ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ 72 страница



Сосуд из окружённого кромлехом—подобно майкопским и многим новоданиловскнм погребениям — п. 12 у с. Осокоровка на р. Базавлук [6S3, рис. 6:3] имел поя венчиком пару отверстий, которые Н. А. Чмыхов счёл приспособлениями для астрономически» наблюдений [9! |,с. 213—215]. Однако ввиду проходящей между отверстиями трещины их можно считать свидетельством обычной починки. Более очевидноастрономическое предназначение, а вместе с тем буквальное выражение идеи «глазков* (сопоставимых с глазами звездочётов, использовавших этотсвоеобразный секстант)—обнаруживается в чаше из раннеямного п. 15 к. 12 у с. Политотдельское, где два отверстия были «просверлены по сухой глине» под венчиком целого сосуда [727. с. 267, рис. 22:16]. К тому же в орнаментике этой чаши и вторсго, яйцевидного сосуда из п. 15 обнаруживается календарь. Чаша была украшена 4+5 рядами ёлочкоподобных оттисков зубчатого штампа +1 рядом вдоль дна. сопоставленным из 22+6 отпісков [727, рис. 22:17]. чтс отвечает 1/2 сароса, продолжительности усреднённого лунного месяиа и 28-летне№ «кругу Солнца**. Дно горшка украсили лучеобразными оттисками гребенчатого штампа, расположив выше этого астрального знака 117 рядов ваавлений лопаточкой; 1+1 рядз подобных вдавливаний снаружи и изнутри венчика дополняли этот числовой символ *Отиа существ’ Праджапати [711. с. 127] до 19-летнего сароса — количества лет. необходимых для прихода в соответствие солнечного и лунного календарей [912- с. 203; яр.]. Примерно такое же количество «жемчужных» налепов (3x6?) украшало плечики амфоры из Новоданиловского могильника.

Капендарность основ орнаментации вышерассмотренной керамики не покажется нам столь невероятной, если учесть зодиакальные (от греч. 'шествие зверей'» изображения на металлических сосудах .Майкопского кургана [28, с. 47] и существование в индоевропейской ойкумене по крайней мере с VII—IVтыс. дон. э. системы святилиш-обсерваторий [975, с. 101—11C].

Репликойзверей-созвездий Майкопскогокѵрганаявляются рельефные изображения человека, собаки, кошачьего хищника и козлов на куро-эраксском сосуде из п. 2 к. I Сунженского могильника [676, с. 54] и могли стать зооморфные символы на сосуде из Михайловского кургана у Запорожья [190, с. 89, рис. 59:5]; впрочем, вопреки утвердившемуся мнению, эти знаки напоминают не столько животных, сколько излучающие свет оерпы Луны или созвездия. Последние (особенно 3 звезды пояса Ориона, породившие образведийскогоТишьи и арестийскогоТиштрьи в облике лучника, коня иля златорогого быка [406, с. 46—47]) могли обозначаться также «глазками», «жемчужинами» и лунками вышерассмотренных сосудов и петроглифов.

Горизонтальные ёлочкообразные ряды, выполненные на сосудах изп. 15 к. 12 у с. Политотдельского штампами из раковин и деревянной или костяной лопаточко* («веслом»?), могли ассоциироваться не только с годами и яр. проявлениями времени, но также с космическими водами. Я уже указал на возможность воплошения в яйцевидном горшочке образа Праджапати; не исключено, чтопарасосудовдолжна бьт означать половинки скорлупы (где горшочек — Земля, а чаша — Небо) ^Золотого Зародыша’ Хираньягарбхи, породившего Праяжапаггаи ставшего исходным материалом для сотворения над Праокеаном двух основных половин мироздания. Следующий этап развития этих же мифологем представлен, вероятно, в орнаментации сосуда из п. 22 к. 5 у с. Бережновканар. Еруслан, левобережном притоке Ннтэіей Вол ги [718, с. 71—"2’ Лучеобразный знак наего дне принял вид креста из 4x4 ил« 4+4 рядов оттисков ногте 4+(ЗхЗ) таких же рядов заполняли промежутки между 4 зигзагами, разделившими на горизонтальные пояса тулово и шейку сосуда. Здесьтоже обнаруживаютсязакономерности

• 4-сезонного ІЗ-месячного4-недельного 29-су точного лунного) календаря, а крест на дне сопоставим с образом заключённого в Праяйце зародыша Праджапати (символи- міровавшегося числами 16 или 17 [711, с. 127]). Помещение сосуда в могилу вверх дном подчёркивает его магическую суть. Находки подобных сосудов на Северном Кавказе [422, с. 65—66; 190, с. 68—69] дополняют вышесказанное о контактах ямной и майкопской культур, а также позволяют привлечь для объяснения происхождения семантики этих сосудов Кишпекский курган с его конструкцией в виде «луны-ладьи» и медной ладьей—или луновидной (овальной) чашей с крестом на дне [75, с. 77; 900], и другие материалы «той обширной, но недостаточно изученной культурно-историчес- кой области, которую представляется возможным называть кавказо-малоазийской» [422, с. 42]. На правомерность такого привлечения указывает и поза адоратш вышерассмотренных п. 15 и п. 22: она несвойственна ямной, зато характерна для ближневосточных культур [761, с. 15—16].

К той же каспийско-днепровской фазе В. Н. Даниленко отнёс комплекс из п. 2 к. 27 Ар.чаринского могильника (правый берег Нижней Волги), включавший лошадиноголовый скипетр и сосуд [ 190, с. 47,52,95—96]. Последний был украшен довольно реалистичными изображениями деревьев. Ввиду широкого распространения подобных новоданиловских захоронений со скипетрами (см. выше), можно полагать, что столь уникальный орнамент был позаимствован у земледельцев кавказского или балканского ареалов Однако более вероятнъ(м представляется здесь проявление подсознательного архетипа: можно присоединиться к гипотезе Ф. Б. Я. Кёйпсра, «что пренатальный коррелят дерева, поднимающегося из первоначального холма, следует искать в развивающемся спинном мозгу» [294, с. 137]. Данное предположение подтверждается такими характерными признаками «пренатального (‘предшествующего рождению’, т. е. эмбрионального) древа» как изображения растений вершинами вниз между землёю и небом (соответственно, насечки по краю венчика и 3 линии), их количество (6 или 7. чтосоответствует не только продолжительности лунной недели и количеству месяцев полугодия, но и количеству медитативных чакр вдоль позвоночника и головы [364, с. 37—38]). В качестве вышеупомянутого Прахолма мограссматриваться сосуд, а скипетр при нём (связанный, возможно, с женской инициацией и концепцией плодородия [310; 413, с. 191—192,290]) символизировал, вероятно, ваджру-’ фаллос’ Индры-’Яйца’; в таком случае комплекс инвентаря из новоданиловского п. 2 к. 27 можно считать одним из наиболее ранних соответствий «оплодотворяющей деятельности сперматозоида», зрхетип которого лёт в основу главного мифа арийской Ригведы [294, с. 131—141].

Необходимо отметить, что опрокинутостъ древовидных («ёлочкообразных») символов чаще всего передавалась горизонтальным их размещением. При этом суть таких изображений могла не исчерпываться архетипом «пренатального древа», а включать и другие значения. Так, семантика (срубленного, воистину потустороннего) лрева выясняется в горизонтальной «ёлочке» раннеямного сосуда из п. 4 к. 31 Павловского могильника на Среднем Дону по комплексу найденных в этом же погребении металлических плотницких инструментов кавказского происхождения [711, с. 25—26, 125—126, 165—167]. Предложенную А. Т. Синюком мифологическую параллель погребённому мастеру—индоарийского твориа (плотника и др.) вселенной Вишвакармана—можно распространить и на сосуд. Возможно, что и во многих других случаях под «ёлочками» подразумевалось прадрево-скамбха — нечто среднее между прпяйиом-Хираньягарбхой и жертвенным прачеловеком-Пурушей. из которого самозародиласыші была создана Вселенная.

Исследователи вслед за В. Н. Даниленко и Н. Я. Мерпером [190, с. 32—80; 492. с. 30—54] выстраивают типологический ряадреанейшей керамики ямной культуры, в который после сосудов из иижневолжских п. 15 к. 12 у Политотдельского, п. 22 к.

5 у Бережновки. п. 2 к. 27 у Архара ставят сосуды из п. 1 к. 7 у ст. Кубанской [190. с. 68—69], п. 7 и п. 9 к. 1—XVIII у с. Верхняя Маячка в Орельско-Самарском междуречье [333, с. 7S—79. табл. Х:4, XII: 7^8], п. 3 к. I у Каменной Могилы [507. с. 213. рис. 5]. п. 4 к. 31 —VII у хут. Попова на Нижней Волге [738. с. 384—387. рис. 27:6] и др. Особый интерес представляют сосуды из двух последних захоронений.

На п. 3 к. I у Каменной Могилы мы останавливались при рассмотрении человеческих жертвоприношений. Вспомним, что сочетаясь с отчленённым черепом (вполне наглядным свидетельством обращения жреиов к подсознанию) и антропоморфной стелой (с отчленяющим голову кинжалом в руке?!, этот сосул был включён в сюжет, отвечающий основному мифу Ригведы. Изображение на дне сосуда подобия деревз- отмежеванного зигзагом («землёй») отёлочной орнаментлиим тулова. возвращает нас к образам л. 2 к. 27 у с. Архара, но в данном случае акцентировано, по-видимому, про* тивостояние потустороннего и небесного (связанногос космическими водами и потому тоже потустороннего) «древ жизни©, связанных с идеей «небесной бадьи». 12+1 элементов первого отвечают количеству месяцев полного годового цикла (лунного календаря), a 6+1 второго — месяцев благоприятного полугодия Орнаментика этого сосуда продолжает традицию всех предшествующих ему в вышеуказанном списке: с сосудом из п. I к. 7 возле Кубанской его сближает также совместное расположение с человеческим черепом нз перекрытии могилы.

Не исключено, что кости ребёнка из п. 4 к. 31—VII у хут. Попова были не «перемещены грызунами», а тлкже представляли остатки жертвоприношения: на это указывают наличие «лишенной обоих эпифизов плечевой кости» іі костришеіюд циновкой в заполнении могилы. Эта камышовая ішновка всеверном углу символизм ровалэ- вероятио. брасман, представленный также в оригинальной, решетчатой орнаментация сосуда. Здесь такой орнамент вполне мог отвечать шумерскому знаку возделанного пол* или благоустроенной земли [ 186, рис. 47]. как прослежено и в орнаментике подобного сосуда среди петроглифов пл.4 Каменной Могилы [678. табл. IV; 975. с. 180—183]. При этом измельчённые кости жертвенного ребёнка могли символизировать посев и магически содействовать урожаю [S54, с. 320—326]; этой же цели служило, очевидно, множество перемешанных с останками костяных бусин. Орнаментика наибольшей из 5 больших бусин (по числу «решеток* на сосуде) в виде 11+11+(5x3) насечек обнаруживает календарное значение: 1/10 количества суток года и, вероятно. 11 -месячный годовой цикл (наиболее укоренившийся затем в греческой Атпіке). К сказанному надо добавить, чго горизонтальные полосы между полями -«решеткам и» могли означать воду, вертикальные чёрточки поверх них — всходы, а насечки на венчике — зёрна.

Предполагаемая семантика «решёток» хорошо подтверждается орнаментикой рогатых ѵсатовских амфорок. В тех случаях, когда ручки сосудов или выступы на их крышках-чашах имеют двурогую форму [606, с. 112, рис. 25:1; 1019, рис. 29:3, 33:21 или же на туловах имеются изображения «рогаток»-быков [1019, рис. 41:2, 55:4], то становится вполне очевидным, что сопряжённые с ними «решетки* или «сетки» означают возделанное поле.

Рассмотренный типолого-семантический ряд оянокультурных, относящихся к становлению ямной культуры сосудов обнаруживает сложность представлений, закладывавшихся даже в визуально простые орнаменты.

Нетрудно заметить, что уже в самом начале формирования курганного обряда идея Праяйиа потерпела существенные изменения. Она нескалькоантропоморфизировалась ••глазки» майкопской и контактировавших с нею культур; «пренатальное древо жизни* п. 2 к. 27 у с. Архара и следующих за ним поіребений) и, согласно выводу М. В. Андреевой [28, с. 47], обрела «генетически связанный с ним, но значительно более сложный образ мандолы». 'Кругу' последней ]800] отвечает уже не только форма сосуда и размещение орнаментики, ной наличие довольно развитых калачакр ('колёс времени', представленных вышерассмотренными календарями). Скипетр-ваджра из п. 2 к. 27. ножевидная пластина в сочетании с изображением кинжала из п. 3 к. 1 у Каменной Чогплы. чаша-ваджра [АБр IV. 1.4] из п. 15 к. 12 у Политотдельского в сочетании с изображениями на дне сосудов из двух последних и п. 22 к. 5 у Бережновки отвечают помещению «ваажр» (символов мужского начала) в центре мандал. Вследствие этого примыкающие к центральной орнаментальные зоны следует считать «янтрами» — символами женского начала. В яйцевидном горшке из п. 15 под янтрой подразумевались космические воды (порождающие—согласно рассмотренной выше семантике данного сосуда, а также ведийских её соответствий - 'Золотой зародыш’ Хираньягарбху), в остальных случаях — время и земля (сочетание которых соответствует ведической Адити —воплощавшейся ариями в сосудах ]АВ XVIII.4.30; ШБр 6.5-1 —7]). Показательно, что знак валжры на дне сосудов встречается редко, тогда какянтра на верхней их половине —дело обычное; сосуды, таким образом, символизировали преимущественно женское начало (см. выше об Адити). Сопоставимые с ваджрой изображения на дне сосудов в виде астральных знаков (лучей п. 15 и креста п. 22, который впоследствии станет едва ли не единственной ваджрой). а также древа жизни (п.З) следует считать символами *і>жского начала, древо жизни, впрочем, гораздо более характерно для янтр и выступает обычно символом женским.

Такие, в обших чертах, мифологемы бытовали в орнаментации керамики из древнейших курганов Юго-Восточной Европы. Будучи куда менее развитей докѵро- лраксской, а тем более трипольской орнаментики, она. тем не менее, уже вполне отвечала ведическим представлениям, явившись, по-видимому, одним из компонентов их формирования; при этом важно учитывать ближневосточные истоки и влияния вышерассмотренной орнаментации.

Переходим к рассмотрению орнаментации керамики последующих периодов.

Всреднестоговско-нижнемихайловский период наиболее активизировалась «азово- черноморская линия развития степ ног о энеолита®, соседствовавшая, а той переплетавшаяся (как в новоданиловскомтипе) с формирующейся ямной культурой [190, с. 87—106]. В Великоалександровском и Старосельском курганах прослежено, как вступили в контакт носители локуро«араксской и трипольской кѵльтур. породив кеми-обинскую гт . как этот же контакт, а затем кеми-обинская культура стимулировали переход от среднестоговской к ямной культуре, и как сосуществование кеми-обинской и ямной жудьтур было прервано приходом старосельского типа алазано-беденской культуры J954; 956]. Всё это влекло за собой взаимовлияния и изменения орнаментики, но ввиду крайней скудности керамики в погребениях раннеямного периода (Михайловка II) об этом можносудить, преимущественно, на основании росписей кеми-обинских гробниц.

Переход от древнейших неорнпментированных к развитым, расписанным охрой н сажей, а иногда и покрытым рельефным орнаментом гробницам кеми-обинской культуры осуществился, по-видимому, не без влияния керамики и проч. куро- арпксского и усатовского ареалов. В первом из них обнаруживаются все основные элементы, а отчасти и сюжеты кеми-обинской орнаментики [532, табл. ХІІѴ —ХМ; 85”. рис. 2:2]; прототипами кеми-обинских гробниц могли стать дома-святилиша с расписными стенами и гробницы, подобные Нальчикской [41 I.e. 165; 899]. Последний памятник особенно важен антропоморфными стелами и лунным календарём, характерными также для кеми-обинских гробниц [195]. Эти же особенности всё более выявляются и в усатовской культуре. Уже прослежена связь между антропозооморфны- ми изображениями на керамике, статуэтках и знаменитой стеле из к. 3—I возле Усатово [606. с. 77—81.112]. На ней «изображено рогатое человекоподобное сушество женского пола, наделенное л абрисовидными и л унарными знаками» [612, с. 20] — прообраз Артемиды ]|89, с. 221] или же Дьявы ]975, с. 119—120]. Специфические антропо- к зооморфные, а также геометрические аналоги изображениям Усатовской стелы. Нальчи кской и Новосвободненской (к.28) гробниц бытовали затем ворнаментикекеми-. обинских каменных ящиков [390. рис. 3; 1008, рис. 2—4; 195, рис. I; 954, рис. 2; др.].' В перечисленных памятниках, а также в моделировке стел [563, рис. 21—23; І09"| особенно важны признаки антропоморфности и соотношения различных символов с частями тела и убранства, что при всей зыбкости таких соотношений (см. ■ предыдущем разделе об орнаментации трипольских статуэток) всё же облегчает анализ семантики орнаментированной керамики.

Важнейшее значение придавалось косому кресту, мужская природа которого (ск выше о «ваджрах» на дне сосудов) подтверждается иконографией лучника над входом вдольмсн к. 28 у Новосвободной [667, с. 28, рис. 1:2]. Этот персонаж (сопоставленный мной при анализе луковс ведийским Кришану) связан и с небесным, и с потусторонни* мирами: с первым — крыльеподобным оформлением трёхпалых рук, со вторым —1 сломанностью левой руки и отсутствием головы, т. е. признаками жертвенности. Жертвенник, напоминающий и рассмотренную фигуру, и куро-араксские курильницы, довольно реалистично изображён под косым крестом на плите 4 (южная часть западной стенки гробницы) п. 9 к. 4 у с. Рахмановка Криворожского р-на Днепропетровской области ]390, рис. I]. Точка над жертвенником могла обозначать и потустороннее; светило, и голову антропоморфного существа Окало 12 таких существ (10 из них — безголовых) изображены на всех плитах гробницы—за исключением вышеназванное

4 и противоположной ей 2. В общем же вырисовывается сюжет, сходный с изображенным на синхронной месопотамской печати 2316—2240 тт. до н. ж жертвоприношением Думузи. где жертвенник с человеческой головой помещён паі солярно-зодиакальным знаком в виде прямогокреста с косым крестом из 3x4 лучей ]9Щ с. 22, рис. 2:3; 975, рис. 22]. Семантика обоих памятников близка стеле из к. 3—Івоіж Усатово: воснову еётоже положеныкалендарные представления, бычья голова (Телоьш с лабрисом над рогами и Луной ниже их) на женском теле отражает жертвенное* божества. Немаловажно размещение стелы у юго-западной полы кургана, т. е cm стороны заката зимнего Солнца: в этом же направлении располагалась плита 4 п. 9 к. А и большинство Х-образных знаков на стенкак кеми-обинскй* гробниц [954, рис. II 966, рис. 3'.4; др.]. Подытоживая анализ семантики косого креста, можно сказать, ч* в нём сочетались признаки антропоморфизма, мужского начала, владыки потусторсв- него мира и его входа-выхода, жертвенности, потустороннего (закатного, зимнего) солнца, причастности к годовому шіклу; дополнительные признаки могут конкретизировать значение этого символа.

Здесь уместноостановнться на конкретике Х-образного жертвенника внутри чаши *з предусатовского поселения Черкасов Сад II [606, с. 48—49], послужившей, быть ноже т. одним из прообразов арийского Валы. Отверстие под венчиком и прошволежашая «лемкл-вхол (вэту мадельсвятилиша), предназначавшиеся, очевидно, дляастрономических наблюдений — пересекли модель жертвенника так, что в совокупности с ним должны аыли представляться Ж-образным символом (изображения которого встречаются в орнаментации кеми-обинских яшиков, ямных стел и керамики различных культур). Этот символ связан с обрядом акрогннііи, «с земледелием—плодородием и влагой» [564, е. 139—140]; вместе с тем рассматриваемый сосуд указывает на сочетание в нем •посредством наблюдений за светилами, атакже раскладывавшегося на жертвеннике огня и производившихся возлияний) огненной и водной стихий, небесного и потустороннего миров.

Если рассмотренная чаша действительно отразила один из прообразов Валы, то Х-образный жертвенник внутри неё — прообраз заключённого внутри Валы “Солнца'- Сѵрыіи и Агни-’Огня’. Важно, что это изделие можно поставить в основу типологического ряда расписных чаш, чаш-крышек (антропозооморфных амфорок), вередко сопровождавших усатовские погребения и жертвоприношения, а также курильніш нижнемихайловской и последующих степных культур. Рассмотрим орнаментацию некоторых из них.

В отличие от 3-4-«лепестковой* орнаментации чаш и крышек из погребений усатовской культуры, двурогая (Тельцовая) чаша-крышка из единственного погребения к. 3—II возле Усатово [603, с. 83—85] была орнаментирована 7+1 «лепестками», расписанными внутри, соответственно, М-образными знаками (быков

■ проч. [473, с. 160; 564, с. 138—139]) и двумя продольными линиями (как и круг ■центре орнамента). Последние два знака можно трактовать как символы рождения, а первый как символ божественной сути уже рождённых существ. Эта мифологема перекликается с I слоем плит и 7 слоями разных камней на перекрытии могилы, которые перемежались остатками жертвоприношений и были покрыты костром. В описанном ритуале (а значит и в орнаментике чаши) прослеживаются соответствия образу 'Огненного Зародыша’ и, главное,'Яйца мёртвого' Мартанды—прародителя смертных, VIII сына праматери Адитн, отринутого сю или преданного семью старшими братьями [294, с. 119; 1019, с. 66, 94]. В таком случае чаша-крышка «•голова» на поставленной в могилу антропоморфной амфорки?) символизировала саму Адити или её прототип, а рогатость рассмотренного сосуда и божества заставляет сопоставить их с женским быкоголовым персонажем на стеле из к. 3—I возле Усатово. (Это, кстати, ешё один аргумент в пользу отождествления указанного персонажа с Дьявой или Дьяусом-Притхиви—Отцом-’Небом’ и Матерью-’Землёй’, дочерью и воплощением которых считалась Адити [788, с. 45; др.]).


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 192; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!