Садхана бхикшу: базовые обобщения



Все три стратегии являются возможностью обращения, разворота алая-виджняны на самое себя. Это обращение, инициация в чистое сознание, свободное от дуальности и дихотомичности, субъектно-объектной бинарности, реализации функции расчленения и различения реальности.

Когда совершается разворот, алая-виджняна становится чистой зеркальной мудростью (джняна), «незапятнанным умом», пространством, которое уже и сознанием не является. Принципиальными атрибутами этого незапятнанного ума являются Постоянство (нитья), Блаженство (сукха), Самость (атман) и Чистота (шубха). Эти атрибуты прямо противоположны фундаментальным качествам сансары: непостоянство (анитья), страдание, неудовлетворительность (дукха), бессущностность, или бессамостность (анатман) и загрязненность (ашубха). Существует достаточно распространенное мнение в буддологии, что нирвана – это непрерывное сознание, духовная чистота, и что осознанность становится единственно возможным поведением достигшего.

На наш взгляд, мнение о том, что при завершении сосредоточения нирваной, ум медитирующего становится свободным от мирских желаний и всех отождествлений, которые больше не возникают – глубоко ошибочно. Нирвана не является сознанием, не является чистотой, не является нежеланием, и вообще находится за пределами двойственных определений и описаний.

На этом путь к нирване завершен.

Назвать нирвану плодом садханы не поворачивается язык.

Плод срывают и едят или хранят, чтобы, в конце концов, посадить в землю, в соответствии с еврейской мудростью, «чтобы было много плода».

Явно, что мы видим смерть Эго и всего человеческого, существование–пребывание в невыразимом.

Кого, чего, когда, где – эти вопросы некорректны.

Пребывание сознания в нирване глупость, ибо сознания нет.

Назвать нирвану блаженством тоже глупость, ибо нет страдания как бинарности и возможности различения.

И глупостью все это не назовешь, ибо ума-то нет.

Вот невыразимая пустота и все тут.

И всегда непонятно что делать Чапаеву с пустотой.

И Козлову тоже.

И даже Петренко.

И даже великому Грофу.

Выразить словами невозможно, но можно пережить. Я не уверен, что можно оттуда жить.

И вроде бы надо просто все прекратить и не думать о каком-то росте и развитии личности свой и тем более чужой, другой…

Ибо говорил же Татхагата – «Прекращение становления есть ниббана». («Суттанипатта» II , 68)

Но прекращать-то не хочется, ибо книга еще не завершена.

И если книгу завершу, тоже не хочется прекращать, ибо жизнь моя связана с идеей становления и реализации.

Очень хочется сделать следующую страницу в этой книге чистой, чтобы прежде чем перейти к третьей главе о практиках буддизма, вы подумали о предельной неопределенности девятого.

Так мы и поступим.

 

Глава 3

Методы самопознания и трансформации

 

Эта глава является практическим приложением к теоретическим рассуждениям, приведенным в предыдущих разделах книги.

Данные методы и практики ориентированы на европейского читателя, или, что будет еще точнее, читателя с европейской эгоцентированностью. Само обозначение говорит именно о таком подходе.

Практики, приводимые ниже, никоим образом не направлены на уничтожение личностных конструктов, и, тем более, на «стирание личной истории» или вхождение в нирвану.

Эти методы ориентированы на самопознание, развитие воли, управление чувствами, культивирование высших чувств (доброта, открытость, сострадание, любовь к ближнему, гуманизм), расширение осознанности, развитие внимательности, выработку тишины и покоя на самом глубинном уровне.

Все психотехническое пространство буддизма может рассматриваться, прежде всего, как способ создания покоя и ощущения центрированного осознавания, невовлечения в свои мысли, эмоции, желания.

При этом Будда не отрицал телесности. Татхагата обнаружил «Срединный путь» и в своей Первой проповеди в Сарнатхе говорил: «Ни воздержание от рыбы и мяса, ни хождение голым, ни бритье головы, ни ношение спутанных волос, ни одевание грубой одежды, ни покрывание себя грязью, ни жертвоприношение Агни не очистят человека, который не свободен от заблуждений».

Аскетические подвиги не обязательны. Путь в состояние внутренней гармонии в буддизме – это новое качество бытия личности. Преодоление отношения, упаданы происходит через осознание и принятие «таковости» внутренней и внешней реальности. Смысл срединности пути – избегание крайностей – привязанности к чувственным объектам и самоумерщвлению.

Буддизм – это мировоззрение с «открытыми глазами», духовный путь «бодрствования» и сознательного самопреобразования.

В конце концов, не обязательно жить в монастыре и с утра до вечера медитировать на Будду, читать мантры и заниматься утонченной випассаной. В этом разделе книги мы будем описывать практики «вне монастыря». Тем более, по словам Будды, монастырь должен быть внутри человека: «Я говорю тебе: оставайся на своем месте в жизни и с усердием занимайся своим делом. Не жизнь, богатство и власть порабощают людей, а привязанность к жизни, богатству и власти».

Описывая человека достигшего – архата (араханта), Будда использовал достаточно простые требования к нему и качества, ему присущие(«Дигха-никая» III , 133) в диалоге с Кундой: «Так, Кунда, говоря об арахантах, должен ты отвечать тем, кто придерживается других взглядов.

Друг, бхикку, ставший арахантом – это такой человек, в котором разрушены асавы (асавы – букв. «потоки, ручьи, опьяняющие вещества», свойственные жизни, их четыре: кама – чувственность; бхава – становление; диттхи – мнения и рассуждения; авидджа – неведение), кто прожил жизнь, кто выполнил свою задачу, кто сбросил свою ношу, кто достиг собственного благополучия, кто до конца разрушил оковы, привязывающие к становлению, кто освобожден благодаря знанию, – такой человек неспособен к девяти видам неправильного поведения, а именно:

Намеренно отнимать жизнь у живого существа;

при помощи воровства присваивать то, что не дано;

совершать половой акт;

принимать опьяняющие напитки;

накапливать (пищу) для удовлетворения аппетита, как это делает домохозяин;

идти по ложному пути ненависти;

идти по ложному пути заблуждения;

идти по ложному пути страха».

 

В буддийской психологии не только разработана концепция личности как совокупности отношений, но и даны основные рекомендации по ее освобождению.

Буддизм имеет глобальный психотехнический пласт, но направлен он на формирование высшей этики, когда бхикшу, транслируя через свою личность основные экзистенциальные ценности, является хранителем человеческой духовности. На определенной стадии своей этической дисциплины он приобретает брахмавихару – пространство ничем неограниченных четырех прекрасных драгоценных состояний сознания: Любящей доброты (приносящей чистую радость), Сострадания (удаляющего страдание), Радости (счастье в счастье других), Равностности (состояние без рассуждений о приобретении и потере, без хватания, цепляния за веру как за истину, вне отношений, без гнева и горестей). Присутствие этих качеств в человеке является главным социальным достижением буддийской садханы, главным плодом духовного пути, который важен не только для сангхи, но и для всей социальной общности как эталон человечности, выражение человеческой потенциальности.

Возможность нирваны, на наш взгляд, требует отдельного анализа.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!