В чем различие между Фейербахом и Марксом в понимании человека и его истории?



С точки зрения Фейербаха (1804—1872), — не­посредственного ученика Гегеля, а затем его критика, пе­решедшего на атеистические и материалистические пози­ции, — тот, кто не отказывается от гегелевского спекуля­тивного взгляда на мир, тот не отказывается от христиан­ства (нельзя быть и атеистом, и гегельянцем, как хотели некоторые ученики Гегеля), тот не отказывается от прими­рения с миром, в котором действительны неравенство, уг­нетение, несправедливость. В фундаменте гегелевской фи­лософии лежит христианское мировоззрение. Если проана­лизировать христианское понимание Бога, то видно, что характеристики, которыми наделяется Бог, являются харак­теристиками человеческого рода. То есть Бог есть сущность человека, вынесенная за пределы человека и представляе­мая как отдельное существо. Христианская теология и свя­занная с ней спекулятивная философия являются скрыты­ми, не осознающими себя антропологическими учениями. При этом в теологии — в форме учения о Боге — сущность человека характеризуется более конкретно, чем в филосо­фии, где абсолютизируется способность к мышлению. В современной культуре философия специализируется на изу­чении теоретического отношения человека к миру, тогда как в религии в превращенной форме описывается жизнен­но-практическое.

По мнению Фейербаха, философия будущего преодо­леет свое отличие от религии, не будет уже философией в спекулятивном понимании, а станет антропологией — всес­торонним учением о человеке, о его теоретическом и прак­тическом отношении к миру. В новой антропологии образ человека будет формироваться как на основе данных наук, так и на основе религиозного учения о Боге, т. е. по Фейер­баху, учения о человеческой сущности. Человек в этой ан­тропологии понимается не только как часть природы, а как универсальное природное существо. По форме — он часть природы, по сути — вся природа в ее особом индивидуали­зированном проявлении. Он — ее особая производитель­ная сила. То, что это так, видно из истории человечества, которая является процессом постепенного выявления изна­чальной, природной по происхождению, сущности челове­ческого рода. В ходе истории эта сущность онредмечивается и осознается, хотя первоначально и в превращенной — религиозной форме. Перемены в религии предвещают и сопровождают переход от одной исторической эпохи к дру­гой. Появление потребности в новом учении о человеке, которой соответствует новая антропология, проектируемая Фейербахом, знаменует, по его мнению, новый уровень проявления природной человеческой сущности, новую эпоху мировой истории. Говоря о ней, Фейербах, считавший, что в христианском учении об отношениях Бога и человека за­шифрованы характеристики соответствующих природе че­ловека отношений между людьми, полагает, что содержа­нием переходного периода будет претворение этих отноше­ний — отношений любви — в повседневную жизнь.

Маркс (1818—1883), примыкавший к младогегельян­цам, а затем перешедший, как и Фейербах, на позиции материализма, был согласен с утверждением последнего о том, что религиозный человек поклоняется родовой сущ­ности, представляемой как отдельное самостоятельное су­щество. Маркс разделяет и взгляд своих предшественни­ков от Канта до Фейербаха, что способность различать ин­дивидуальное и родовое (т. е. различать не только физи­чески, что могут и животные, но и логически) лежит в ос­нове человеческого сознания.; Маркс, однако, не согласен с Фейербахом в том, что осознание себя представителем рода принимает религиозную форму, осознание себя существом, сотворенным Богом, происходит только под влиянием пе­реживания чувства зависимости от природы и других лю­дей. В конечном итоге, по Марксу, сознание различает то, что различено, и разделяет то, что разделено в самой дей­ствительности, т. е. оно отражает реальность, а не творит ее. Религиозное сознание отнюдь не является неадекват­ным отражением единства индивидуального и родового начал в человеке, а выступает вполне соответствующим отражением действительного разрыва этих начал, их вза­имного отчуждения. Практическое примирение с общест­вом отчуждения не столько следствие религиозности, сколь­ко ее предпосылка, а действительное — массовое — пре­одоление религиозности может быть только следствием практического отрицания такого общества, первый шаг к практическому отрицанию общества отчуждения — его кри­тика. Критика религии, в которой Фейербах видел послед­нюю цель философии, должна стать критикой общества, постоянно порождающего религиозных индивидов.

Религия, по мнению Маркса, является одним из видов идеологии. Идеология — такое сознание, в котором адек­ватно отражается неподлинная действительность и субъек­ты которого, теоретически относясь к такой действитель­ности как к подлинной, увековечивают ее, выражая прак­тическое стремление к сохранению существующего поло­жения дел, к сохранению ситуации отчуждения. Идеоло­гия является ложным сознанием, так как преходящее вы­дает за вечное.

Свободными от идеологических искажений являются произведения высокого искусства, созданные людьми, ос­тро чувствующими несовершенство окружающего мира, отвергающими примирение с ним. Свободной от идеоло­гии может стать и наука, принявшая исторический взгляд на мир, преодолевшая противопоставление природы и че­ловека. В настоящее время наука расколота на знание о природе, представляемой в виде бездушного неразвиваю­щегося механизма, и на знание о человеке, представляемо­го в виде сверхприродного существа — бесплотного ду­ха, творящего свой особый надприродный мир. Такое со­стояние науки является, по Марксу, выражением крайней степени отчужденности человека от природы и людей друг от друга, возникшей в результате установления господства капиталистической формы частной собственности на материальные условия бытия людей. Будущая наука о природе будет включать в себя науку о человеке, а наука о человеке включит в себя науку о природе. Это будет единая наука — история: история природы, как история становления при­роды человеком, и история людей как история становле­ния человека универсальным природным существом.

              Философия как самостоятельная сфера познания, пре­тендующая на создание особой картины мира, на взгляд на мир с точки зрения вечности, исчезнет, т. к. именно эта претензия является полным идеологическим выражением отчуждения. Позитивным итогом многовекового существо­вания в христианском мире философии является выработ­ка основ нового общего мировоззрения, идущего на смену христианскому. (Так, в свое время, философия античности подготовила возникновение христианства — общего миро­воззрения, .пришедшего на смену язычеству). Это новое общее мировоззрение атеистично, материалистично и на­учно. Оно подготовлено предшествующим развитием фи­лософии и частных наук и, в свою очередь, обуславливает переход от разобщенных научных знаний современности к единой науке будущего. Средством такого перехода, его обязательным условием, является критический анализ со­держания этих наук, ведущийся с позиций нового общего мировоззрения и направленный как на очищение этого со­держания от идеологических искажений, так и на дальней­шее развитие самого этого мировоззрения. Такая критика идеологии является основной функцией философии на со­временном этапе. Центром нового общего мировоззрения, основы которого закладывал Маркс, явилось материалистическое по­нимание истории. По мнению Маркса, человек не выходит из недр природы универсальным природным существом, как это считал Фейербах. Он становится таковым в ходе исторического процесса. Первоначально человек отличает­ся от животных не наличием сознания (способность к ло­гическому различению), а тем, что вынужден производить необходимые ему средства к жизни. Благодаря такому про­изводству человек осваивает силы природы, подчиняет их себе. Это освоение сил природы, превращение их в произ­водительные силы человечества и составляет глубинное содержание мировой истории. Освоение это осуществляет­ся индивидами, обладающими определенными потреб­ностями и способностями и действующими в рамках опре­деленных общественных форм, унаследованных от пред­шествующих поколений. Появление новой производитель­ной силы означает новую ступень в разделении обществен­ного труда, появление новых потребностей и новых спо­собностей. Система общественных отношений, т. е. разде­ление людей на страты, отношения собственности, господ­ства и подчинения и т. п., отвечающая предшествующей стадии разделения труда, уровню развития потребностей и способностей индивидов, перестает соответствовать новым условиям, возникшим благодаря обретению новой произ­водительной силы. Религиозные движения и войны, рево­люции и борьба философских систем — все то, что в обы­денных представлениях исчерпывает содержание мировой истории, является, с точки зрения соци­ально-экономических формациях и классовой борьбе, о бур­жуазном обществе и экономических законах его существо­вания, об исторической миссии пролетариата, о коммунис­тической перспективе человечества.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 2277; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!