как и отвергавшиеся ими положения христианства.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1150; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!