Почему А. Шопенгауэра считают основателем современного европейского иррационализма?



Для понимания сути европейского иррациона­лизма XIX в. надо посмотреть, что представляет собой его противоположность — европейский рационализм XVI— XIX вв.

Система европейского рационализма складывалась на путях изучения мышления и вычленения законов мышле­ния. Уже Ф. Бэкон, затем Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц, Б. Спиноза и многие другие ищут законы “чистого разу­ма”, т. е. разума, очищенного от заблуждений, разума все­сильного, безграничного и могущего изменить жизнь лю­дей по своим законам. Считалось, что “чистый разум” мо­жет дать метод, приемлемый всеми науками. Принципы разума могут лечь в основу морали, политики, свободы и т. п. На принципах разума следует строить совершенное государство. Историю также следует понимать с точки зре­ния разумности, рациональности. “Все действительное — разумно, все разумное — действительно”, — говорил Ге­гель.

Поскольку разум имеет законы (эти законы познает философия) и эти законы доступны для познания челове­ка, то разумом можно управлять на основе знания его же законов. Т. е. возможен прогресс в обществе на основе при­менения законов разума, на основе просвещения людей. Возможно управлять природой, познавая ее разумное ус­тройство, возможно безгранично развивать духовные и физические способности и силы человека.

Однако этой вере ученых и философов в силу челове­ческого разума и обязательность общественного прогресса был нанесен тяжелый удар французской революцией 1779 г. Общество, провозгласившее разум божеством и официаль­но положившее учение гениев Просвещения в основу поли­тики, на проверку оказалось неразумным и нечеловечным. Террор и невиданные ранее зверства правительства, основывающегося “на принципах разума”, заставили задумать­ся над действительными возможностями науки и разума. Оказалось, что наука и просвещение не всегда смягчают нравы и устанавливают общую гармонию. Процесс добы­вания истины тоже доступен не всем и каждому, позна­ние — “аристократично”. История скорее наполнена мифа­ми и стереотипами, чем разумом. И главное — люди не столько нуждаются в научной истине, сколько в устраива­ющих их жизненных мифах, “внутри” которых легче жить. Развитие науки и техники может не только облегчить жизнь общества, но и при известных условиях вообще уничтожить самую жизнь. В самой философии после И. Канта (с его “Критикой чистого разума”) принципы рационализма были переосмыслены.

Именно отсюда и вырастает Артур Шопенгауэр — 1788—1860 и его иррациональная философия.

В своей основной работе “Мир как воля и представле­ние” Шопенгауэр выступает как продолжатель дела Канта.

Мир, по Шопенгауэру, не основан на принципах разу­ма. В мире вообще нет разума. В мире есть “воля”. Волю надо понимать широко — не как качество человеческой души, а как “порыв”, существующий в природе и в общес­тве. Например, в мире животных есть “порыв” — стремле­ние к сохранению жизни, в физическом мире есть “притя­жение”, тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, рас, народов и отдельных людей. Воля “разли­та” в природе и обществе. Но эта воля — “слепа”, она не имеет разумной цели — иррациональна. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама воля безосновна и беспричинна. Она (воля) выступает как бесцельная потреб­ность выжить, сохраниться. На человеческом уровне воля выступает в виде страстей (аффектов): властолюбие, мсти­тельность, любовь полов и т. д. Если основа мира — “воля” неразумна, то и мир, по сути дела, — неразумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного обоснова­ния. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обос­новать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом. Время враждебно человеку, оно безжалостно и не­умолимо. В религии мы пытаемся победить время через концепцию бессмертия души. Но это — иллюзия. Простран­ство враждебно человеку, оно разделяет людей. Причин­ность отбрасывает людей к разным состояниям жизни (к богатству и бедности, здоровью и болезни и т. д.).

В целом, жизнь людей — это безнадежное длитель­ное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понима­нии того, что мир — это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе “волю к жизни”, устранив аф­фекты, вызванные “волей”. Человек может придать своей жизни смысл — он в избавлении от “воли к жизни”. Шо­пенгауэр ссылается на положения древнеиндийской фило­софии, зовущей человека к отрицанию бессмысленности мира, к стремлению к покою, к “нирване”. Разделяя такую идею, Шопенгауэр приходит к “пессимизму”, к характерис­тике человека как существа, живущего не по законам об­щества и морального прогресса, к отрицанию возможности познать мир (т. к. у воли, разлитой в мире, нет законов), к отрицанию возможности построения счастливого и разум­ного государства.

Эти идеи А. Шопенгауэра получили развитие в фило­софии 19—20 вв. Особенно в философии “экзистенциализ­ма”, “философии жизни” и других течениях.


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 1402; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!